Место встречи вуза и школы: как прошла четвертая конференция «Цифровое образование. XXI век»

17.05.22

В Московском Епархиальном доме, главном здании ПСТГУ, состоялась научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век». В этом году конференция вновь вернулась в очный формат, ее соорганизаторами стали «Сургутнефтегаз», Институт дистанционного образования ПСТГУ и Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени М.В.Ломоносова.

Конференция открылась круглым столом во Владимирском зале: руководители секций кратко анонсировали темы предстоящих обсуждений. За время пандемии проблемное поле дистанционного образования изменилось, возникли новые вопросы, порой еще не отрефлексированные профессиональным сообществом, поэтому главной задачей конференции ее организаторы обозначили выявление этих вопросов, для которых предстоит найти ответы и решения.

Первая часть секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании» была посвящена высшему и послевузовскому образованию. Ведущим секции стал директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров.

Поскольку в дистанционном образовании за счет внедрения цифровых технологий изменения происходят стремительнее, чем в других направлениях образования, здесь наиболее очевидна связь качества педагогической коммуникации с эффективностью процесса. На секции участникам предстояло выяснить, какие проблемы педагогической коммуникации в онлайн и смешанном формате обучения удается решать, а какие требуют дальнейшего осмысления.

Директор Центра дистанционных образовательных технологий МПГУ Светлана Александровна Демина рассказала об опыте цифровой трансформации педагогического вуза. В своем выступлении она уточнила ставший привычным тезис о том, что пандемия во многом дискредитировала дистанционное обучение: скорее дискредитированной оказалась система процессного управления высшим образованием, ведь средства обучения - лишь одна из составляющих педагогической технологии.

Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования Денис Николаевич Янышев, оценивая опыт пандемии, в качестве одной из причин упомянутой выше критики ДО указал на сложности в коммуникации между преподавателями и учащимися: отсутствие универсального канала для удаленного общения приводило к тому, что преподаватели выбирали удобные для себя способы связи, а студентам приходилось переключаться на различные каналы. Спикер предложил отметить унификацию технологических решений и механизмов коммуникации, используемых в учебном процессе, как одну из важных задач высшего образования, в котором так или иначе теперь будут использоваться и дистанционные элементы.

Директор центра дистанционного обучения РТУ МИРЭА Татьяна Валерьевна Козлова рассказала о кейсе, реализованном в университете во время пандемии, когда необходимо было перевести 25 тысяч студентов и две тысячи преподавателей с очного обучения в онлайн, а затем постоянно вести техническую поддержку и помогать участникам общаться дистанционно, используя корпоративные ресурсы и возможности Moodle.

Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Наталья Витальевна Днепровская в своем выступлении сделала акцент на менеджменте знаний: в эпоху цифровой трансформации высшего образования фокус смещается с содержания обучения и научных исследований на новые возможности управления знаниями - их создание, сохранение, распространение и использование с помощью новых технологий. Спикер поделилась своим анализом опыта зарубежных университетов: системы менеджмента знания везде уникальны и зависят от разнообразных факторов: от миссии учебного заведения до географических и социальных особенностей.

Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Елена Анатольевна Другова рассказала о перспективах применения учебной аналитики для совершенствования педагогического дизайна курсов, особо выделив вопрос о том, как аналитика может помочь преподавателю для улучшения результатов обучения и образовательной среды. По мнению спикера, изменения на основе аналитики обучения могли бы быть продуктивнее, если бы реализовывались не по завершении курса, а в процессе обучения группы, сокращая разрыв между теорией и практикой педагогического дизайна.

Мария Юрьевна Лебедева, представляющая Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина, рассказала об опыте перехода в дистанционный формат вуза, для студентов которого дополнительным проблемным фактором стал языковой барьер, мешавший почувствовать себя включенными в институтскую жизнь и общение. Студенты, учившиеся в дистанте, замечали, что преподаватели стали задавать им меньше вопросов. В изучении проблемы коммуникаций помогли записи дистанционных практических занятий: благодаря им удалось выяснить, что, хотя интерактивность занятий по-прежнему высока и преподаватели пытаются задействовать аудиторию, дистанционно сложнее использовать привычные техники групповой работы, из-за чего они часто удовлетворяются короткими ответами студентов, а студенты, в свою очередь, не могут включиться в общение друг с другом. По мнению спикера, для решения этой проблемы важно дать самим преподавателям опыт эффективного онлайн-общения, который им легче будет перенести в виртуальные аудитории.

Завершая сессию, спикеры и участники обсудили способы формирования в вузе преподавательских сообществ, поддерживающих инновации. Образованию в целом свойственна некоторая консервативность, за счет которой грамотно отстроенные схемы сохраняются от непродуманных изменений, но отсюда и недоверчивость преподавателей к новым технологиям, подходам и форматам. Помочь могут «исследования в действии»: аккуратный процесс внедрения изменений, когда педагогу дают инструменты для опробования инноваций на микроуровне, с возможностью фиксации результатов.

В соседнем зале на параллельной секции «Moodle в современном образовании: технические инструменты и возможности», которую возглавил зам. директора МАЦК «Политехник - SAP», СПбПУ Антон Николаевич Амбражей, представители вузов и компаний делились разработками сервисов Moodle. Алексей Владимирович Дьяченко архитектор СДО Русский Moodle 3KL, основатель и руководитель компании «Открытые технологии» рассказал об инструментах для организации смешанного обучения на онлайн-платформе. 

Ведущий инженер Центра открытого образования СПбПУ Сергей Сергеевич Толпыгин поделился кейсом «Перевод портала СДО на облачные сервисы». Сергей Анатольевич Кинаш, заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ, презентовал опыт адаптации сервиса аналитика для более удобной работы  преподавателей. Ольга Евгеньевна Ананьева, заведующая лабораторией электронно-образовательных технологий ПГТУ, рассказала о необычном решении - разработке визуализированного сервиса аналитики «лицо курса».

Третьей секцией утренней сессии стала секция «Образование для цифровой экономики. Санкционная коррекция», прошедшая под руководством профессора СурГУ Галины Евгеньевны Каратаевой. Об анализе данных и нарративном управлении в цифровом образовании рассказал профессор МГУ Михаил Иванович Лугачев. Заместитель директора Финансово-экономического института ТюмГУ Ольга Анатольевна Кузьменко поделилась опытом проектирование образовательных программ экономических направлений подготовки по модели 2+2. 

Зам. начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» Иван Вацлавович Чалей говорил о задачах актуализации программ подготовки ИТ-кадров для нефтегазовой отрасли России, а преподаватели Креативного института идей и новых профессий Владимир Игоревич Ананьин и Константин Вячеславович Зимин предложили новые векторы в дополнительном образовании по управлению и анализ контекста и ситуаций обучения на базе фреймворка Cynefin. Галина Евгеньевна Каратаева посвятила выступление теме «Дополнительное профессиональное образование в России: корректировка прогнозов.  Особенности обучения и передачи знаний в сложном контексте».

Во второй половине конференции вузовские специалисты по Moodle в рамках секции «Moodle в современном образовании: возможности педагогического дизайна» под модерацией начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» Рината Дамировича Гимранова обсуждали возможности проектировать курс, строить индивидуальные траектории и использовать разные интерактивные и коммуникативные инструменты.

Антон Николаевич Амбражей рассказал об опыте гибридной подготовки по SAP. Преподаватель Гуманитарного института СПбПУ Любовь Вениаминовна Крашенинникова - о возможностях и ограничениях персонализации образования средствами Moodle. Сурен Валерьевич Манукянц, заведующий Лабораторией электронного обучения ПГТУ, презентовал интерактивный практикум для обучения преподавателей работе в Moodle. Елизавета Олеговна Воробчикова, начальник отдела дистанционного обучения Центра «Профессионал», говорила об использовании основ педагогического дизайна для создания дистанционных курсов в Lms Moodle. А ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ Людмила Владимировна Попова предложила свои ответы на вопрос, что необходимо преподавателю для создания онлайн-курса.

Тем временем в соседнем зале секция по педагогической коммуникация в дистанционном образовании продолжилась новой для конференции тематикой - вторая часть секции (модерация в которой перешла к программному директору Фонда Сегаловича, Яндекс, Кириллу Владимировичу Медведеву), была посвящена среднему образованию. В него пандемия тоже внесла свои коррективы, открыла новые возможности и проблемы. О том, как перенести в онлайн-формат лучшее из атмосферы школьного образования, как поддерживать преподавателей и школьников, говорили спикеры и участники секции.

Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, рассказал, как помогло при переходе в дистант начатое еще до пандемии конструирование среды очного взаимодействия для учеников заочного отделение школы. о.Александр подчеркнул, что важной задачей для любой школы, стремящейся не только давать знания, но и передавать ученикам видение мира и ценности, является формирование активных сообществ учеников и родителей. Спикер предположил, что должность «заместитель директора по сообществам» могла бы очень пригодиться в школе. 

Светлана Ивановна Бунова, методист онлайн-обучения школы «Феникс», в своем выступлении, посвященном разработка образовательного контента в школе, поделилась опытом создания студии для записи видеоуроков для заочников.

Директор школы «Снегири» Александр Сергеевич Гулин в выступлении «Цифровая коммуникация в школе: возможности и ограничения» говорил об  использовании цифровых инструментов планирования задач для ведения школьных проектов.

Александр Викторович Ядрин, руководитель онлайн-обучения в гимназии им. Е. М. Примакова, рассказал, как организованы онлайн-занятия и очные интенсивы для учеников, которые совмещают школу и занятия спортом или творческую деятельность, требующую индивидуального расписания. 

Антонина Валерьевна Болотова, руководитель тьюторской службы «Новой школы», рассказала о функциональных ролях сопровождения ребенка в процессе обучения: кураторстве, тьюторстве и менторстве. Она подчеркнула, что все эти функции педагога нацелены прежде всего на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно строить свою образовательную траекторию, организовывать время, планировать учебную деятельность. 

Секция продолжилась совместным обсуждением предложенных вопросов всеми участниками. В завершении секции прот.Геннадий Егоров отметил, что для решения озвученных проблем -  формирования школьных сообществ и подготовки школьников к самостоятельному планированию времени в дистанте, важной может быть не только работа с преподавателями и школьниками, но и организация занятий для родителей, чтобы помочь им лучше понимать устройство и возможности дистанционной образовательной среды. 

Именно в этой области сильнее всего сходятся интересы и опыт представителей высшего, среднего и дополнительного образования, что открывает перспективы для дальнейшего сотрудничества.


Записи секций конференции будут позже размещены на канале ИДО в YouTube.

Last modified: Wednesday, 18 May 2022, 2:12 PM