Распаковать дистанционное образование: как прошел первый день конференции «Цифровое образование. XXI век»

20.10.2020

Открытие конференции "Цифровое образование. XXI век"20 октября открылась третья международная научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная САП СНГ, «Сургутнефтегаз» и Институтом дистанционного образования ПСТГУ.

Мероприятие открыл круглый стол, на котором участников поприветствовали модераторы секций: руководитель учебного центра «САП СНГ» Анна Козлова, директор ИДО ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова, менеджер академической программы «Университетский альянс SAP» в СНГ Юрий Куприянов, зав. кафедрой информатики и прикладной математики Университета ИТМО Дмитрий Муромцев, профессор Сургутского государственного университета Галина Каратаева. Модерировал открытие начальник управления ИТ ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов.

Перенос конференции в онлайн вынудил организаторов секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании» скорректировать привычный формат дискуссии, где на равных со спикерами могли выступить все участники. Но технические ограничения стали иллюстрацией к теме секции: ведь в подобной ситуации, только в значительно большем масштабе, в 2020 году оказалась вся мировая сфера образования. Участники секции поделились наблюдениями о том, что помешало учебным заведениям перенести учебный процесс в интернет без потерь в коммуникации, и вариантами коррекции обнаруженных проблем.

В начале секции профессор Университета Южной Африки Дженнифер Робертс сравнила академические исследования в области дистанционного образования, проведенные специалистами из России и Южной Африки. Она отметила, что в последние годы заметен рост подобных публикаций, однако российские исследователи преимущественно публикуются в русскоязычных изданиях, в отличие от южноафриканских коллег, ориентированных в большей степени на международные англоязычные журналы (хотя лишь для небольшого процента авторов английский язык является родным). Также большинство публикаций россиян рассматривают микроуровень исследований, не глобальные, а конкретные практические вопросы. Участники секции обсудили, что может стимулировать российских исследователей активнее выходить на международное поле.

Доктор Лиза Мария Блашке из Ольденбургского университета (Германия) рассказала о содействии развитию навыков самостоятельного обучения в концепции хьютагогики и самонаправленного обучения. В центре подобного подхода – сам учащийся, поэтому для достижения результатов особенно важны его воля и готовность применять полученные навыки в новой среде. Однако подобный подход не отрицает дидактику: ведь учащийся не движется по образовательной траектории сам по себе, преподаватель выступает в роли инструктора, направляя студентов в процессе поиска информации.

Доцент Анатолийского университета (Турция) Арас Бозкурт в докладе «Коммуникация, взаимодействие и мотивация: по следам теоретических основ дистанционного образования» рассмотрел современные концепции дистанционного обучения. Он отметил, что цель такого обучения – создание взаимосвязанной учебной среды, позволяющей учащимся эффективно взаимодействовать, однако практика не успевает за теорией. Улучшить ситуацию при составлении курсов могло бы стремление сократить не временную и пространственную дистанцию, а «транзакционное расстояние» между учащимися и преподавателями – психологическую, социальную и эмоциональную отдаленность, которая мешает наладить эффективное взаимодействие.

Управляющий партнер онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский поделился опытом массового обучения педагогов работе с обратной связью. Не всегда легко убедить преподавателей в необходимости поддерживать мотивацию учащихся: часть педагогов привыкли к реалиям школы и вуза, где ученики в любом случае снова придут в класс или аудиторию; другие преподаватели сами хорошо мотивированы на учебную деятельность и не понимают, почему студенту требуется дополнительная поддержка кроме интереса к предмету. Если у школы большой штат преподавателей, эффективнее не доказывать им необходимость мотивации, а выявить в курсах то, что снижает мотивацию слушателей и «упаковать» способы мотивации в правила общения, специально разработанные для педагогов.

Научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина Мария Лебедева на опыте своего вуза проанализировала, какие проблемы с коммуникацией возникли во время перехода на экстренное дистанционное обучение. Опираясь на модель коммуникации Р. Якобсона, она показала, что при переносе обучения в цифровую среду поменялись такие факторы коммуникации, как контекст, код и контакт. В частности, изменилось время и место обучения: синхронные формы взаимодействия частично сменились асинхронными, выяснилось, что в цифровой среде время ощущается иначе, заметна нехватка объединяющего физического пространства, в котором ранее возникали дополнительные поводы для общения, а необходимость учиться из дома или общежития, в присутствии родных или соседей, снижает желание студентов участвовать в онлайн-коммуникации. Кроме того, в цифровой среде иначе воспринимается информация, студенты ориентированы на мультиформатность, поэтому традиционные формы лекций менее эффективны. Преподавателям же важно специально создавать «точки коммуникации» для учащихся.

Директор Института дистанционных технологий Дублинского городского университета Марк Браун в своем докладе «распаковал» онлайн-образование по аналогии с популярным YouTube-форматом unboxing: блогер распаковывает коробку с новым товаром, демонстрируя радостное ожидание и возбуждение. 

Что нужно сделать в случае с онлайн-образованием, чтобы эти чувства оказались долговечными? Докладчик рассмотрел форматы, которые могут заменить традиционную трансляцию контента: онлайн-дискуссии, асинхронные ролевые игры, сценарии, участниками которых становятся студенты, получая новый опыт. Ключевыми составляющими превращения онлайн-образования в захватывающий процесс Марк Браун назвал искренность, аутентичность и персонификацию историй, в которые вовлекаются учащиеся.

Завершая секцию, протоиерей Геннадий Егоров заметил, что любое образование, какие бы определения ни предлагала для него академическая наука, остается способом приобщения к универсальному опыту человечества. Сейчас, по словам Марка Брауна, новым «хайпом» становится «образование лицом к лицу». Но, если задать вопрос, как при этом происходит мотивация учащихся, как стимулируется их самостоятельность и выход из зоны комфорта, - зачастую выясняется, что при очном обучении эти составляющие не осознаны преподавателями. Потому их так сложно перенести в онлайн с помощью новых технологий.

Ведущий секции также напомнил, что все участники открыты к совместным исследованиям и контактам, поэтому с ними можно связаться, чтобы конференция не осталась только точкой в календаре, но действительно способствовала формированию профессионального сообщества.

В рамках параллельной секции «Решения и подходы к развитию SAP-компетенций в профессиональной и академической среде» руководитель Учебного центра SAP Анна Козлова поделилась опытом перевода центра в виртуальный формат и планами перехода к гибридному формату, соединяющему в одной группе очных и виртуальных участников. Руководитель Университетского Альянса SAP в СНГ Юрий Куприянов и заместитель директора МАЦК «Политехник-SAP» Антон Амбражей охарактеризовали разные форматы преподавания решений SAP в учебном процессе университетов. Менеджер по развитию бизнеса Учебного центра SAP Гаянэ Третьякова рассказала, как бизнес-игры помогают в освоении сложного материала, а представитель Центра обучения SAP в Вальдорфе Давид Чавиано – о том, какие возможности для студентов открывают Learning Hub и проект SAP's New Digital Learning Initiative. Старший архитектор решений в области обучения SAP Сергей Верхорубов сделал доклад «Создание учебного контента и быстрый доступ к знаниям с SAP Enable Now», руководитель проектов компании Наталья Маркович описала процессы оценки и тестирования персонала с SAP Assessment Management by Questionmark, а старший консультант БДО Юникон Бизнес Солюшнс Наталья Редька – опыт реализации ERP-проектов.

После перерыва конференцию возобновила секция «Moodle в российском образовании: возможности и перспективы». Директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова рассказала о том, как Moodle используется в Санкт-петербургском политехническом университете. Заведующая лабораторией электронно-образовательных технологий Волгатех Ольга Ананьева поделилась опытом сопряжения Moodle -портала с информационными системами вуза, а ее коллега по университету, заведующий лабораторией центра электронного обучения Сурен Манукянц описал реализацию на таком портале компетентностной модели обучающегося и онлайн-курсов.

Специалист Лаборатории информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ Николай Филиппов презентовал опыт автоматического поиска технических ошибок в дистанционных курсах Moodle, который с 2020 году применяется в Институте дистанционного образования. Внедрение программного робота, выявляющего ошибки в настройке курсов, неправильные способы размещения учебных файлов и неработающие ссылки, избавило преподавателей от необходимости проверять настройки вручную, сэкономило время учащихся и сократило число обращений в техподдержку Системы дистанционного обучения. Доклад представителей Центра открытого образования СПбПУ Сергея Толпыгина и Игоря Бровцына был посвящен модульному принципу при формировании образовательной среды. Руководитель Центра разработки электронных образовательных ресурсов и педагогического дизайна ИОО ННГУ им. Н. Г. Лобачевского и руководитель проекта «Дистант-ТВ» Игорь Белянин рассмотрел эфирное IPTV вещание как расширение возможностей чтения лекций в Moodle. Начальник центра электронного обучения Волгатех Игорь Нехаев посвятил свое выступление встроенной в Moodle учебной аналитике.

Самой компактной по числу спикеров, но весьма интересной оказалась секция «Цифровые технологии в бизнес-образовании», которую провел основатель глобального навигатора в образовании для топ-менеджеров www.coursalytics.com Алексей Долинский. В дискуссии приняли участие руководитель факультета МВА в Нетологии Юлия Княжанская, зам. директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов и проректор по обучению и исследованиям Корпоративного университета Сбербанка Игорь Баранов. Участники секции обсудили опыт реализации корпоративных образовательных программ в условиях пандемии и дальнейшие перспективы сочетания дистанционных и очных форматов. Спикеры отметили, что аудитория по-прежнему зачастую воспринимает дистанционный формат как неполноценную замену очному обучению, но указали и на то, что при грамотной организации процесса предубеждения снимаются, мотивацию и вовлеченность участников онлайн-курсов можно повысить, а некоторые преимущества дистанционного формата оказываются заметными при возвращении в настоящие аудитории – например, возможность быстро демонстрировать преподавателю и друг другу экраны компьютеров и формировать команды для групповых форм работы. Как заметил в конце обсуждения Игорь Баранов, в современном мире знания сами по себе легко найти онлайн. 

На образовательные программы люди приходят для того, чтобы стать участниками процесса, а не пассивными наблюдателями. Экстренных переход в онлайн особенно ясно продемонстрировал важность профессиональных навыков организовать этот процесс и грамотно вовлечь в него учащихся.

Подробнее ознакомиться с материалами, которые заранее предоставили докладчики, уже можно в сборнике, размещенном на сайте конференции. А мы ждем продолжения – новых секций, которые пройдут 21 октября на сайте edu-forum.pro. 

Программа конференции.

Последнее изменение: Вторник, 20 Октябрь 2020, 21:07