09.12.2019


Недавно на сайте института появился рассказ слушательницы программы «Теология»  о том, почему ей пришлось оставить учебу. Главным препятствием в интернет-обучении стал большой объем материалов, которые трудно освоить за отведенное время, чтобы уложиться в график. 

Учащиеся дистанционных программ порой жалуются на перегрузки, хотя большинство слушателей интернет-курсов это препятствие не останавливает. Как не «сойти с дистанции» преждевременно, почему нельзя учиться в свободном графике и что мешает сократить нагрузку – об этом в комментариях представителей института:

 

Протоиерей Геннадий Егоров, директор ИДО

Почему учебная нагрузка одним кажется терпимой, а другим – чрезмерной?

Многое зависит от того, как слушатель видит цель своего обучения. Например, каждый может заняться бегом, но для одного это пробежка по утрам, для другого – подготовка к полумарафону или к соревнованиям Ironman. Соответственно, каждый по-разному будет тратить время, воспринимать усталость после тренировки и выбирать тренера. В первом случае тренером может стать сосед по дому, который после пробежки скажет: «Ты молодец, каждый день бегаешь, а я все никак не начну», во втором – тренер будет говорить что-то вроде «Да, молодец, но если хочешь получить результат, это никуда не годится…». И реакция ученика на такие слова тоже будет зависеть от его целей.
Так же и с нашим образованием: если у слушателя есть понимание, насколько глубоко он хочет овладеть знанием, у него будет и понимание, зачем нужна нагрузка. Если хочется просто дополнительно изучать что-то богословское и в конце получить бумагу, свидетельствующую, что ты теперь богослов, – нагрузка покажется слишком большой. Тем более нужно учитывать, что богословские дисциплины обычно не изучаются ни в школах, ни в университетах, то есть светское образование не дает большинству людей базовую подготовку, на которую можно опереться при изучении теологии.

Мы позиционируем нашу программу как профессиональную переподготовку, то есть готовим выпускников к тому, чтобы на выходе они могли решать сложные задачи, поэтому и нагрузка не может быть небольшой.

Другой аспект вопроса: оцениваем ли мы, какой должна быть нормальная нагрузка в вузе? Скажем, в школе считается нормальным, что дети постоянно заняты: уроки, домашние задания по вечерам. В университетах зачастую нет этого постоянного ежедневного контроля – студенты ходят на лекции до сессии, перед сессией начинается срочная подготовка и на экзамене тестируется, в сущности, небольшой фрагмент знаний, так что есть шанс справиться, даже если ты не освоил весь материал. В результате люди, отучившись в вузе, не отдают себе отчета в том, сколько усилий реально нужно на полноценное освоение предметов.
Порой в систему дополнительного образования учащиеся приносят свои привычки, сформировавшиеся при получении основного высшего образования, когда сил и времени у них было больше. Они пытаются выполнять те же объемы, выставляя рамку качества, которую не в состоянии удержать, и которою зачастую не ставит им преподаватель. Причиной перегрузки в этом случае становится собственный перфекционизм.
Конечно, иногда сами преподаватели увлекаются и слишком перегружают свои курсы материалами и заданиями. Мы стараемся следить, чтобы такого не происходило, и если вдруг по поводу какой-то дисциплины возникают жалобы на сложности учебы и перегрузки, мы проверяем этот модуль более тщательно, чем обычно.

Мы стараемся сберечь время наших учащихся и другими способами. Например, у них нет необходимости тратить время на поиск и приобретение учебных пособий – все материалы для дисциплин программы доступны в учебных курсах. Сама система дистанционного обучения также постоянно совершенствуется и дорабатывается, чтобы техническая сторона процесса не отвлекала внимание и не требовала дополнительных усилий для освоения разных электронных ресурсов.


Почему мы не можем отвести на изучение предметов больше времени?


Плотность нагрузки связана с тем, что программа «Теология» и так достаточно продолжительная. Если добавить к каждому предмету дополнительные недели, то с учетом разбивки на семестры учиться придется не 3,5 года, а 5 или 6 лет. И на входе вариант «неспешно учиться шесть лет» не вызывает энтузиазма у абитуриентов. Наоборот, поступающие нередко задают вопрос, почему программа сейчас такая длинная, нельзя ли закончить её побыстрее? Учиться в более расслабленном режиме в два раза дольше никто не готов.
Также порой возникает вопрос о том, почему не предоставить слушателям возможность учиться в свободном графике: дать блоки программ, материалы, задания и не задавать жестких временных рамок, пусть учащихся выбирает комфортный режим изучения материала и сдает его, когда успевает подготовить.
Здесь важно понимать, что традиционный недостаток личного общения в дистанционных форматах обучения в нашем случае компенсируется за счет постоянного тесного взаимодействия преподавателей – индивидуально с каждым учащимся и с группой в рамках общих заданий, обсуждений, вебинаров. Это одна из причин необходимости общего графика: преподаватель не может поддерживать подобное взаимодействие, если каждый слушатель будет учиться в своем ритме. Даже когда один-два учащихся не могут уложиться в график и проходят курс с отставанием на несколько тем, это тяжело для преподавателя. Ведь каждый раздел курса имеет свой сюжет и интригу, и сложно удерживать несколько сюжетов одновременно. Да и самим учащимся, как показал наш опыт, свободный график не помогает: в таком режиме обычно еще сложнее стимулировать себя на систематическую работу. У наших программ есть еще одна особенность. Богословское образование даже больше, чем гуманитарное, связано с постижением области смыслов. И постижение это безбрежно, постоянно открывающее новые горизонты. Поэтому даже если увеличить продолжительность учебы, это не приведет к тому, что человек скажет: «Теперь достаточно, я все понял и во всем разобрался, на этом можно остановиться». Наверное, прекрасно было бы обеспечить каждому индивидуальное руководство в постижении глубин богословия, но пока такой возможности у нас нет.


Оксана Николаевна Шевченко, заместитель директора ИДО по учебной работе

По каким причинам возникают учебные «перегрузки»?

Как правило, слушатели не справляются с нагрузкой по нескольким причинам.
Порой люди приходят на программу с представлениями о том, что это нечто похожее на заочное обучение: ты получаешь задания и можешь выполнить их в конце семестра. Бывает ошибочное представление, что курс построен на видеороликах, которые можно просматривать в лайт-режиме, потом пройти тесты и этого будет достаточно. То есть присутствует иллюзия, что изучение материала можно отложить на потом, в результате скапливаются долги, в середине семестра начинается перегрузка и нервное перенапряжение. Это достаточно частая ошибка.
На самом деле на дистанционной программе нужна строгая самодисциплина, умение держаться в графике, не откладывать задания. Тем, кто привык жить более хаотично, не способен к такой самодисциплине и самоконтролю, учиться сложнее.
Когда человек поступает учиться, у него должна быть внутренняя готовность поменять распорядок жизни: надо понимать, чем он готов пожертвовать, чтобы тратить время на учебу. Дополнительное образование нельзя воспринимать как образование для развлечения, как курс по развитию какого-то практического навыка (курсы кройки и шитья, практикум по разговорному английскому, школа быстрого чтения…).

Богословское образование требует труда, и в первую очередь внутреннего, требуется соответствующий внутренний настрой, молитва - если это есть, как правило, все постепенно складывается благополучно. Кроме того, это систематическое образование, и надо потратить силы, приведя и себя в систему, чтобы его воспринять.

Учеба потребует определенной концентрации и продуманного распределения времени, нужно понимать, что жизнь изменится. Если такого понимания нет, возникает недовольство: человек жалуется, что из-за учебы не успевает заниматься семьей, нормально отдыхать и т.п. Но учебу и нельзя просто добавить ко всему, что человек успевал раньше. Это вопрос иерархии ценностей: вы временно чем-то жертвуете, чтобы приобрести новое знание, выйти на иной уровень его осмысления, в результате полученный опыт изменит и Вас самих.
Проблемы бывают связаны с другой установкой: люди приходят со своими представлениями о том, как должен быть построен учебный процесс и несовпадение ожиданий вызывает отторжение: человек начинает «внутренне бороться» с рекомендациями преподавателя по изучению дисциплины, с требованиями к оформлению, с рекомендованным материалом. Вместо того, чтобы изучать материал и выполнять задание, учащийся может тратить массу времени и сил, объясняя, как, по его мнению, должно быть.

Для успешного обучения важно не подчинение, конечно, а скорее соработничество с преподавателем, доверие и к институту в целом, и к конкретному преподавателю, как носителю знаний и опыта, которые он помогает освоить слушателям.

Если доверия нет, возникает либо недовольство рекомендациями, либо стремление к поиску ответов где угодно: на сайтах в интернете, в базах данных, только не в литературе к курсу. Парадоксально, но всегда есть учащиеся, которые не читают размещенные в курсах учебные пособия, а ищут в сети готовые ответы. После чего начинается неплодотворная переписка, ведь преподаватель всегда видит, изучен ли материал, понял ли учащийся тему или просто нашел какие-то ответы, похожие по формулировкам на вопросы задания, и пытается их применить.
Это большая проблема, которая, возможно, связана еще с прошлым опытом учащегося, с первым высшим образованием – может быть, подобный подход сложился еще тогда. Но это ложная попытка облегчить себе жизнь. В курсе дана выверенная база знаний, которую необходимо освоить, а поиск готовых ответов – это не учеба.
Есть еще проблема «отложенного решения»: когда человек начинает учиться и сталкивается с первой неудачей, со сложностями при освоении материала, с ним что-то происходит: может быть, он обижается, но он замыкается в себе, молчит и не задает вопросов. Возможно, эта боязнь контакта – тоже из прежнего учебного опыта: преподавателя воспринимают как какой-то карающий орган, а не как старшего товарища, который может помочь, направить, сориентировать в материале.

Что делать, если не можешь уложиться в график?

  • В течение учебного года у слушателя есть возможность закрыть задолженности параллельно с другой учебой. Есть рождественские и большие летние каникулы, так что за два семестра вполне реально найти время, чтобы доделать невыполненные задания.
  • Если проблемы более серьезные и требуют долгосрочного решения, можно взять академический отпуск. В таком случае длительность учебы увеличится, но зато качество будет соответствовать тому ритму жизни, к которому привык слушатель.
  • Если же учащийся хочет держаться в графике и идти вместе со своей группой, но не успевает выполнять задания в полном объеме, он может уточнить у преподавателя, каков базовый минимум освоения предмета, что нужно сдать для получения минимальной положительной оценки за курс. В ряде курсов базовый минимум указан в самих заданиях (есть задания на удовлетворительно и дополнительные задания на более высокие оценки). Если такое разделение не обозначено, преподаватель всегда укажет, какой минимум заданий необходим. Это нормальная практика.

 

Читайте также:


Как распределить время и силы на программе «Теология»


Сложно ли учиться через интернет, насколько велика нагрузка и как распределить время – эти вопросы особенно актуальны для абитуриентов и первокурсников долгосрочных программ, например, программы профпереподготовки «Теология», обучение на которой продолжается 3,5 года. Лучшие советы новичкам могут дать выпускники, успешно преодолевшие учебный марафон. Своим опытом делится выпускница 2017 года Елена Александровна Любченко. Составьте «расписание жизни» Прежде всего необходимо осознать, что с … Читать далее

Три секрета успешной учебы: советы слушателей ИДО


Как правильно выстроить дистанционный учебный процесс, что помогает выполнять задания в срок, как упростить себе подготовку к итоговой аттестации? Мы собрали самые полезные советы из тех, которыми делятся на общем форуме учащиеся ИДО. 1. Не потеряться в текстах Программы ИДО строятся на работе с текстами: большая часть материала дается в текстовом формате, почти все задания – разновидности письменных работ. Поэтому … Читать далее

Последнее изменение: среда, 17 июня 2020, 19:26