03.11.2022

Очная лекция или семинар объединяют студентов в одной аудитории, и даже если их единственный вид деятельности – слушать лектора, все равно можно что-то обсудить до или после занятия, обменяться впечатлениями и конспектами. Но в дистанционных программах разобщенность гораздо выше – зачастую можно пройти курс, совсем не пересекаясь с другими студентами, работать в своем графике, иметь дело только с учебными материалами и преподавателем. Для кого-то это плюс, для кого-то минус. Одна из распространенных жалоб на дистанционные программы заключается в том, что в процессе учебы не хватает общения, взаимоподдержки или возможности обсуждать интересные вопросы сообща. А кто-то не нуждается в социализации и, напротив, считает общение в группе лишь потерей времени, которое можно было бы потратить более эффективно. 

Неудивительно, что групповое задание в дистанционных курсах для взрослой аудитории – один из самых спорных видов работы, вызывающих полярные эмоции: кто-то сетует, что таких заданий было мало, кто-то недоволен, что они вообще были.

Но не всегда причины таких разнообразных отзывов заключаются только в характерах и целях учащихся, - ведь и сами групповые задания могут быть разными. Если задание выбрано неудачно и не продумана его организация, групповая работа вряд ли принесет пользу и не понравится даже тем, кто хотел бы что-то делать вместе с коллегами.

В чем же особенности организации групповой работы в дистанционных курсах для взрослых?

Зачем нужны групповые задания?

Если спросить преподавателей, для чего они используют групповую работу в дистанционном курсе, можно услышать ответы:

  • Групповое задание стимулирует работать активнее (подразумевается, что ответственность перед одногруппниками заставляет студента включиться в работу и сдать ее в срок, даже если обычно он не успевает заниматься в графике).
  • Групповое задание помогает развивать коммуникативные навыки (хочешь не хочешь, а приходится договариваться с другими).
  • Групповое задание привносит в курс разнообразие (часто это задания, требующие творческого подхода, и в любом случае – что-то отличное от стандартных контрольных вопросов и тестов).
  • Групповое задание позволяет сэкономить время и силы учащихся, если они сообща перерабатывают большой объем материала.

Поскольку дефицит общения – постоянная проблема дистанционных курсов, решение этой проблемы также часто упоминают среди целей групповой работы.

Но здесь же – в особенностях дистанционной коммуникации, скрывается и один из заметных минусов группового задания: студентам, работающим удаленно и асинхронно, трудно согласовать свои графики, чтобы оперативно выполнять свою часть работы и вносить свой вклад в обсуждение чужих предложений. Даже групповые задания в очных курсах содержат риск, что вклад одних студентов будет больше, чем участие других, и кто-то сумеет получить оценку за счет более старательных однокашнков. При дистанционной работе возможностей «отсидеться за спинами других» тоже много, а если у каждого свой участок работы, и кто-то не справляется в срок, возможно, одногруппникам придется что-то доделывать за отстающих, чтобы закончить проект в срок. Именно с этими особенностями дистанционного формата связана значительная часть негативных оценок групповой работы.

Стоят ли этих минусов плюсы – так ли нужна групповая деятельность, если она чревата подобными трудностями? Действительно ли взрослым людям, которым хватает общения в семье и на работе, требуется развитие коммуникативных навыков и повышение мотивации через ответственность перед коллегами? Чтобы понять, что стоит за этими аргументами, придется обратиться к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.

В так называемых «ФГОС третьего поколения» для программ высшего образования подробно прописаны универсальные компетенции, которыми должны овладеть студенты в процессе учебы. В стандартах для программ бакалавриата (на них ориентируется и программа профессиональной переподготовки «Теология») прописаны компетенции «командная работа и лидерство» и «коммуникация» – для теологов это способности «осуществлять взаимодействие в религиозной сфере, работать в коллективе» и «осуществлять коммуникацию в религиозной сфере в устной и письменной формах» соответственно. Для магистрантов те же коммуникации расширяются – нужно уже быть в состоянии организовать работу коллектива и руководить ею, а коммуникативные навыки применять для «академического и профессионального» взаимодействия. 

Следовательно, программы должны работать на развитие этих компетенций, и групповые задания как раз помогают в данном случае. Но всегда ли групповая работа организована так, чтобы помочь студентам развить навыки общения и деятельности в команде?

Разделить все на всех

Как и любая сложная деятельность, групповая работа должна быть продумана и правильно организована. Если учащимся предложить сделать впятером задание, которое проще и быстрее подготовить самостоятельно, вряд ли это позволит попрактиковаться в командной работе. Скорее такое задание вызовет раздражение, потому что на координацию совместной деятельности придется потратить дополнительные силы и время, а смысл ее не очень ясен.

Групповые задания, позволяющие вместе сделать то, что сложно совершить в одиночку, можно разделить на две категории: те, которые помогают выполнить большой объем работы, и те, которые ориентированы на обмен взглядами, идеями и подходами к решению задачи.

В первом случае учащиеся могут готовить общий текст или презентацию, дополняя его из разных источников, или разрабатывать отдельные темы (главы, разделы), чтобы поделиться друг с другом результатами. Но важно, чтобы задание не свелось к подготовке своего фрагмента при полном равнодушии к деятельности других, - это будет лишь имитация работы в группе. Если результат – общий документ, важно продумать, как будет проходить его финальное обсуждение всей группой. Грамотному обсуждению своей и чужой работы тоже надо учиться, порой люди просто не понимают, чего от них ждут, предлагая обсудить результат их деятельности? Здесь преподавателю стоит предложить вопросы для обсуждения.  

Если задача групповой работы – помочь участникам обменяться мнениями, увидеть разные подходы к проблеме, сообща поискать решение методом группового штурма, преподавателю предстоит грамотно подобрать задание, чтобы справиться с ним было не слишком легко и оно действительно позволило задействовать способности разных участников (а не только нескольких самых активных). Организовать процесс также можно по-разному, например, эффективным считается разделение на мини-группы. В группе из двух-трех участников проще договориться между собой и сообща подготовить доклад или план решения задачи, затем «делегат» от каждой группы презентует общий результат представителям других групп, узнает о том, что удалось придумать им, и доносит новую информацию до участников своего мини-коллектива. 

Но для организации такой работы в дистанционных курсах требуется достаточно времени и высокая включенность студентов в работу: то, что легко и быстро можно обсудить, сев рядом, иногда требует гораздо больших усилий в переписке. 

Что следует учитывать, планируя групповое задание в дистанционном курсе:

Даже если учащиеся – взрослые люди, имеющие семью и профессию, это еще не означает, что они обладают навыками работы в группе, обмена мнениями, совместного обсуждения результатов. Поэтому в начале задания важно распределить обязанности, четко проговорить ход работы и ее цели, объяснить правила, которым должны следовать участники в своем взаимодействии. Также в процессе работы может помочь разбор возникающих ошибок (если у преподавателя есть возможность наблюдать за ходом работы и отслеживать такие ошибки, чтобы обращать внимание студентов на их причины). 

Если групповое задание важно именно для отработки навыков совместной деятельности, в конце нужно обсудить не только получившийся результат, но и процесс работы: легко или сложно было работать в команде, с чем были связаны сложности, какие эмоции возникали во время работы, к чему привели те или иные стратегии участников? Задавая такие вопросы, преподаватель должен быть готов и к негативным комментариям – ведь всегда найдется кто-то, кому групповая работа не близка. Если удастся понять, с чем с большей степени была связана негативная реакция (с большой нагрузкой, с неспособностью вписаться в группу, с возникшими там конфликтами или с заданием, которое показалось бесполезным и неинтересным), этот опыт может помочь при организации групповой работы в будущем.

Опыт преподавателей:

Протоиерей Константин Гипп, преподаватель программы «Теология»

В курсе канонического права используется групповая подготовка докладов по теме «Каноническая регламентация Таинств Крещения и Священства». Я заранее предлагаю выбрать тему и коллег для написания доклада, объявляю дедлайн, после которого тех, кто не изъявил никаких предпочтений, распределяю по подгруппам сам. Далее в подгруппах происходит обсуждение доклада, и окончательная версия выкладывается на отдельном форуме для обсуждения. 

Мне эта форма работы нравится. Во-первых, она способствует коммуникации между членами группы. Во-вторых, когда человек знает, что него зависят другие, он более ответственно относится и к самому заданию, и к срокам его выполнения. Довольно часто бывает, что кто-то отстает по графику выполнения других заданий, но это выполняет в срок. И, наконец, как кажется, такая форма работы вносит оживление в общий процесс прохождения курса.

Вадим Владимирович Плотников, преподаватель магистратуры

В групповой работе часто возникает проблема, когда какой-нибудь студент выбивается из ритма либо вообще игнорирует групповую работу, чем тормозит работу группы по срокам либо вносит какие-либо другие неудобства. Для таких случаев, когда студент не получил оценку вместе с другими участниками группы, я попробовал дать дополнительное индивидуальное задание, связанное с анализом и обобщением выводов всех рабочих групп. Сработало. Неуспевающий студент имеет возможность получить оценку, а в содержательном плане это дополнительное задание сопоставимо с тем, что делали все..

Георгий Станиславович Лукьянов, преподаватель программы «Теология»

В моем курсе «Апостол» есть групповое задание – разработка паломнического маршрута по следам апостола Павла. Это достаточно интересное задание и все с удовольствием участвуют в его подготовке. Те, кто ездил в паломничества, прикрепляют к маршруту свои фотографии. Это задание по-настоящему захватывает. С помощью этого задания в голове лучше укладывается масштабная история «Деяний». Одно дело — просто читать неизвестные тебе названия древних городов: Фригия, Троада... Что это за города, где они находились? А когда составляешь маршрут, соотнеся древние названия с современной картой, история лучше запоминается.

Анна Владимировна Макарова, преподаватель программы «Теология»

Для развития коммуникативных навыков я добавляла в курс групповое задание, но такое, чтобы учащиеся не очень зависели от неоперативности своих коллег – чтобы, даже если часть группы не сможет выполнить свою половину работы, мы смогли обсудить результат тех, кто участвовал в работе, и им не пришлось бы выполнять несделанное за коллег. Изначально я предлагала учащимся делать «ленту времени» по истории Русской Церкви. Задание сквозное на весь курс, с обсуждением результата на последней неделе. Для задания давалась инструкция (можно предложить на ленту-хронику любой пункт, который кажется важным: событие, исторического персонажа, памятник, написав краткое объяснение, почему этот пункт важно выделить). Целью задания было получить в конце курса интерактивную хронику событий церковной истории, предполагалось, что такое задание можно выполнить только в группе (объем работы большой для одного), к тому же групповая работа показывает, насколько разные пункты выделяют участники. 

Для работы использовался, в разное время, форум или форум+Wiki-документ: учащиеся предлагали материалы, могли обсудить их в форуме, потом окончательные варианты я переносила на ленту. 

Но результат получался не очень удачным по нескольким причинам, в том числе и потому, что в процессе не получается продуктивного общения-обсуждения пунктов для ленты. Отчасти это объясняется большой нагрузкой в историческом курсе, однако кажется, что причина еще и в другом: у учащихся нет навыка обсуждения работы друг друга, не очень понятно, что именно обсуждать, если кто-то предложил для ленты тот или иной пункт: саму логику выбора, качество текста? В заданиях, где предлагаются проблемные вопросы для обсуждения, учащиеся охотно высказывают свои мнения (но дискуссии между ними и там завязываются редко, чаще получается развить дискуссию с помощью моих уточняющих вопросов), здесь же предлагается обсуждать не проблемные темы курса, а конкретный материал или метод работы, и к этому студенты не очень готовы, им это не интересно или неприятно (действительно, только грамотный редактор или преподаватель умеет высказывать замечания к чужому тексту, не обижая, возможно, проблема именно в том, что у слушателей нет таких навыков, да и вообще достаточно сложно оценивать чужие материалы в творческом задании). Пытаясь стимулировать большую их активность внутри группы, я пробовала разные способы организации работы: делила группу на мини-группы, предлагая каждой отдельную категорию материалов (была версия, что несколько человек активнее будут взаимодействовать между собой по конкретному вопросу, чем вся группа по более общему), предлагала группе самостоятельно сообща решить, какого типа материалы будут размещаться на ленте (приводя примеры, как можно ее построить), но на практике неизменно получалось, что обсуждать пытается один наиболее активный участник, но другие не присоединяются к нему.

Александр Адольфович Попов, преподаватель программы «Теология»

В курсе «Догматическое богословие» имеется такая групповая форма работы как коллективный доклад. Выполняется он ближе к концу семестра, при изучении темы, в которой рассматриваются вопросы православной экклесиологии. Представляется весьма уместным именно в рамках этой темы и на практике явить своё единство. 

Учащиеся разделяются преподавателем на три или четыре подгруппы, каждой даётся своя тема для доклада — например, «Понятие о Церкви Христовой, ее цель и назначение. Христологический и пневматологический аспект Церкви», «Евхаристия как Жертва. Преложение Св. Даров в Таинстве Евхаристии». 

Когда-то формировались только две подгруппы, но большое число участников в каждой из них затрудняло работу. Также преподаватель назначает координатора, который по возможности стимулирует работу подгруппы. Необходимо сразу же распределить между собой обязанности, например, разбить тему на составные блоки. 

Каждый из участников публикует результаты своего труда в «лаборатории» своей подгруппы, его сообщение обсуждается и при необходимости редактируется другими членами подгруппы. Координатор отвечает за: 

1.Организацию работы над докладом, например, распределение подтем (конечно, с учетом желания членов группы). 

2.Публикацию конечного результата и (совместно с другими участниками) его качество. 

Координатору важно сразу же выяснить, кто из членов группы сможет реально принимать участие в подготовке доклада, и в зависимости от этого определить охват темы и план действий. 

После публикации окончательной версии доклада я анализирую ход обсуждения, также используя программные средства проверки на заимствования («Антиплагиат»). В итоге выставляю каждому из участников работы оценку, но при этом пишу небольшой общий отзыв-комментарий на всю их совместную работу, благодарю за труды. 

В целом данный вид работы мне представляется весьма полезным. Опыт показывает, что учащиеся с ним справляются достойно. Конечно, бывает и так, что кто-то из них всё же не подходит к заданию творчески, а просто копирует значительные куски текста из пособий и другой литературы — но с этим приходится бороться и на протяжении всего периода обучения. Многое зависит и от выбора учащегося на роль координатора. 

Представляется целесообразным выполнение такого задания именно в конце первого семестра — оно ещё больше сплачивает учащихся, уже участвовавших в различных совместных обсуждениях: вебинарах и форум-семинарах. Конечно, помимо объединения учащихся, есть и учебная задача - рассмотреть разные аспекты учения о Церкви.

Надежда Алексеевна Шалоткина, заведующая кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании, преподаватель магистратуры

В курсе «Православная андрагогика» два групповых задания. Раньше они были обязательны для всех, но последние пару лет я даю студентам выбор, потому что опыт показал, что не все любят работать в группе. Создаю элемент «Опрос» и предлагаю выбрать форму работы в предстоящем задании. При выборе формы работы (в сотрудничестве / индивидуально) для первого задания группа, как правило, делится напополам. 

Студентам нужно, основываясь на уже изученном ранее материале и собственных соображениях, подготовить документ, результаты этой работы понадобятся в следующей теме. Для тех, кто выбрал индивидуальную работу, я создаю форум для контрольной работы, на котором после получения оценки, они смогут увидеть ответы коллег. Форум выбран специально, чтобы был хоть какой эффект присутствия других. Итог выполнения задания, где нет заранее однозначного шаблонного ответа, может быть интересен. Что думают коллеги по этому поводу? Есть ли единомышленники? Есть ли абсолютно противоположные точки зрения? Что думает преподаватель? 

Для работы группы над документом создаю элемент Wiki. У него есть преимущества: можно видеть историю создания документа, кто что делал, можно размещать комментарии. Но есть и недостаток: невозможна синхронная работа, если кто-то зашел и работает в Wiki, больше никто не сможет туда войти, пока первый участник не выйдет. 

Я предлагала студентам для обсуждения встречаться в вебинаре курса, но, не помню, чтобы кто-то этим воспользовался, - синхронную практическую групповую работу взрослых, занятых людей, которые могут жить в разных часовых поясах, сложно организовать дистанционно. 

В Wiki преподавателю невозможно оценить работу, поэтому для размещения результата и его оценивания был создан элемент «Задание» с настройкой группового ответа. Один представитель группы размещает итоговый документ, но все члены группы должны дать согласие и нажать кнопку «отправить». Я проверяю, ставлю оценку одному, но она автоматически распространяется на всех, как и отзыв о работе. 

Второе групповое задание: студентам предстоит самостоятельно изучить материал, сделать краткую справку (описать один из методов обучения) согласно установленному алгоритму и критериям, создать на форуме свою тему, разместить ответ. Помимо размещения своей справки каждый участник должен задать двум другим вопрос по теме их сообщения и ответить на заданные ему вопросы. Для зачета необходимо получить 3 оценки (по одной в трех темах форума). Это может выглядеть как некое принуждение к общению, но такая организация работы значительно сэкономит время студентов. Каждый готовит справку только по одному методу обучения, а самое главное о других методах читает в справках коллег. Если что-то не очень понятно или интересно, задает вопросы. Каждый как бы выступает в роли преподавателя (и специалиста в одной теме) для других. 

Для тех, кто выбрал индивидуальную работу, задача усложняется: они должны описать все методы самостоятельно, проанализировать в пять-семь раз больший объем литературы и оформить ответ, чтобы он был понятен тем, кто ничего об этих методах ранее не знал. Рекомендуется дополнительно сделать таблицу, презентацию или интеллект-карту. Часть студентов, ранее выбиравших индивидуальную работу, здесь меняют свой выбор в пользу групповой. 

Почему в моем курсе нужна групповая работа? Есть несколько причин. Первая – в компетенциях, распределенных на мою дисциплину (профессиональная педагогическая компетенция и универсальная коммуникативная) и соответствующих планируемых результатах обучения. Это отражено в рабочей программе дисциплины. Она же размещается в курсе, чтобы студенты могли с ней ознакомиться и понять, что выбор заданий и форм работы не случаен, а соответствует определенным целям обучения. 

Вторая причина в самом курсе. Как же в курсе Православная андрагогика не дать возможность студентам работать в группе, если считается, что групповая работа для взрослых обучающихся наиболее продуктивна? Но этот аргумент достаточно слаб для мотивации тех, кто не хочет ставить свой график и ритм прохождения курса в зависимость от работы других участников. Хотя материалы, изученные ранее (особенно те, что связаны с православной антропологией), могут быть убедительным аргументом в пользу работы в сотрудничестве. 

Еще одна причина (это особенно касается второго группового задания) — экономия времени и сил студента. 

Групповая работа как в очном, так и в дистанционном обучении может быть эффективна, если задание имеет для учащихся какую-то практическую значимость и/или интересно им. А Moodle дает много возможностей и инструментов для организации этой работы. .


ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Раскол по ролям: ролевые игры в богословских курсах

Используют ли в богословских курсах ролевые игры? Делимся опытом преподавателей ИДО и разбираемся, для каких целей полезны ролевые игры в образовании. Читать далее »

Последнее изменение: четверг, 3 ноября 2022, 16:27