Как в России появился «научный креационизм» и действительно ли он научный? Для кого и чем эта теория привлекательна сейчас? Есть ли другие способы совместить научные и библейские данные о сотворении мира? О своем магистерском исследовании рассказывает выпускник 2022 года, врач-акушер и диакон храма Рождества Иоанна Предтечи города Кандалакши Мурманской и Мончегорской епархии о.Павел Дмитриев:

Отец Павел, по специальности вы врач. Решение изучать теологию было связано с вашим церковным служением или, наоборот, вы начали учиться, а потом уже стали больше участвовать в храмовой жизни?

- Действительно, по профессии я врач-акушер и руководил родильным домом в Кандалакше. Желание именно изучать теологию возникло параллельно с обычной профессиональной деятельностью. В какой-то момент мой духовный наставник предложил мне получить богословское образование в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете, о котором я тогда ничего не знал. Придя на сайт университета, я обратил внимание, что здесь имеется дистанционное образование. Его плюсы – безотрывность от повседневной жизни, от профессии, поэтому такое образование было мною и выбрано. Поступив в Институт дистанционного образования на программу «Теология» и, проучившись год-полтора, я был приглашен служить в алтаре пономарём. В дальнейшем, уже ближе к окончанию программы, мне предложили стать помощником благочинного по катехизации на нашем православном приходе. Затем, уже после поступления в магистратуру, я получил сан диакона, и по благословлению митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана продолжаю сейчас врачебное служение совместно со священническим.

Решение поступать в магистратуру по теологии было связано с желанием продолжать учёбу или исследовать какую-то конкретную тему в магистерской работе? Почему вы выбрали тему «Научный креационизм» в современной России: история и особенности учения»?

- Я поступал в магистратуру, чтобы продолжить учёбу: хотелось получить максимально полноценное высшее духовное образование. Я ознакомился с тематикой исследовательских работ, которая является актуальной для магистерской программы, увидел вопросы о совмещении науки и религии, в частности, связанные с апологетическими моментами. И меня это заинтересовало. До этого времени о «научном креационизме» я знал вскользь, возникло желание узнать тему поглубже. 

В своей работе вы стремились изучить особенности современного «научного креационизма», чтобы понять, почему он сохраняет свою привлекательность для современного церковного сообщества. Почему эта тема сейчас актуальна? 

- Во-первых, задачей работы являлось описание истории «научного креационизма» в России, истории православного «научного креационизма». И вторая большая, глобальная задача – описать особенности его учения. 

В отношении актуальности темы сегодня я бы сказал так: это движение, возникшее в 1990-х годах в России, тогда было на пике, потому что после распада Советского Союза у людей возникла потребность в религиозной свободе. И, несомненно, «научный креационизм» явился неким рупором свободы для нашего общества того времени.

Потому что до этого казалось, что наука и религия несовместимы, возможен только научный атеизм, и вдруг оказалось, что есть такое направление, совмещающее религию и науку?

- Да, конечно, советская идеология уже свою роль отыграла. Людям, обществу было желательно совершенно иное. «Научный креационизм», который пришел с Запада и совершенно не характерен для Православия, тем не менее, был достаточно активно принят в нашем обществе. И, конечно же, хотелось понять, почему, несмотря на определенные, даже скандальные протестантские корни, «научный креационизм» у нас появился? И, с другой стороны, хотелось понять, почему к этому учению так относится и научное и церковное сообщество. 

По мере работы я начал понимать, что изначальный «научный креационизм», основанный на естественнонаучных аргументах, со временем стал видоизменяться: научный мир не стоит на месте, мировое сообщество отвечало этому течению новыми аргументами, и «научный креационизм» примерно в конце первой декады нынешнего столетия принял совершенно иную аргументацию, основанную на святоотеческой письменности, – стал называться «патрологическим креационизмом». В этом проявилась привлекательность учения – опора на нечто глубоко церковное и духовное, но, тем не менее, в настоящее время его популярность потихонечку идёт на спад. Некоторые авторы (например, Инга Левит) полагают, что «научный креационизм» в нашей стране не прижился – в отличие от западных стран, например, от США, где он в настоящее время расцветает. У нас можно назвать несколько имён, которые сегодня еще остаются на плаву, но актуальность и привлекательность этого течения падает.

Когда мы говорим о популярности «научного креационизма» за рубежом, что мы под этим понимаем? Это позиция, привлекающая некоторых верующих, или аргументы «научных креационистов» используются в апологетике, в православном образовании?

- Суть «научного креационизма» состоит в том, чтобы бороться с эволюционным учением. И не только с учением Чарльза Дарвина, потому что дарвинизм уже ушел в прошлое, имеются иные эволюционные теории. На Западе до сих пор сохраняется особенное отношение к «научному креационизму», естественнонаучная аргументация, которая берет корни из XIX века, так называемая библейская, или потопная, геология. Учёные, которые считают себя «научными креационистами», ищут данные, которые будут подтверждать эту аргументацию. 

Потопная геология – учение, которое исходило из того, что современная земная кора вместе со своим составом, и в том числе с полезными ископаемыми, стала таковой за счёт Всемирного потопа. Эта теория имеет сейчас только историческое значение, и не вызывает уже научного интереса. Она своё отработала  и была отвергнута мировой наукой, но «научные креационисты» её очень активно используют до сих пор.

«Научный креационизм» борется с эволюцией в целом, приводит такие аргументы, которые расходятся с понятием научности, научный мир называет это наукообразностью. Почему наукообразность? Потому что эти аргументы никак не проверяются, даются голословно, не основаны на какой-то методике или модели, подтвердить их невозможно. Они направлены только на то, чтобы априорно подтвердить: мир был сотворён именно таким образом, и эволюции не существует.

Почему на Западе это течение сохраняет популярность? «Научный креационизм» уходит корнями в фундаментальный протестантизм, а одним из положений протестантизма является основание на Библии, буквальное прочтение Библии. Для этого всеми научными или наукообразными способами ищется подтверждение тому, что мир сотворен так, как это написано в Библии, в буквальном смысле за шесть дней. И день – это 24 часа, сутки. 

У нас в стране процесс шел немножко по-другому: изначально западный «научный креационизм» был принят на вооружение, в том числе и в церковной среде, в среде священнослужителей. Но под влиянием данных мировой науки (всё-таки их невозможно отвергнуть) естественнонаучные аргументы ранних авторов 90-х годов стали угасать, их просто не на чем было основывать. И в дальнейшем «научный креационизм», как я уже говорил, стал «патрологическим креационизмом», основанным на аргументации святых отцов. Всем известны «Беседы на Шестоднев» святителя Василия Великого, сочинения Ефрема Сирина, Амвросия Медиоланского, на которых основываются православные «научные креационисты». 

Но в православной апологетике такая аргументация тоже не может быть принята: святые отцы не давали подтверждения естественнонаучной аргументации происхождения мира, а хотели передать нам мысль, что мы, видя этот мир, должны прославлять и узнавать Бога.

На Западе изначально «научный креационизм» пытался встроиться в систему образования с целью борьбы с преподаванием эволюционного учения. В нашей стране с конца 1990-х – начала 2000-х годов тоже неоднократно предпринимались попытки встроить эту концепцию в школьное образование. Были написаны учебники, предложенные министерству образования, например, учебник по биологии С. Ю. Вертьянова для 10-11 класса общеобразовательной школы. Этот учебник неоднократно переиздавался, но в общероссийскую систему образования не прошёл. Он использовался для преподавания в некоторых частных школах. 

Мотив, на основе которого изначально появился «научный креационизм», - это желание как-то объяснить возможность соотношения науки и религии. А какие еще есть теории происхождения мира, пытающиеся согласовать науку и Библию? 

- Конечно, есть и иные теории. Я бы назвал известную теорию, с представителями которой, собственно, сторонники православного научного креационизма враждуют, – это «православный эволюционизм», учение, в котором современные научные концепции биологической теории совмещены с верой в Бога. Бог является Творцом мира, а эволюция – некий определённый инструмент осуществления Его замысла о мире. Эта теория рассматривает наш мир с того момента, когда люди уже были изгнаны из Рая, и жизнь началась на земле после грехопадения.

Какие материалы вы изучали, когда проводили это исследование? 

- Поскольку это учение пришло к нам благодаря протестантским миссионерам, сначала была вкратце описана история западного научного креационизма, начиная с его предшественницы, библейской, или потопной, геологии. К этому же периоду, до появления «научного креационизма», можно отнести и труды русских апологетов конца XIX – начала XX века, среди которых много известных имён, например, профессор Ловягин, профессор Глориантов, священник Павел Матвеевский. Они основывались в своей аргументации на потопной геологии. 

Конечно же, коль речь идёт об отечественных сторонниках «научного креационизма», основу составили как их труды, так и труды тех критиков, которые дали ответ на это учение в нашей стране. Причём критика шла как со стороны светских авторов, так и со стороны авторов церковных.

Если вернуться к вашим впечатлениям от учебы в нашем институте: какие магистерские курсы оказались наиболее полезными для работы или просто сильное впечатление произвели?

- «Античная философия» Татьяны Николаевны Резвых – жалко, что курс оказался достаточно коротким, хотелось бы более глубоко узнать этот предмет системно, а не просто самому читать произведения. «Православная христология и антропология», которую нам преподавал отец Геннадий Егоров, уже только ради того, чтобы пройти этот предмет, стоило учиться в магистратуре. «Актуальные вопросы православного богословия», который вел Иван Иванович Улитчев. «Русская религиозная философия», которую преподавала также Татьяна Николаевна Резвых.

И, конечно, те предметы, которые касались практических навыков, особенно лабораторные занятия, создание программы в системе Moodle, в которой мы учились. Мне это помогло, потому что в связи с эпидемией Covid19 мне пришлось в воскресной школе нашего прихода создать образовательный сайт на платформе Moodle, и сайт, который получился, в настоящее время благополучно работает и выполняет свои функции. Помимо роли администратора сайта я также являюсь преподавателем. Онлайн проходят огласительные беседы перед крещением, занятия по богословской тематике, в частности, пройдены предметы «Ветхий Завет», «Догматика», «Четвероевангелие», «Апостол».

Вы можете сравнить впечатления от программы профпереподготовки «Теология» и магистерской программы по теологии: что было сложнее, легче?

- Когда я поступил в магистратуру, и плюс ко всему, прошёл по конкурсу на бюджет, я был очень рад, но потом я понял, что учиться очень и очень сложно. В сравнении с программой профпереподготовки, конечно, все совершенно иначе. 

Материалы, наверное, не сложнее, чем предметы, которые были на программе профпереподготовки. Вопрос в нагрузке, в количестве предметов, в сочетании требований. В магистратуре приходится параллельно изучать три-четыре предмета, и это занимает много времени. Я для себя посчитал, это составляет приблизительно 5-6 часов ежедневных занятий, не меньше. Плюс ко всему нужно было думать и работать над темой магистерской, которую необходимо защищать через два с половиной года. 

Нужно понимать, что это очень серьёзное образование, но вложение времени и усилий, конечно, себя оправдывает.


Читайте также:

В дистанционной магистратуре по теологии открыто 15 бюджетных мест

В 2022 году в дистанционной богословской магистратуре ПСТГУ идет набор на 15 бюджетных и 10 платных мест. Читать далее »

Четвертый выпуск дистанционной богословской магистратуры

Какие работы защищали магистранты богословской программы ИДО ПСТГУ Читать далее »

«Научная деятельность позволяет мне увидеть другой горизонт»

Как соединять физику и богословие, разработку микропроцессоров нового поколения и преподавание в воскресной школе? Рассказывает выпускник ИДО Дмитрий Константинович Полюшкин. Читать далее »

Last modified: Thursday, 17 March 2022, 2:24 AM