04.09.2020

Поступив на программы ИДО, можно неожиданно найти одногруппников из своего города, а можно познакомиться с теми, кто живет на другом конце света. Как проходит жизнь наших слушателей за пределами дистанционных учебных классов, особенно если живут они в странах, где Православие - не самая распространенная религия? 

В летние каникулы 2020 года мы попросили учащихся и выпускников, живущих за рубежом, рассказать о своих приходах. Хотелось с помощью этих небольших рассказов еще раз напомнить, что расстояния и закрытые границы не мешают всем нам оставаться единой вселенской Церковью. 

Истории с тегом #идовмире летом размещались в социальных сетях института, а самые интересные выдержки из рассказов собрали на сайте:


Ксения Николаевна Казаринова, выпускница программы «Теология» 2017 года, Литва:

«Храм в честь святого Архистратига Божия Михаила находится в центре Вильнюса на улице Калварию. В этом году будет 125 лет со дня освящения храма. В XIX веке это был первый из новых построенных храмов города (до него только восстанавливались храмы XIV–XV веков), строительство благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский (он был и одним из жертвователей). Храм строился на пожертвования православных горожан, но строительству помогали и Синод, и лично обер-прокурор К.П.Победоносцев. 

Храмовый праздник отмечается 19 сентября (воспоминание чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех), но 21 ноября (собор Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных), конечно же, также очень важен. Два раза в неделю в храме совершаются молебствия Архистратигу Михаилу - молебен и молебен с акафистом. 

Во время карантина многое пришлось переосмыслить. Пустота в храме, отсутствие знакомых - родных даже! - лиц, невозможность связаться с постоянными прихожанами (никто даже и не думал обменяться телефонами). Для меня одно из самых сильных впечатлений - "Да исправится молитва моя" в пустом храме. С другой стороны, люди, которые приходили помочь - во славу Божию. Еще - люди, которые проявили послушание и оставались дома столько, сколько требовалось. А богослужение все еще воспринимается с трепетом, с мыслью, что его могло и не быть»


Священник Иоанн Казадоев, выпускник программы «Теология» 2016 года, Ирландия:

«В 2018 году указом Преосвященного епископа Сурожского Матфея я был назначен настоятелем прихода свт. Николая Чудотворца в г. Голуэй и православной общины свт. Тихона, Патриарха Московского в г. Каслбар. Впоследствии мы также организовали воскресные богослужения в Слайго, это было осуществлено с помощью местного католического епископа, в юрисдикции которого находится данный город. Он безвозмездно предоставил нам небольшую часовню для совершения Литургии, а также помог решить вопросы со страховкой. 

Вообще нужно отметить, что местные католические священники и епископы, а также протестантские общины, очень во многом помогают Православной Церкви и подчас идут нам навстречу. Большинство наших богослужений проходят именно в их церквах и часовнях, поскольку у нас нет своих служебных помещений. Единственное место, которое мы можем назвать своим, с юридической точки зрения, это Патриаршее Подворье Русской Православной Церкви в Дублине - Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Конечно, прихожане, проживающие за пределами Дублина, тоже хотели бы молиться в своих церквах, но покупка или постройка соответствующего здания сопряжена с большими финансовыми затратами. И даже если предположить, что представители местных христианских конфессий вдруг захотели бы подарить нам какое-нибудь неиспользуемое церковное помещение (а такие, к сожалению, есть), ежемесячная оплата коммунальных услуг и соц. страховки представляли бы собой большую сложность. Это, конечно, решаемая проблема, но она напрямую зависит от количества заинтересованных людей. В среднем, за пределами столицы, каждый наш приход или община насчитывает до 30 постоянных членов. В основном это русскоговорящие из стран Прибалтики, Молдавии, Беларуси, Украины и России. Понятно, что этого очень мало, хотя общее количество русскоговорящих, проживающих в крупных городах Ирландии, довольно существенно, но только единицы из них заинтересованы своей духовной жизнью. 

Наши приходы в Ирландии, конечно, отличаются друг от друга, как отличаются между собой и люди: где-то сложились определённые традиции и условия, которые вполне устраивают большинство, в других же местах, напротив, присутствует инициатива и стремление к переменам - люди стараются обустроить свой быт и не зависеть от обстоятельств. К примеру, приход свт. Николая Чудотворца в г. Голуэй находится в помещении часовни, пристроенной к англиканской церкви свт. Николая, датируемой предположительно XIV веком. Эта церковь расположена в самом центре города и представляет собой прекрасный памятник архитектуры. Её стены и колонны дышат молитвой и старинными церковными песнопениями. Сюда, как гласит предание, в 1477 году приходил помолиться даже Христофор Колумб, поэтому это особенное историческое место и, естественно, люди очень любят приходить сюда. Но здесь мы "в гостях", и наша община крайне ограничена в своих действиях, нам нужно постоянно согласовывать расписание наших богослужений с учётом местных мероприятий, проводимых англиканской церковью. Мы можем служить только по субботам и это не всем удобно, поскольку некоторые прихожане работают в субботу утром. На данный момент мы пытаемся инициировать диалог с местным католическим епископом на предмет альтернативного помещения, по примеру г. Слайго, но поскольку все люди разные, процесс порой затягивается по различным причинам. 

Несколько иначе обстоят дела с православной общиной свт. Тихона, Патриарха Московского в г. Каслбар. Здесь, с помощью одного местного католического священника и министерства образования, нам удалось получить в пользование помещение бывшей начальной школы. Один из классов этой маленькой школы мы переделали в храмовое помещение, где и проходят наши богослужения. 

Очень сильно ощущается дух соборности в молодой, но особенной общине г. Слайго. Дело в том, что помимо наших соотечественников здесь также проживают православные христиане из стран бывшего СССР. В городе расположен центр для эмигрантов, которые, находясь в тяжёлом финансовом положение и нуждаясь в получении официальных документов, не имеют возможности выезжать за пределы города. В основном речь идёт о молодых людях из Грузии. Когда мы сообщили о начале ежемесячных служб в этом городе, они очень обрадовались, поскольку служба Литургии, таинство Исповеди и, конечно же, Святое Причастие стали для них большим утешением и той духовной пищей, которой им как православным христианам так не хватало. Кстати, такая особая соборность далеко не редкость на приходах Русской Православной Церкви в Великобритании и Ирландии. Помимо наших соотечественников к нам приходят ирландцы, поляки, сербы, молдаване и даже палестинцы. Здесь на деле убеждаешься в словах апостола Павла о том, что во Христе: "...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос..." (Кол. 3:11). Вот такую необычную семью собрал вокруг себя святитель Патрик просветитель Ирландии, но вы лучше приезжайте к нам в гости и убедитесь лично!»


Диакон Иоанн Базаров, выпускник программы «Теология» 2020 года, США:

«Наш приход Святых Апостолов является миссией для пригорода Итаки в штате Нью-Йорк, в котором расположены крупный Корнеллский Университет и гуманитарный Итака-Колледж. Приход был основан в 2010 году и мы будем праздновать свое 10-летие в этом году. Наши прихожане наполовину “православные от колыбели” (cradle Orthodox), а наполовину - обратившиеся в Православие в зрелом возрасте, чаще из различных протестантских деноминаций. Из-за близости ВУЗов, в пастве всегда есть студенты и преподаватели. Очень разнообразны и страны, представленные прихожанами: в пасхальную ночь можно услышать Евангельское зачало более чем на 10 различных языках. 

Службы совершаются на английском языке, с отдельными элементами на церковнославянском, греческом, румынском, арабском и испанском языках. Наш приход очень дружный, с обязательными "кофейными часами" после каждой Литургии. Каждый год мы принимаем новообращенных в Святую Православную Церковь, поэтому у нас почти всегда в церкви есть оглашенные. Сейчас мы активно ищем место для строительства постоянного храма»


Выпускник программы «Теология» 2017 года и студент магистратуры ИДО Дмитрий Полюшкин, Австрия:

«Русская православная церковь в Вене ведет свою историю от 1762 года. Вначале русская церковь находилась в доме посла. Еще в 1776 году князь Д. М. Голицын ходатайствует перед Императрицей Екатериной о специальном помещении для церкви. Уже тогда венская посольская церковь не удовлетворяла своему назначению быть религиозной представительницей могущественной русской державы, она была не в состоянии вместить всех желающих, была мала и тесна. 

Закладка православного кафедрального собора во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийского, состоялась 15 (3 по старому стилю) октября 1893 года. 

Численность Свято-Николаевской общины за последние годы существенно увеличилась и увеличивается и на сей день составляет около 1700 человек. При храме действует сестричество, просфорня, воскресная школа для трех возрастных групп, православный семейный центр и детский сад, организуются духовные беседы для взрослых. Из фондов книг, хранящихся в соборе, а также из частных пожертвований, была создана библиотека, предназначенная для прихожан собора. Службы в храме проводятся как церковнославянском, так и на немецком языках. При храме действуют, соответственно, два хора, русский и немецкий»


Выпускница программы «Теология» 2017 года и преподаватель ИДО Юлия Шакирова, Норвегия:

«Свято-Ирининский приход Русской Православной Церкви был основан в 1999 году в городе Ставангер. Богослужения проходили в арендуемых лютеранских храмах. В 2014 году место проведения богослужений было перенесено из Ставангера в другой округ, где появилась возможность обустроить под храм небольшой молитвенный дом лютеран. 

Отдельный интерес представляет сам феномен молитвенных домов, история их возникновения и предназначения. Сегодня немало таких домов в Норвегии продаются или сдаются. Причины могут быть знакомы и жителям России – урбанизация населения и его мобильность, секуляризация. И поскольку молитвенные дома строились часто в сельской местности, в последнее время некоторые из них стали просто пустовать. 

Так произошло и с тем молитвенным домом, в котором сейчас собирается приход святой великомученицы Ирины, и который наполнился новой жизнью – теперь уже не лютеран, а православных. Находится он на просторах сельской местности, в некотором отдалении от городских поселений. Если нет личного транспорта, то путешествие до места богослужений может включать в себя помимо поезда еще околочасовой поход от железнодорожной станции до храма. После богослужений можно оставаться на чаепитие и беседу с батюшкой. Эта традиция собрания за совместной трапезой после литургии восходит к агапам (вечерям любви) ранних христиан, которые совместно вкушали не только небесную трапезу, но и обычную пищу. Евхаристия и агапа после нее составляли вечерю Господню. Традицию ее совершения установили Апостолы в основанных ими Церквах в воспоминание вечери, совершенной Господом. 

Постоянно проживающего и окормляющего священника у нашего прихода сейчас нет. Богослужения совершаются священниками из других приходов Русской Православной Церкви, несколько раз был батюшка из Польской Православной Церкви. С пастырскими визитами приезжали священнослужители из России и других стран. Богослужебный язык в нашем приходе в основном церковнославянский, прихожан-норвежцев у нас немного. Для понимания церковнославянского и осмысленного участия в богослужении мне понадобилось образование в нашем институте имени святителя Феофана Затворника. Оно помогает осмыслить, что такое Церковь, и вдохновляет на то, чтобы быть причастным ее бытию, приезжать в храм, несмотря на расстояния»

Продолжаем сбор историй для рубрики "ИДО в мире"! 

Если вы учитесь в ИДО, живете за рубежом и хотите рассказать о своем приходе - присылайте свои истории на адрес pr@orthodox.education и мы будем рады ими поделиться![


Читайте также:

Что дает программа «Теология»: отзывы выпускников ИДО

Зачем взрослым людям образовательная программа «Теология»? Чаще всего абитуриенты говорят, что хотели бы больше узнать о Боге и Церкви, лучше разобраться в Священном Писании и Предании Церкви. Но курс предназначен еще и для того, чтобы учащиеся смогли осмыслить и преобразовать свою повседневную жизнь и деятельность с позиции православного вероучения. Изменилось ли после окончания учебы что-то в жизни слушателей ИДО? Об этом рассказали выпускники разных лет... Читать далее>>

Последнее изменение: пятница, 4 сентября 2020, 01:08