Лето с книгами: чтение по церковной истории и теологии на каникулы
17.06.2025
В июне, завершая учебный семестр, хочется отложить серьезные книги и в летние каникулы дать себе отдых? Но не спешите прятать все серьезное чтение далеко: пусть новинки издательства ПСТГУ остаются на виду и напоминают о мире богословской науки, который с нетерпением ждет вашего возвращения из отпуска!
К тому же летние месяцы (которые, надеемся, у всех читателей будут наполнены солнцем, теплом и радостными впечатлениями) могут статьи бесценным временем для знакомства с теми темами, на которые не остается времени и сил во время учебного года. Отдохнув, можно наконец-то прочесть книгу, от которой осенью, зимой и весной будут отвлекать учебники и домашние задания.
В нашем летнем обзоре - две книги по церковной истории и два серьезных труда по русской и немецкой религиозной мысли. Кому-то они помогут дополнить багаж богословских знаний, а кому-то очень пригодятся в учебно-научной работе. А книга, с которой мы начнем обзор, станет интересным и важным чтением в каникулы для каждого.
1. Судьба и эпоха
Н. В. Винюкова. Апология чистого христианства. Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя
Эта книга, основанная на материалах кандидатской диссертации историка Надежды Винюковой, совмещает несколько граней. Прекрасно изданный, снабженный иллюстрациями и при этом достаточно компактный томик с биографией и текстами известного московского священника предреволюционных десятилетий Иосифа Фуделя может стать прекрасным подарком всем, кто интересуется православием и церковной историей, может оказаться приятным чтением во время летних каникул, а может занять место на книжной полке исследователя рядом с другими материалами по церковной истории русской религиозной мысли конца Синодального периода.
Протоиерей Иосиф Фудель, отец столь же известного духовного писателя Сергея Фуделя - человек, чья жизни и наследие заслуживают внимания. Он является представителем русских интеллигентов, не имеющих семейных связей с духовным сословием и принимавших сан по сознательному выбору: сын военного (мать его, к тому же, была католичка) и выпускник университета, не прошедший через духовную школу, он смог получить разрешение на рукоположение благодаря поддержке философа Константина Леонтьева.
Как совершался духовный поворот в жизни молодого человека, начинавшего как «православный народник», как через интерес к Достоевскому и славянофильству он открыл для себя православную традицию Оптиной пустыни, как строились его отношения с Леонтьевым и в какой мере мыслитель повлиял на будущего пастыря? Книга написана живым, легким языком, но за этой легкостью стоит серьезная научная работа и вдумчивы анализ источников: ведь свидетельства близких и друзей не всегда объективны и в силу разных причин рисуют портрет Фуделя-старшего таким, каким хотелось его видеть авторам воспоминаний. Исследовательница же стремилась прояснить позиции о.Иосифа в разные периоды его жизни, уточнить сложившиеся представления о нем как о «леонтьевце» и «славянофиле», проанализировать особенности его восприятия в воспоминаниях сына и в очерке С. Н. Дурылина, показать, как менялись взгляды священника по мере революционных событий и как он уходил от романтических представлений об особом религиозном пути России и от интереса к национальным и политическим вопросам в область «чистого христианства».
Участию протоиерея Иосифа Фуделя в жизни верующей интеллигенции предреволюционного периода уделяется немало места в книге. Но жизнь о. Иосифа была многогранна, и важное место в ней занимало на одном из этапов тюремное служение. И этой стороне пастырского служения Фуделя в книге тоже уделено важное место.
Вторую половину тома занимают сами тексты о.Иосифа Фуделя: «Письма о современной молодежи», с которых когда-то началась его публицистика, и знаменитый «Дневник священника пересыльной тюрьмы». А другим исследователям наверняка будут полезны приложения: таблицы, тщательно восстанавливающие богословский и интеллектуальный контекст жизни героя, фиксирующие упоминания им тех или иных представителей духовенства и религиозных мыслителей.
Кому будет особенно интересна эта книга?- Учащимся и абитуриентам магистерской программы «Православное богословие и философия в современном дискурсе»: здесь содержится богатый материал для тех, кто занимается темами, связанным с русской религиозной мыслью конца XIX - начала XX века.
- Всем, кто интересуется историей Русской Церкви (особенно поступающим на новую программу «Русская Церковь: от Крещения Руси до XX века»).
Вышло собрание писем и стихов С.И. Фуделя, подготовленное преподавателем ИДО
В издательстве ПСТГУ вышло собрание писем и стихов русского Сергея Иосифовича Фуделя, подготовленное к публикации преподавателем ИДО Даниилом Дмитриевичем Черепановым.
Читать далее »
2. Богословские исследования
А. В. Малышев. Русская кенотическая христология конца XIX – начала XX века
Эту книгу вряд ли получится лениво полистать в гамаке на даче - она потребует некоторой сосредоточенности ума и теологической подготовки. Преподаватель и научный сотрудник ПСТГУ Артем Малышев в своей монографии раскрывает сложные богословские вопросы на материале русской религиозной мысли Синодального периода.
Кеносис - уничижение, отказ, умаление - термин, применяемый к трактовке Боговоплощения как самоуничижения воспринявшего человеческую природу Бога Сына. Кенотическое богословие рождается из попыток понять слова апостола Павла «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Послание к Филиппийцам, глава 2 ,стих 7). Однако не всякая христология рассматривает Боговоплощение как кеносис, и потому особенно интересно разобраться, как и когда именно проявились кенотические идеи в русском богословии.
Как нередко случается, для того, чтобы проследить истоки русского кенетического богословия, исследователю пришлось отправиться в Германию и исследовать идею кеносиса в лютеранской мысли XVI - XIX веков, где «старая» кенотика сменилась «новым благочестием» в текстах Иоганна Арндта, уделявшего особое внимание страданиям Христа, через соучастие в которых Ему могут подражать христиане. Рассматривая «новую» кенотику и ее философскую основу, отсылающую к работам Гегеля, Штрауса и Шеллинга, Артем Малышев выделяет у лютеранских мыслителей идею о возможном ограничении или изменении Бога, а также попытки уйти от такого допущения через теорию двух личностей Христа.
Наиболее интересный и важный раздел книги посвящен уже русскому богословию: тому, как проявлялась лютеранская кенотика в русской богословской традиции XVIII и XIX столетий и как библейский образ понимания кеносиса Христа, отсылающий к «старой» немецкой кенотике, сменялся церковно-святоотеческим подходом к христологии. Рассматривается здесь и критика «новой» кенотики в русском академическом богословии. Затем исследователь рассматривает философские предпосылки уже собственных русских кенотических концепций в сочинениях А. М. Бухарева, В. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского. Подробно рассматривается само русское кенотическое богословие А. Д. Беляева, М. М. Тареева, А. М. Туберовского, так что у читателя будет возможность разобраться и в терминологии кенотического богословия, и в особенностях христологии указанных авторов.
Это серьезная академическая работа, и все же важна она не только для ученых, ведь в основе кенетического богословия - стремление лучше понять жертву Христа и слова апостола Павла о ней.
Кому будет особенно интересна эта книга?
- Тем, кто учится или готовится поступать в магистратуру «Православное богословие и философия в современном дискурсе» и хочет лучше понять особенности развития русской религиозной мысли и влияние на нее немецкой теологии и философии.
- Всем, кто интересуется православным вероучением (например, абитуриентам программ «Теология: Новый Завет» и «Теология: Ветхий Завет и вероучение Церкви».
Еще одна монография, в которой рассматривается влияние немецкоязычной протестантской теологии на русскую религиозную мысль конца Синодального периода. Но это издание - коллективная монография, включающая шестнадцать статей известных исследователей религиозной философии, теологов и религиоведов, объединенных рамками общего научного проекта. В центре внимания этого сборника уже не отдельное направление богословской науки, а вопрос более широкий: самоопределение философии и теологии как научных дисциплин, обращенных порой к одним и тем же темам и текстам, но использующим разную методологию и понятийный аппарат. Как соотносятся мышление и вера, знание и религиозный опыт, и где все же лежат границы между философией и теологией? «Глубочайшее различие между философией и теологией заключается в том, что теологии предпослано нечто, не принадлежащее человеческому бытию - Откровение. Нечто безусловно присутствует в сущностном осуществлении обеих форм мышления: для религии и ее теологической интерпретации оно состоит в принятии самооткровения творящего Бога, для философского мышления - в вопросе о бытии сущего как о том, чему человек, безусловно, принадлежит», - так очерчивается эта граница в предисловии к монографии. Включенные в монографию статьи К. М. Антонова, М. А. Пылаева, С. С. Пименова, Н. А. Вагановой, А. В. Кольцова, С. А. Коначевой и других ученых раскрывают стратегию философской теологии и рассматривается соотношение православных и теологических трактовок на примере избранных вопросов богословского дискурса. Кому будет особенно интересна эта книга? На первый взгляд может показаться, что эта книга интересна лишь специалистам, которые занимаются историографией. В сборнике статей кандидата филологических наук, сотрудницы ПСТГУ Ольги Владимировны Косик рассматривается история поиска, изучения и распространения церковных документов 1920-1930 годов: тема узкая и специфическая... Действительно, книга прежде всего важна церковным историкам или тем, кто хочет больше узнать о работе церковных историков. Но вошедшие в сборник статьи интересны не только узкому кругу специалистов. Ведь посвящены они важным текстам, вызывавшим отклик современников и до сих пор вызывающим дискуссии (таким как Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки или Интервью митрополита Сергия (Страгородского) и членов Священного Синода советским журналистам 15 февраля 1930 года). А вопросы, которые рассматриваются в исследованиях О. В. Косик, превращают ее статьи в настоящие текстологические детективы. Книга подробно знакомит с каналами распространения официальных и подпольных материалов о жизни Русской Церкви в первые десятилетия СССР. А также помогает разрушить иллюзию, что близкие к нам по времени события легче исследовать из-за доступности документальных свидетельств, и подробно демонстрирует те сложности, с которым сталкиваются историки, изучая церковные источники столетней давности: установление авторства, анализ правок, внесенных в первоначальный текст представителями власти. Как церковные историки справляются с дешифровкой подобных материалов, можно узнать из включенных в сборник статей. Кому будет особенно интересна эта книга?
Читайте также:3. Встреча философии и теологии
4. Документальные свидетельства
О. В. Косик. Церковный документ эпохи гонений: Первая половина XX века: Исследования разных лет
Книга к праздникам: первый том Собрания сочинений С. С. Аверинцева
Что вошло в первый том собрания сочинений Сергея Сергеевича Аверинцева, вышедший в декабре в издательстве ПСТГУ? Знакомимся с новой книгой подробнее… Читать далее »Предпраздничная история: новинки издательства ПСТГУ
Новые книги издательства ПСТГУ порадуют в зимние праздники тех, кто интересуются церковной историей и христианской культурой. Рассказываем о новинках и напоминаем о рождественской скидке. Читать далее »