21.10.2020

Второй день конференции «Цифровое образование. XXI век» предоставил участникам новые возможности для совместной практической деятельности.

С утра участники мозгового штурма в формате Design Thinking, разделившись на три команды, попробовали разработать модели цифровых компетенций для сотрудника будущего. Ведущими стали начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов, менеджер академической программы «Университетский альянс SAP» Юрий Куприянов, руководитель проектов SAP Наталья Маркович и менеджер по развитию бизнеса Учебного центра SAP Гаянэ Третьякова. В конце сессии предполагалось презентовать согласованную модель для расширения классического набора компетенций сотрудников. Обсуждение было активным, а интерактивные доски, на которых создавались проекты каждой команды, к концу сессии заметно отличались друг от друга, хотя все три оказались очень содержательными. За отведенное на мозговой штурм время соединить три версии в общий набор компетенций не удалось – задача оказалась слишком масштабной. Но участники выразили пожелание продолжить совместную работу и после конференции, благо дистанционный формат позволяет снова собраться вместе на виртуальной площадке.

Параллельно прошла секция «Онтологии в образовательной деятельности», модераторами которой стали зав. кафедрой Университета ИТМО Дмитрий Муромцев и заместитель начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» Иван Чалей. Дмитрий Муромцев рассказал коллегам о построении образовательных онтологий на основе нормативных документов, затем представители университета ИТМО Дмитрий Волчек и Алексей Романов рассмотрели проектирование онтологии электронного курса на основе данных системы Edx и обработку данных о поведении пользователей в системах электронного обучения на основе онтологического подхода. Профессор ВШЭ – Нижний Новгород Эдуард Бабкин представил доклад «Разработка и использование концептуальной модели для рекомендательной системы по образовательной программе», старший преподаватель Сургутского государственного университета Мария Юрчишина продемонстрировала, как используется онтологический подход для формирования контрольных заданий по дисциплине математического профиля. О задачах, методах и инструментах учета знаниевых активов в профессиональных сообществах говорил советник ректора Томского политехнического университета Ростислав Яворский. А заместитель декана факультета компьютерных наук ВШЭ Тамара Вознесенская обсудила с коллегами выстраивание траекторий магистерских программ.

Во второй половине дня профессор Сургутского государственного университета Галина Каратаева провела секцию «Образование в цифровой экономике». Участники говорили об умной трансформации образовательных программ высшего образования, поиске новых форм и, главное, подходов к формированию их содержания в условиях сжатия временных горизонтов планирования социально-экономических проектов и процессов. Особое внимание уделялось списку компетенций будущих кадров для новой экономики. Галина Каратаева и сотрудница управления ИТ «Сургутнефтегаз» Юлия Мыльникова охарактеризовали состояние отрасли и тренды высшего образования в РФ. Профессор Сургутского государственного университета Оксана Чуланова и ее коллега Елена Богдан определили место soft skills в модели компетенций выпускника университета. Профессор Саратовского государственного технического университета Ольга Кириллова рассказала о формировании профессиональных компетенций высшей школы в условиях цифровой трансформации рынка труда. Доклад представителей Финансово-экономического института Тюменского государственного университета Дарьи Лазутиной и Ольги Кузьменко позволил по-новому взглянуть на обучение экономистов в цифровую эпоху. Представители Югорского государственного университета Виктория Коростелева и Евгений Раздроков говорили о своем опыте подготовки кадров для цифровой экономики. Ринат Гимранов рассказал о дисциплинах информационных технологий в программах магистратуры направления «Экономика», а заместитель начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» Ольга Латыпова – об экономических предметах в ИТ-магистратуре. «Эффективный контракт и проблема качества образования» - обозначил тему своего доклада доцент МГУ Кирилл Скрипкин. Руководитель Образовательного центра Hewlett Packard Enterprise Евгения Плотель презентовала подход Management of Change (МoC) для предприятий в цифровой экономике.

На параллельной секции участники мастер-класса «Moodle: бесконечность - не предел!» получили возможность зайти в русскоязычный курс «Moodle шаг за шагом», который специально для конференции разработала преподаватель программ для сообщества Moodle Мэри Куч. «До сих пор преподаватели часто используют Moodle как место для хранения документов word», - посетовала ведущая в начале сессии, демонстрируя примеры курсов, заполненных папками и файлами с учебным материалом. Платформа Moodle дает массу возможностей не только использовать разнообразный интерактивный контент, но и применять разные педагогические стратегии, а также задействовать элементы для сбора обратной связи, анализа успехов и трудностей учащихся в процессе прохождения курса. Мэри Куч рассказала об уровнях освоения Moodle от новичка до новатора (разработанных по аналогии со шкалой уровней владения иностранными языками). Вопрос о том, как помочь преподавателям перейти на новые уровни, остался открытым, но ведущая секции предложила участникам на себе испытать один из способов – пройти курс, демонстрирующий разные возможности платформы.

Зайдя в курс под предложенными логинами и паролями, посетители сессии смогли опробовать статический и интерактивный контент - от страниц и книг до интерактивных тестов и создания вики-документов, познакомились с геймификацией, перевернутым классом, групповым проектом, разными видами обратной связи, а также обменялись впечатлениями и задали друг другу и преподавателю вопросы на форумах. Все желающие получили возможность скачать курс для использования в своих системах дистанционного обучения на Moodle.

Итоги конференции подвели вечером на круглом столе, где модераторы кратко рассказали о своих секциях и по просьбе ведущего Рината Гимранова поделились идеями о том, какие темы могут быть затронуты через год. Приятно отметить, что ведущие выразили желание к следующему году воплотить наработки своих секций в тех или иных проектах: например, создать платформу, на которой пользователи смогут опробовать плагины для интеграции Moodle с информационными системами вузов. Завершая конференцию, директор ИДО протоиерей Геннадий Егоров напомнил, что ее девиз - слова «Здесь и сейчас», и год назад трудно было предположить, какие темы станут самыми актуальными в октябре 2020 года. Время покажет, с какими вызовами придется столкнуться цифровому образованию в будущем и что будет особенно актуальным в программе четвертой конференции «Цифровое образование. XXI век».

Видеозаписи секций конференции скоро будут доступны на канале ИДО в YouTube.


Читайте о первом дне конференции:

Распаковать дистанционное образование: как прошел первый день конференции «Цифровое образование. XXI век»

 

20 октября открылась третья международная научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная САП СНГ, «Сургутнефтегаз» и Институтом дистанционного образования ПСТГУ. Мероприятие открыл круглый стол, на котором участников поприветствовали модераторы секций...Читать далее>>

Последнее изменение: среда, 21 октября 2020, 21:12