Раскол по ролям: используют ли в богословских курсах ролевые игры?
24.06.22
В истории Церкви столько ярких сюжетов: богословские дискуссии, споры на церковных соборах, межконфессиональные диспуты… Почему бы при изучении этих тем не использовать ролевые игры? Преподавателям ИДО порой приходится отвечать на подобные вопросы коллег и студентов – и мы решили собрать мнения и ответы, чтобы разобраться: что такое ролевая игра в образовании и может ли она быть полезной в богословском курсе?
Как
правильно играть?
Ролевая игра – интерактивный метод обучения, требующий довольно основательной подготовки. В языковых курсах ролевыми играми могут называть простое разыгрывание сценок типа «покупатель-продавец» для отработки навыков разговорной речи. Но в других гуманитарных дисциплинах ролевая игра – явление куда более сложное и рассчитанное на иные результаты. Поэтому не стоит путать игру с дискуссией, в ходе которой участники обсуждают какой-то проблемный вопрос, высказывая свои точки зрения. В диалоге каждый представляет сам себя, а ролевая игра – потому и ролевая, что участники действуют в рамках предложенных им ролей в заранее описанном сюжете.
Первое, что приходит в голову, если говорить о ролевых играх, - это исторические дисциплины: ведь именно там изучается множество сюжетов, которые можно разыграть по ролям! Но использовать ролевую игру, чтобы помочь студентам лучше запомнить информацию о каком-то историческом событии, не очень продуктивно – того же результата гораздо проще добиться обычными методами: прочитать, изложить, обсудить материал.
Ролевая игра эффективна, если нужно изучить сложные процессы, соединяющие несколько предметных областей: история, политология, экономика, право, психология… Например, нужно разобраться, какие варианты решения экономических задач или политических конфликтов могут использоваться в тех или иных исторических условиях, проследить, к чему могут привести разные решения на примере конкретной ситуации научиться налаживать коммуникацию в определенных условиях. В таких случаях участники игры действительно могут, пропустив ситуацию через собственный (пусть условный, игровой) опыт, выяснить причины того или иного явления, понять, почему действия, который по условиям задачи кажутся правильными, приводят к неожиданным результатам, разобраться в причинах конфликта.
Однако, чтобы игра действительно принесла нужный результат, требуется серьезная предварительная подготовка:
1. Надо продумать гипотезу: как именно игра поможет участникам игры в получении тех или иных знаний и навыков, к какому результату и какими способами предполагается прийти? Только после этого можно выбирать конкретный сюжет.
2. Надо уточнить предварительную подготовку участников: какой материал им уже знаком, какими навыками они обладают, есть ли у них опыт участия в обучающих играх и определенные артистические способности (это важно для создания нужной атмосферы)? Кроме того, придется озаботиться подбором материалов, с которыми учащимся предстоит предварительно ознакомиться, ведь подготовка к игре – очень важный этап!
3. Нужно подготовить сценарий: распределить роли, продумать моменты входа в игру и ее окончания, решить, как будет создаваться атмосфера, которая поможет участникам лучше переключиться в нужный контекст. Роль организатора тоже должна быть определена заранее. Будет ли он по ходу игры «вбрасывать» новую информацию (сообщать игрокам о каких-то «внешних событиях», влияющих на сюжет)? Как именно организатор будет направлять в нужную сторону дискуссию, чем он сможет помочь неопытным игрокам?
4. Наконец, игру важно завершить обсуждением итогов и полученного опыта, а потом, отталкиваясь от личного опыта участников, отрефлексировать изучаемые события и вопросы.
Соответственно, результат такой игры будет складываться из двух составляющих: получение теоретических знаний на этапе предварительной подготовки и их проработка в игровом опыте.
Несложно представить такую игру при изучении социально-экономического кризиса, юридического прецедента, сценариев общественно-политических конфликтов. Но есть ли место ролевым играм в богословии?
В ролях еретиков и праведников
Догматические дискуссии в одних случаях могли приводить к конфликтам и расколам, в других – в разработке догматического учения православной Церкви и появлению новых богословских трудов и важных догматических формул. Бывали в истории Церкви и споры, связанные не с вероучительными истинами, а с поисками разных путей существования Церкви в мире, отношений ее с государством, с разными способами устроения монастырей, с вопросами церковного управления. Для ролевых игр обычно предлагают какие-то из этих сюжетов, а традиционное возражение состоит в том, что примерять на себя роли еретиков или раскольников, если таковые есть в выбранной истории, не душеполезно.
Юлия Рашитовна Шакирова, преподаватель сравнительного богословия:
Ролевые игры не использую, так как в этом курсе логично было бы исполнять роль еретика. Но есть очень завуалированная ролевая деятельность, когда на протяжении курса пытаюсь сподвигнуть к эмпатии и представить, как тот или иной вопрос видится с инославной позиции. Взгляд изнутри. Это полезно для понимания истоков проблемы, для выработки линии апологетики, построения диалога, выработки собственной уверенности и т. п.
В рамках курса в одной из тем обсуждается вопрос: «Есть ли запретные методические приемы при преподавании богословских дисциплин?». Этот вопрос тесно связан со всем содержанием данного курса и вносит свой вклад в выявление основной мысли: взаимная связь духовной жизни учащегося и изучаемых дисциплин. В ходе ответа на этот вопрос ряд студентов затрагивают проблему игр, в т.ч. ролевых, а иногда я сам указываю на неё, чтобы узнать их мнение. Процитирую свой комментарий в одном из таких обсуждений: «Всё же, если мы говорим о связи образования с опытом духовной жизни, об "экзистенциальной вовлечённости", не может не возникнуть вопрос о том, как такого рода занятие может повлиять на внутреннее устроение учащегося. Для кого-то, вполне вероятно, подобная игра ничем по сути не отличается от обычной форумной полемики – он может абстрагироваться от данной ему роли. А для кого-то подобный опыт может оказаться соблазнительным и привести в смущение. Наверное, здесь как раз уместно вспомнить о внимании к личностям учащихся. Думаю, по крайней мере, не стоит делать такого рода занятие обязательным для всех». Однако неудобства такого формата можно обосновать и иными, более прагматическими причинами. Ролевая игра подразумевает, что участники на своем опыте испробуют разные модели действий в заданной ситуации и придут к выводу об их эффективности или неэффективности. Перечисленные выше варианты сюжетов церковной истории довольно редко имеют отношение к поиску наиболее эффективного и рационально обоснованного решения вопроса. В богословских дискуссиях уже известны ответы, данные теми или иными богословами, и воспроизведение этих ответов отнюдь не приравнивается к пропусканию через себя того святоотеческого опыта жизни и молитвы, который позволил изложить православное вероучение.
Значит, эта ролевая игра предполагает лишь повторение уже известных аргументов для лучшего запоминания. Но в таком случае, как уже говорилось выше, использовать столь трудоемкий метод не очень удобно: запомнить аргументы участников можно и без проработки сценария, вхождения в роли и создания игровой атмосферы. Можно обсудить аргументы иконопочитателей и
иконоборцев по поводу отношения к иконописи или позиции сторонников и противников унии, но насколько полезно для этого разыгрывать в деталях ход церковных соборов и «вживаться в роли» епископов? Думаю, что, наверное, не стоит использовать такой прием в преподавании догматики или литургики. Но что касается других предметов, в т.ч. истории Церкви, думаю, что это допустимо. Например, в начале курса мы изучаем принятие христианства Константином, его сильное влияние в церковных делах, далее провозглашение Юстинианом теории о симфонии между церковной и светской властью. Обычно на форумах студенты занимают разные позиции на этот счет. Думаю, что можно было бы использовать ролевые игры, поручая кому-то представлять одну позицию, а кому-то другому - другую. В рамках курса не вижу таких сюжетов, в которых учащимся было бы важно поучаствовать в дискуссии «изнутри», оперируя аргументами представителей разных точек зрения. Так, в курсе есть тема, посвященная спору о монастырских имениях и столкновению точек зрения иосифлян и нестяжателей. Казалось бы, это прекрасная возможность «отработать» аргументы обеих сторон в ролевой игре (тем более здесь нет ересей). Но если внимательно рассмотреть материал, выясняется, что на самом деле между персонажами, которых считают «идеологами» течений – прп.Иосифом Волоцким и прп.Нилом Сорским – не было, по-видимому, ни прямого столкновения и спора, ни даже принципиального расхождения, их взгляды на монастырское устройство скорее дополняли друг друга. Позже действительно позиции спорщиков радикализировались, поскольку к вопросам о монастырских имениях примешивался и ряд вопросов политических. При этом мы узнаем, что известные аргументы «за» и «против» монастырских имений, которые существующие источники приписывают самим старцам, возможно, были сформулированы позже их последователями. Представляется более полезным на семинаре сравнить тексты и позиции прп.Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, а потом проговорить причины, по которым в дальнейшем вопрос перешел в дискуссионный формат. Еще более сомнительной кажется идея разыграть по ролям старообрядческий раскол, который был обусловлен множеством причин, от состояния общества до личных особенностей участников. Я могу представить ролевую игру в темах, связанных, например, с подготовкой к Поместному собору 1917-1918 годов и обсуждением, например, разных проектов епархиальных реформ – у разных участников было много аргументации, интересной для понимания церковной жизни конца Синодального периода. Но такие игры были бы возможны в узком спецкурсе, а не в обзорном курсе по всей церковной истории.
Зачастую, внимательно рассмотрев исторический
конфликт, можно обнаружить, что выбор того или иного пути развития событий был
вовсе не рациональным, а напротив, определялся личными особенностями героев и
влиянием непрогнозируемых сторонних факторов. В таких случаях, возможно,
обсудить историю будет полезнее, чем проиграть внешнюю канву событий и
повторить решения, принятые героями. Идея таких игр – довольно интересная. По моему мнению, польза от таких заданий, несомненно, есть. Они позволяют глубже рассмотреть проблему, посмотреть на нее с другой точки зрения, отработать навыки взвешенной богословской полемики. Но в нашем курсе догматики их в чистом виде нет. Если не считать задания, где студенту необходимо дать богословский ответ двум типичным представителям околоцерковных мировоззренческих крайностей — т.н., «светским» и «харизматикам»: 1. «Светские» (или «Бог в душе»). Для них «догма», как известно – слово, имеющее исключительно негативный смысл. «Догматы веры – это нечто, сковывающее свободную мысль, пустой спор о словах, ненужные средневековые пережитки, которые к тому же разобщают людей, вызывая между ними конфликты. Следовательно, если и признавать необходимость веры в Бога, то нужно отказаться от догматов и верить «свободно». 2. «Харизматики» (в данном случае - не сектанты). «Для нас, обычных людей, изучать возвышенные догматы, изреченные Вселенскими Соборами и святыми отцами Церкви, дерзко и небезопасно. Чем больше человек получает богословских знаний, тем ближе он к ереси. «Рядовому» христианину следует только молиться, и если что надо ему знать, Господь и так откроет». Студенты довольно живо в такое задание включаются. Хотя, есть и те, кому такой формат слишком сложен из-за своей «нелинейности». Мы с коллегой несколько лет использовали элементы ролевой игры в нашем курсе: в теме, посвященной иконоборчеству, ввели дискуссию между иконопочитателями и иконоборцами. Для этого мы делили класс пополам, спрашивали о желании попасть в ту или другую группу, список вывешивали за несколько дней, чтобы была возможность перемещений. Мы предлагали выбирать аргументы, не привязываясь обязательно к эпохе иконоборчества, - это могли быть аргументы современных иконоборцев. И на моем опыте было несколько изумительных примеров. Это, конечно, зависит от группы, от занятости общего состава, творческого потенциала. Помню, как на одной дискуссии был имитирован собор иконоборцев современности, и там были собраны наиболее важные их аргументы. Дискуссия была чрезвычайно активная, были изучены материалы не только древних полемик, но и дискуссий с протестантами. Слушатели за ночь оставляли множество сообщений. В отзывах о курсе писали, что самым интересным было как раз это обсуждение. В целом всегда эта дискуссия вызывала оживление, но были и минусы. Например, проблема возникла с одной слушательницей, которая попала в список иконоборцев. Она сочла кощунством, когда православных даже в учебных целях записывают в лагерь иконоборцев. Мы согласились с этим, перешли к другому виду работы. Но, к сожалению, прежних взрывов и творческих всплесков уже нет. Сложности при проведении ролевой игры возникают также, когда группа малоактивная, многие очень заняты на работе и пр. Тогда от преподавателя требуются дополнительные усилия для того, чтобы запустить процесс игры и ее поддерживать. При слабой активности это очень трудно. В течение нескольких лет мы использовали в курсе задание с применением ролевой игры при изучении эпохи иконоборчества и VII Вселенского собора. Это задание, помимо оживления учебного процесса, возможности взаимодействия и общения слушателей между собой, выполняло, конечно, и определенные педагогические задачи, и, по нашему опыту, довольно успешно. Изучение материала происходило в атмосфере живой беседы, интересной для слушателей (ведь темы они предлагали сами), и имело практическую направленность. Слушатели создавали обстановку дискуссии, которая вполне могла бы состояться в реальной жизни. Данное задание было направлено на приобретение навыка вести такую дискуссию, находить нужные аргументы по защите иконопочитания, помогая в этом друг другу, дополняя друг друга, выявляя наиболее удачные ответы. В конце дискуссии подводились итоги: кто-то из участников (лидер группы) обобщал все высказывания по данной ветке обсуждения, сводил лучшие аргументы в единый ответ. В задании слушателям можно было выдвигать не только аргументы иконоборцев и иконопочитателей древности, но и с позиции современности. Так на поверхность нередко выходили те сомнения, смущения, каверзные вопросы в отношении почитания икон, которые можно услышать сейчас даже в православной среде. И совместными усилиями находились ответы на них. Отвечая на вопрос, уместно или неуместно использовать ролевые игры в наших программах, я бы ответила, что это допустимо и может принести пользу, но применять их надо с определенной долей осторожности и рассуждения, и не часто, чтобы не вызвать реакции отторжения. Наш опыт показал, что играть роли еретиков для православных верующих не вполне допустимо, поскольку это может вызвать соблазн и смущение. Я, так или иначе, связан с проблемами исторических реконструкций в связи с сопоставлением воспоминаний о Соловецком лагере непосредственных участников событий и текстов их современных интерпретаторов, которые при этом прибегают к материалам аутентичных мемуаров. И, вроде как, в современных произведениях встречаются узнаваемые исторические персонажи и известные сюжеты из воспоминаний, но нет главного. Сегодняшние авторы, даже при всем желании и претензиях на историческую достоверность, создают собственный миф, предлагают свое личное прочтение прошлого, не передавая его духа, религиозного, нравственного, социального и проч. содержания. А ведь речь идет о профессионалах, которые обязаны погружаться в историю, изучать и воспроизводить выбранный ими хронотоп, если берутся за воспроизведение прошлого. Войти в роль – очень большое и непростое дело. P.S. А выйти из нее еще сложнее… Игра, если она нацелена на образовательный результат, должна быть грамотно срежиссирована: прописаны правила, заложена цель – и этой целью должно быть нечто большее, чем просто намерение повторить уже известную ситуацию, разыграв диалог по ролям. Ролевая игра предполагает погружение в роли. Часто суть раскола или ереси лежит не в плоскости богословских заблуждений, а в плоскости личных отношений. Имея дело с сектантом, мы сталкиваемся не с системой аргументов, а с тем, что они оформляют во внутреннем
мире человека, – с тем, что называется «сектантским сознанием». Заблуждения мысли являются продуктом заблуждения духа, и нельзя исправить первое, не исправляя второе. Если ваш однокурсник будет изображать сектанта, пользы игра не принесет, потому
что не воспроизведет реальную ситуацию общения. Если представлять, что в качестве «еретика» участник будет лишь предлагать готовые аргументы, которые другим участникам нужно опровергать, - это не настоящая ролевая игра, а диспут. А если вживаться
в образ всерьез, попытавшись возгордиться и прийти к соответствующему образу мыслей, действительно, можно себе навредить. Что касается деловой игры, она не может воспроизводить уже полностью известную ситуацию, суть деловой игры – создать какой-то новый сценарий. Если участникам дать вводные из церковной истории - «Император назначил нового патриарха, римский понтифик против
этого назначения, вы – римский легат в Константинополе, что вы будете делать?», задачей игрока не может быть проигрывание старой истории («Повторите действия римских легатов в 1054 году, напишите грамоту об отлучении, положите на алтарь, хлопните
дверью…»). Нужен открытый сценарий, когда в рамках вводного кейса игра помогает людям выйти из привычных стереотипов, проиграть новые варианты действий и потом их проанализировать. Примером деловой игры мог бы быть сценарий вроде «Вы управляющий викариатством, три прихода объявили, что они теперь истинно-катакомбная церковь, и подали иск на отчуждение имущества прихода, что вы будете делать?». Это действительно игра с открытым сценарием,
которая могла бы иметь место как некое обобщающее задание, но не очень вписывается в существующие программы ИДО, потому что требует достаточно серьезной предварительной подготовки. В рамках дисциплин программы «Теология» чаще рассматриваются закрытые кейсы, результат которых известен, и попытка проиграть их по ролям превратится в аналог любительской театральной постановки. Именно поэтому в богословских курсах ИДО ролевые игры в классическом понимании не используются. Это, впрочем, не исключает возможности использовать деловые игры в практических курсах, например, для подготовки к миссионерской деятельности и катехизаторской
работе. Александр Адольфович Попов, преподаватель магистерского курса «Преподавание богословских дисциплин: введение в проблематику»:
Иеромонах Иоанн Гуайта, преподаватель истории христианской Церкви:
Анна Владимировна Макарова, преподаватель истории Русской Церкви:
Иерей Дионисий Михалев, преподаватель догматического богословия:
Елена Олеговна Новикова, преподаватель иконоведения:
Юлия Викторовна Соболева, преподаватель иконоведения:
Иерей Вячеслав Умнягин, преподаватель святоотеческой письменности:
Подведем итоги: что не так с играми в богословских курсах?
Читайте также:Как провести экзамен дистанционно: опыт ИДО
Экзамены дистанционно - как их проводить и что делать, чтобы студенты готовили к ним не только шпаргалки? Делимся опытом Института дистанционного образования ПСТГУ Читать далее »Чем дистанционное образование отличается от карантинного?
Каким должно быть качественное дистанционное образование? Чем оно отличается от удаленного обучения, которое для многих стало альтернативой очным занятиям во время эпидемии Covid-19?
Читать далее »