Первый день конференции: из чего состоит образовательная среда?
16.10.2019
Первый день конференции «Цифровое образование. XXI век» – 15 октября 2019 года – помимо круглого стола вместил четыре секции, посвященные различным аспектам применения дистанционных технологий в образовании.
Самой продолжительной по времени оказалась секция «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании», ведущими которой стали директор ИДО протоиерей Геннадий Егоров и профессор университета Южной Африки Игнатиус Гус. Продемонстрировав модель дистанционного образования городского университета Дублина, отец Геннадий предложил разобрать ее российский аналог, включающий примерно те же звенья, только обозначенные другими терминами. «Изучая факторы, которые влияют на успешность адаптации образовательной программы под нужды взрослых, мы с коллегами выяснили, что для успешного образования наиболее важна образовательная среда – система взаимоотношений между людьми, включенными в образовательный процесс, – пояснил отец Геннадий. – Сам образовательный процесс можно изобразить как цепочку коммуникативных актов».
Участники секции рассмотрели разные звенья цепочки, оставив на второй день лишь «технические средства обучения», которым (а именно – системе Moodle) предстояло посвятить отдельную секцию. говорил о том, в чем проявляется присутствие преподавателя в дистанционном образовании: он не только передает знания, но инициирует взаимодействие между учащимися, обмен знаниями и разными точками зрения, помогает трансформировать теорию в практическую деятельность. Доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ Татьяна Резвых рассказывала о трансляции личностно важного знания на примере построения курса античной философии в магистратуре ИДО. Бизнес-тренер и специалист по консалтингу (а также студентка дистанционной программы) Валерия Долгих анализировала примеры продуктивного и негативного удаленного взаимодействия в образовательном сообществе, размышляя, как избежать псевдосотрудничества, при котором не происходит реального обмена мнениями. Заведующая кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ Татьяна Меланина, рассматривая звено «Осмысленные задания и оценка для обучения», указала, что вдумчивое формулирование критериев оценивания помогает компенсировать недостаточное личностное общение и донести до учащегося ожидания преподавателя, а преподавателю позволяет оценить соответствие заложенной в курс информации поставленным задачам.
Менеджер академической программы «Университетский альянс SAP» в СНГ Юрий Куприянов провел секцию «Академическая программа SAP Next-Gen: сообщество, методические материалы и технологии», где предложил участникам обсудить типовые вопросы трансфера технологической экспертизы от ИТ-компании в вузы – способы адаптации дисциплин SAP для университетских программ, опыт реализации проектного подхода в образовании, повышение квалификации преподавателей и изучение новых технологий в высшем образовании.
В рамках секции руководитель Учебного Центра SAP СНГ Екатерина Осорина рассмотрела новые подходы к обучению компетенциям SAP: переход на «облачные» технологии для проведения сертификации по решениям компании, программы подготовки кадрового резерва и изменения в учебном процессе, вызванные приходом нового поколения студентов. Заместитель директора МАЦК «Политехник – SAP» Санкт-Петербургского политехнического университета Антон Амбражей рассказал об опыте СПбПУ в реализации сетевых образовательных программ. Этот набирающий все большую популярность формат взаимодействия между университетами позволяет встраивать в учебный процесс курсы других учебных заведений или организациями. Обычно такие программы используют МООС, а возможность предоставления практических заданий и использования специализированного ПО ограничена рамками конкретной отечественной или международной онлайн-платформы, но смешанный подход (теория в формате МООС и практика в своем университете) может существенно обогатить сетевые программы.
Представитель Информационно-технологической сервисной компании Елизавета Палецкая рассказала об опыте формирования цифровых компетенций для реального бизнеса на примере сотрудничества ИТСК с Омским государственным техническим университетом.
Во второй половине дня заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Университета информационных технологий, механики и оптики Дмитрий Муромцев и заместитель начальника управления ИТ ПАО «Сургутнефтегаз» Иван Чалей провели секцию «Онтологии в образовательной деятельности». Дмитрий Муромцев в своем выступлении проанализировал существующие онтологии для моделирования процессов умных производств и рассмотрел новые требования к уровню подготовки магистров, позволяющие сформировать необходимые компетенции для успешного внедрения и эксплуатации онтологического подхода на производстве. Далее своим опытом поделились преподаватели и аспиранты ИТМО: Дмитрий Волчек рассказывал о технических аспектах разработки онтологий на основе анализа контекста и метаданных слабоструктурированного контента, а Алексей Романов – о методах построения интеллектуальной диалоговой системы на основе графов-знаний для поддержки образовательного процесса. Завершая секцию, Иван Чалей презентовал опыт применения онтологического инжиниринга в квалификационных работах студентов магистратуры Сургутского университета.
На секции «Человек и цифровизация. Новые компетенции цифровой реальности и способы их развития» обсуждалось вопросы о том, какие компетенции становятся критичными для успешной адаптации к цифровой реальности, какие психологические барьеры препятствуют принятию этой реальности и как специфика образовательных программ позволяет развивать компетенции и снимать барьеры. В панельной дискуссии, которую провела руководитель направления консалтинга Manpowergroup Russia&CIS Анна Бурова, участвовали также основатель навигатора в образовании для топ-менеджеров Coursalytics Алексей Долинский и руководитель ИТ-подразделения «Сургутнефтегаз» Никита Гимранов.
Невозможно подробно рассказать обо всех секциях конференции в одном репортаже, но на канале ИДО в YouTube скоро появятся записи видеотрансляции всех секций, позволяющие всем желающим познакомиться с докладами участников и дискуссиями.
Рассказ о секциях второго дня конференции «Цифровое образование. XXI век» – в следующем репортаже.
Читайте также:
Второй день конференции: от мозгового штурма до игрового курса
Второй день конференции «Цифровое образование. XXI век» – 16 октября 2019 года – был посвящен практическим аспектам дистанционного образования: оформлению преподавательских кейсов в исследовательские проекты, обсуждению опыта внедрения дистанционных программ в вузах, практическому применению различных подходов к проектированию цифрового образовательного пространства и отработке навыков внедрения геймификации в дистанционных курсах. Секцию «Человек в дистанционном образовании. Опыт преподавателей, студентов и администраторов» открыла … Читать далее
Примирить теорию и практику: открытие конференции «Цифровое образование. XXI век»
15 октября 2019 года в центре цифрового лидерства SAP открылась вторая международная научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век». Участниками открывающего конференцию круглого стола стали начальник управления ИТ ПАО «Сургутнефтегаз» Никита Гимранов, директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, менеджер академической программы «Университетский Альянс SAP» Юрий Куприянов, основатель навигатора в образовании для топ-менеджеров Coursalytics Алексей Долинский и профессор дистанционного образования Indira …Читать далее