Зачем христианам светская культура: новые программы «Вера в истории»

06.05.2020

На YouTube-канале ИДО появились новые записи: в  плейлист радиопрограмм «Вера в истории» из личного архива преподавателя ИДО Ивана Улитчева добавлены 21-26-й выпуски радиопередачи.

В предыдущих выпусках речь шла об отношении Церкви и государства, теперь же в программе поднимаются вопросы сосуществования христианства и культуры. Автор и ведущий показывает, как знакомство с античной культурой позволяло жителям Византии сохранять живой интерес к богословским вопросам, - и такое внимание общества к богословию вынудило императора и церковных иерархов отказаться от уже принятой Ферраро-Флорентийской унии. «Не все в равной мере могут вместить богословские истины, для этого нужны и чистота души, и образование, и острота ума, - отмечает ведущий программы. - Но нам есть чему поучиться у людей древности: в первую очередь их духовному горению и неравнодушию к вопросам веры».

Рассказ о культурном преемстве от античного мира требует ответов на вопросы о том, можно ли свидетельствовать о Боге, используя античные культурные формы или находки светского искусства? «Церковь является закваской, призванной преобразить, сделать пригодным для вечности, для Бога весь сотворенный им мир». Как эта особенность Церкви проявлялась в древности, позволяя апостолам рассказывать о Христе представителям разных культур, а святым отцам - сочетать святость жизни со светской образованностью? «Насколько нужно и допустимо выходить навстречу интересам и ценностям, которыми живет человеческое общество, сверяться по высотам человеческой мысли, если эти ценности и высоты возникли в мире, не просвещенном религиозной истиной?», - спрашивает ведущий, показывая два пути решения этих вопросов, которые обозначились в христианских общинах уже в первом веке их существования. Можно ли сравнить призывы к отказу от светской культуры и образования с политикой гонителя Церкви Юлиана Отступника? Почему стремление строго отделить жизнь христианской общины от всех соблазнов мира в конечном счете увело из Церкви Тертуллиана? Что вызвало к жизни традиции христианской литературы?

Другой вопрос, поднятый в выпусках программы: почему христианство так часто использует для характеристики земной жизни человека образы пути и странствия? И в Ветхом Завете, и в Священном Писании, и в христианских памятниках, начиная с древнего «Дидахе» подчеркивается различие двух путей - пути жизни и пути смерти. «Разнообразные и запутанные житейские тропы расходятся по двум направлениям, ведущим в разные стороны... Желает человек этого или нет, его жизненный путь ведет к определенному результату, и этот итог находится уже за пределами его земного существования». Чтобы понять, к чему ведет путь жизни, необходимо ответить на вопрос, почему христианство уделяет такое важное значение единству членов церковной общины, и задуматься о понимании Церкви как Тела Христова и собрания верующих. «Церковь - это собрание тех, кто откликнулся на призыв Божий, кто отправился в путь к небесному отечеству, взяв с собой все необходимое для странствия: веру и готовность творить дела Божии». Но этот путь нельзя понимать, как одинокое путешествие по неведомым землям: «Вера христианина не может быть путем одинокого странника, на ощупь прокладывающего себе дорогу к Богу в чаще жизненных тропинок, несущего в дорожном рюкзаке путевую карту - Библию - и время от времени сверяющегося с ней». 

Как соотнести самостоятельность и ответственность с верой и доверием к Богу? Ведущий показывает, что опора на опыт предыдущих поколений помогает обрести своем место в Церкви. «Вызывающую, с точки зрения мира, уверенность православных в том, что именно в их Церкви пребывает полнота благодати и истины, не следует воспринимать как проявление превозношения или нетерпимости. В этом уповании проявляется вера и надежда, доверие к Богу и Его любви, которая пребывает среди христиан с апостольских времен. В этом радость и благодарность, что в поиске истины люди не оставлены распутывать клубок собственных мыслей и чувств, блуждать в лабиринте теорий, до бесконечности встряхивать крупицы слов и наблюдать за выпадающими комбинациями идей», - заканчивает автор программы, указывая на различие между философией, отказавшейся от понятия истины, и христианством, существующем вокруг Того, Кто сам есть Истина.


Радиопередача «Вера в истории» выходила в эфир на канале Ростовской-на-Дону епархии «Радио София» в 2010-2013 годах.  Иван Иванович Улитчев – кандидат богословия, доцент ПСТГУ, разработчик курса догматического богословия на программе ИДО «Теология », автор и преподаватель курса «Актуальные проблемы православного богословия» в рамках магистерской программы ИДО.


Выпуск 21

Выпуск 22

Выпуск 23

Выпуск 24

Выпуск 25

Выпуск 26

Смотрите также:

Должна ли религия охранять общественную нравственность?

Продолжаем пополнять плейлист радиопрограмм «Вера в истории» новыми выпусками из личного архива преподавателя ИДО Ивана Улитчева. На канале института в YouTube появились выпуски программы с 16 по 20. В этих выпусках продолжается начатый ранее разговор о взаимоотношениях христианской империи и православной Церкви. Читать дальше>>

Дискуссии по богословским вопросам свидетельствуют об интересе верующих к богословию

Интервью со старшим преподавателем кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, кандидатом богословия Иваном Ивановичем Улитчевым. – К православной вере сознательно я пришел во время обучения на философском факультете Ростовского университета... Читать дальше>>

Последнее изменение: Четверг, 7 Май 2020, 16:08