16.05.2023

16 мая в главном здании ПСТГУ открылась пятая научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная ПАО «Сургутнефтегаз», Центром развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В.Ломоносова и Институтом дистанционного образования ПСТГУ. 

Начиная пленарную дискуссию, начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз» (и преподаватель ИДО) Ринат Гимранов пояснил, что дискуссионность в этом году станет особенностью всей конференции: секции распределили на два дня, чтобы в рамках каждой выделить время для обмена мнениями и обсуждения услышанных вопросов. Директор ИДО ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, комментируя анонсированные модераторами секции, объяснил, что разнообразие тематики – дистанционные технологии в школах, вузах, дополнительном и профессиональном образовании – сознательная политика организаторов, так как хочется избежать изолированности разных областей образования, в которых есть большой потенциал для обмена опытом. Завершая пленарную встречу, Ринат Гимранов представил Игоря Белянина, основателя и директора проекта «ДистантТВ», который уже пять лет обеспечивает трансляции конференции.

Характеризуя свою традиционную секцию «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании», которая сменила пленарное заседание во Владимирском зале, о.Геннадий Егоров упомянул прошлогоднюю конференцию, когда стало очевидно, что в рамках секции по-прежнему важны две темы: вовлеченность всех участников в учебный процесс и развитие преподавателей. Перед выступающими ведущий поставил задачу обойтись без презентаций и быть максимально краткими, чтобы как можно больше времени посвятить обсуждению этих вопросов. Нетипичный для конференций формат обеспечил на секции неформальную обстановку и упростил коммуникацию между самими участниками.

Алина Краснова, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ, рассмотрела педагогическое взаимодействие в дистанционном формате с точки зрения эффективности усвоения информации, отмечая психологические особенности, которые важно учитывать: построение первого контакта, доверие преподавателю, творческая переработка информации.

Начальник отдела дистанционного обучения Центра «Профессионал» Елизавета Воробчикова, рассказывая о различных видах взаимодействия «человек-среда-человек», отметила, что автоматизация образовательных процессов усиливает желание учащихся общаться с куратором-человеком, поэтому в центре так важен канал для живой коммуникации по техническим, организационным и другим вопросам и роль куратора группы, которую не удается минимизировать.

Начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства Дирекции по обеспечению цифровой трансформации НИУ ВШЭ Олеся Клычихина согласилась с коллегами, что роль ассистента очень важна в образовательном процессе. Она поделилась опытом вуза по привлечению студентов – цифровых ассистентов для оказания технической поддержки пользователям цифровых сервисов университета. Традиционная модель, при которой преподаватели обучают студентов, расширяется за счет помощи студентов сотрудникам вуза по вопросам использования цифровых систем и сервисов. В вузе появилась новая роль – «цифровые ассистенты», которую успешно реализуют студенты разных образовательных программ, прошедшие обучение в Цифровом блоке и работающие в качестве операторов Горячей линии. Эту практику докладчица охарактеризовала как «социальный проект, протекающий в технологической среде».

Мария Лебедева, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, вернула участников к теме «вовлеченности» в образовательный процесс, поставив вопрос, как дать ей определение? Пытаясь формализовать понятие «качественная учебная коммуникация» и описать факторы, которые обеспечивают ее успешность, представители вуза обработали и проанализировали почти 90 часов видеозаписи онлайн-уроков, проведенных в пандемию. Поскольку в дистанционном образовании невозможно оценить «магический параметр «горящие глаза», о котором так часто говорят преподаватели очных курсов, единственным доступным индикатором оказывается объем речи студентов (речь о языковых занятиях). Оказалось, что на этот показатель влияет включенная во время занятия камера, стимулирующая студента чаще и больше говорить. А разбираясь, что заставляет студента включить камеру, исследователи выяснили: такими стимулами становятся работа в малых группах и приемы, заставляющие студента задействовать окружающую физическую среду (вопросы преподавателя о погоде за окном, просьба показать в камеру какие-то предметы и тому подобное). Также усилить вовлеченность студентов преподаватель может, обращаясь к их чувствам и эмоциям через так называемые «истинные вопросы» (с точки зрения герменевтики): «Как ты думаешь?», «Какие чувства это у тебя вызывает?».

Дмитрий Карпов, заведующий кафедрой общей информатики Института искусственного интеллекта и кафедрой геоинформационных систем Института радиотехники и автоматики МИРЭА, поделился итогами использования технологий дистанционного общения со студентами во время и после эпидемии ковида. Сложности при работе с большими группами вызвала необходимость проверять и комментировать большое количество работ студентов – несмотря на попытки максимально автоматизировать этот процесс там, где было возможно, в режиме реального времени преподаватели все равно успевали больше и оперативнее давали студентам обратную связь. Ключевым же полезным выводом выступающий счел осознание необходимости сегрегировать студентов по их отношению к учебе: тех, кто хочет учиться, следует отделять от больших потоков, организовывая для них дополнительные занятия, потому что массовый подход в ДО перерождается в тесты и автоматизацию процессов, снижая качество образования. «Надо отделить тех, с кем общаемся в индивидуальном формате, от тех, кто общается с роботом и больше ничего в этой жизни не хочет», - резюмировал докладчик.

Во второй части встречи протоиерей Геннадий Егоров предположил, что дистанционное образование очень хорошо подсвечивает все проблемы, существующие в образовании как таковом, и согласился с коллегами в выводах о важности оффлайн-поддержки студентов и организации их взаимодействия с «живыми сотрудниками»: становится все заметнее, что преподавателям дистанционных программ важно не только хорошо работать в текстовом формате, но и уметь поддерживать вербальное общение, задавать те самые «истинные вопросы», которые вовлекают студента в обсуждение. Затем участники секции попытались найти ответ на вопрос, как убедиться, что в онлайн-среде преподаватель заинтересован в деятельности студента, и почему важна (или не важна) вовлеченность в процесс самих преподавателей?

В Филаретовском зале обсуждалась Национальная платформа «Открытое образование» - модератором был председатель правления платформы Денис Янышев. Профессор экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Лариса Лапидус говорила о стратегическом векторе развития Национальной платформы открытого образования. Директор Центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета Александра Кузьмина охарактеризовала организационно-финансовые модели онлайн-обучения, а сотрудники Центра развития онлайн-обучения УрФУ Ольга Наумова, Елена Коршунова и Ирина Бычкова поделились технологией проектирования онлайн-курсов в университете на основе разработки карты проектирования. Доцент Высшей школы административного управления и директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова рассматривала возможности и перспективы НПОО как элемента электронной информационно-образовательной среды вуза. Об опыте интеграции в образовательные программы университета онлайн-курсов от ведущих специалистов мирового уровня и работодателей рассказали представители МИФИ – и.о. директора Института интеллектуальных кибернетических систем Валентин Климов и начальник отдела онлайн-образования учебного департамента Геннадий Барышев. В ходе обсуждения разгорелась бурная дискуссия между представителями крупных вузов о том, насколько экономически целесообразны дистанционные среды и сервисы в системе высшего образования?

В зале Ученых советов в рамках секции «Точка опоры: дополнительное профессиональное образование в задачах кадрового обеспечения «стрессовой экономики» под модерацией профессора СурГУ Галины Каратаевой и директора по персоналу RAMAX GROUP Ирины Тарановой в первой половине дня обсуждалась формула успеха подготовки кадров в дополнительном профессиональном образовании с использованием цифровых инструментов. Презентуя свою секцию, модераторы пояснили, что планируют рассмотреть профессиональное образование в разрезе нескольких плоскостей – с точки зрения потребностей рынка труда и того, насколько этим потребностям отвечают вузы и корпоративные университеты. Также планировалось поговорить о том, что такое сегодня преподаватель и есть ли разница между преподавателями высшей школы и дополнительного образования? Участники секции – архитектор образовательных решений корпоративного университета Х5 Михаил Сартаков и лидер и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев, – высказывали больше оптимизма по поводу взаимодействия человеком с автоматизированными системами. В ходе дискуссии, в частности, прозвучало мнение, что развитие систем искусственного интеллекта в перспективе приведет к появлению у каждого учащегося своего личного консультанта.

После обеда секция продолжилась дискуссией «Быстроменяющаяся кадровая конъюнктура и жизненный цикл образовательной программы — поиск золотой середины». Ответить на вызовы в сфере подготовки кадров и разобраться, чему и как учить и учиться, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, попытались зав. кафедрой экономической информатики МГУ имени М. В. Ломоносова Михаил Лугачев, независимый консультант в сфере инноваций и информационных технологий, преподаватель КИИНП Владимир Ананьин, главный редактор журнала «Управляем предприятием» Константин Зимин, соучредитель и методолог Школы когнитивно-эмоционального коучинга Илья Слободинов и доцент механико-математического факультета МГУ Сергей Афонин.

В это время в Филаретовском зале перешли от вузовского к школьному образованию в рамках секции «Онлайн: тупики и перспективы смешанных форматов в средней школе», которую провел замдиректора по организационному развитию Свято-Димитриевской православной школы Дмитрий Смирнов

Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования ВШЭ Кирилл Савицкий поставил перед участниками секции вопрос, чему учить школьников, если они разбираются в «цифре» лучше учителей? Директор Свято-Димитриевской школы священник Александр Лаврухин поделился опытом создания тьюторской службы на очном и заочном отделении школы. О том, какую пользу могут принести учебные проекты учителям, говорила методический куратор проектной деятельности Лицея 369 Светлана Резник. А преподаватель актёрского мастерства Надежда Белякова рассмотрела онлайн-образование в контексте театрального искусства в школе. В рамках секции обсудили не только успешный опыт, но и те самые «тупики» - то, чего нельзя делать онлайн при обучении детей и подростков.

Во Владимирском зале секцию про педагогические коммуникации сменил круглый стол «Университеты корпоративные и классические», ведущим которого стал Ринат Гимранов. Действительно ли корпоративное и вузовское обучение разделяет пропасть и есть ли у представителей этих образовательных сфер опыт, который полезен «на другом берегу»? К разговору об этом присоединились Ирина Таранова, Павел Безяев, протоиерей Геннадий Егоров, Светлана Калмыкова, Елизавета Воробчикова, а также руководитель департамента консалтинга «Тандем Информационные технологии» Александр Молчанов. Впрочем, не меньше активности проявили и слушатели из зала. Ринат Гимранов поставил перед собравшимися несколько вопросов: какими индикаторами можно измерить пропасть между корпоративным сектором образования и сектором традиционного классического университетского образования, что представителям каждой сферы было бы интересно получить «с той стороны», чему представители каждой сферы точно могут научить других и какими видятся перспективы дальнейшего сосуществования двух этих областей образования.

В ходе обсуждения участники секции зафиксировали различные показатели, подтверждающие, что разрыв существует (широкое поле знаний в вузах и специализация – в ДПО, разные цели обучения и, соответственно, разная мотивация учащихся, разный период актуализации знаний). Зато нашлось чему поучиться друг у друга. Например, корпоративный сектор мог бы позаимствовать у вузовского больше рефлексивности, то есть готовности учиться и меняться (в отличии от корпоративного мира, который замкнут в себе). В то же время вузы могли бы научиться у корпоративного сектора развитию профессиональных сообществ и эффективному маркетингу. Прогнозы получились положительными: участники выразили надежду на синергию в области специализации. Попутно были сформулированы две интересные аллегории: вуз можно рассматривать как питательную среду для взращивания профессионалов, а разные сферы образования – как многосоставную матрешку, в которой вуз и дополнительное профессиональное образование становятся для учащегося разными «слоями», придавая его знаниями и навыкам новые формы.

Первый день конференции вполне реализовал обозначенную на пленарной секции дискуссионность – обсуждениям здесь было посвящено не меньше, если не больше времени, чем выступлениям докладчиков. 

Продолжение репортажа со второго дня конференции - 17 мая.

Где увидеть записи секций?

Напомним, что записи трансляций секций доступны на сайте конференции «Цифровое образование. XXI век» и на канале ДистантТВ в YouTube (позже записи появятся и на канале ИДО)..


О КОНФЕРЕНЦИИ "ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. XXI ВЕК":


Место встречи вуза и школы: как прошла четвертая конференция «Цифровое образование. XXI век»

Репортаж о четвертой научно-практической конференции «Цифровое образование. XXI век», прошедшей 17 мая 2022 года в ПСТГУ. Читать далее »


Конференция «Цифровое образование. XXI век» в 2020 году: итоги первого дня.

Как прошел первый день конференции «Цифровое образование. XXI век» Читать далее »


Последнее изменение: понедельник, 22 мая 2023, 14:09