Страстная седмица представляет собой особую часть церковного года. Это время полностью посвящено воспоминанию спасительных Страстей Христовых, на Страстной не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, а храмовые праздники переносятся на другое время. Каждый день Страстной седмицы именуется великим: Великий Понедельник, Великий Вторник… И сама седмица имеет второе, менее известное название – Великая седмица.
Богослужение Страстной седмицы значительно отличается от обычного целым рядом особенных служб и священнодействий, множеством возвышенных духовных песнопений. В нем в единый, цельный и величественный образ собраны все ветхозаветные предсказания и прообразы, все новозаветные повествования о последних днях земной жизни Богочеловека. Осмыслить и изучить богослужение этого периода во всей его полноте за короткий срок вряд ли возможно. В темах 8 -11 мы попытаемся осветить только основное, разобраться с общими правилами совершения служб и познакомиться с самыми известными песнопениями.
Сложность восприятия богослужения Страстной седмицы связана как с непривычной структурой суточных служб, так и с большим числом библейских чтений и уникальных песнопений. Чтобы облегчить изучение этого материала, мы, как и в теме «Великий пост», будем идти от простого к сложному.
Первый шаг на этом пути – понять, что Страстная седмица построена по хронологическому принципу: каждый ее день имеет свои особенные воспоминания - Евангельские события, происходившие в эти дни. В Постной Триоди, в гимнографии и синаксарях указаны следующие темы:
Великий Понедельник – прекрасный Иосиф и проклятие бесплодной смоковницы,
Великий Вторник – обличительные притчи и беседы Господа о десяти девах и о талантах, беседу о конце мира и Страшном суде.
В Великую Среду на богослужении вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона-прокаженного (Мф.26.6-13; Мк.14.3-9) и совершившееся сразу после этого предательство Иуды.
В Великий Четверг вспоминается установление таинства Евхаристии, в Великую Пятницу – распятие Христа, в Великую Субботу – Его сошествие во ад.
Второй шаг в изучении богослужения Страстной седмицы – деление ее на две части: первые три дня и страстные службы Великих Четверга, Пятницы и Субботы. Это деление связано с принципиальным отличием служб первой и второй половины Страстной седмицы. В первой половине седмицы службы имеют единые правила относительно структуры и чтений из Священного Писания. Во второй половине Страстной седмицы каждый день и каждая служба уникальны.
В теме 8 мы будем изучать первые три дня страстной Седмицы, которые имеют пограничный характер: службы еще сохраняют великопостную структуру, но содержание евангельских чтений и песнопений посвящено событиям Страстной седмицы. Задания темы посвящен как уставным правилам, так и гимнографии. Материал для ответов на уставные вопросы содержится в основном учебнике по курсу «Литургика. Введение в предмет», п. 5. 1. Для заданий по гимнографии ссылки на тексты размещены в самих вопросах. Помощь в подготовке ответов окажут и аудиолекции. Наиболее важный материал темы содержит первое задание.
Задания в этом разделе доступны только записанным на курс пользователям.