Рекомендации по изучению темы 2
Материалы к теме доступны только записанным на курс пользователям.
Эта тема является важнейшей частью курса литургики, основой всего последующего материала. Тщательное ее изучение позволит легко и быстро освоить остальную часть курса. Поэтому на нее отведено больше всего времени.
Тему 2 нужно изучать в том порядке, который представлен в учебном пособии и заданиях.
Наибольшие проблему, как показывает опыт, составляют схемы служб. Конечно, наизусть их учить не нужно. Наша задача — представлять себе вечерню и утреню в общих чертах, отличать друг от друга, помнить крупные части и основные песнопения каждой службы.
Ну и, конечно, знать, что Всенощное бдение чаще всего состоит из великой вечерни, полиелейной утрени и первого часа.
Для великой вечерни нужно знать ее порядок в таком виде:
103 псалом
"Блажен муж"
стихиры на "Господи воззвах"
"Свете Тихий"
паремии
лития
стихиры на стиховне
"Ныне отпущаеши"
тропарь
Для полиелейной утрени:
шестопсалмие
"Бог Господь" и тропарь
кафизмы
полиелей
канон
хвалитные стихиры
великое славословие
тропарь
Обратите внимание на:
1. Место праздничного тропаря на вечерне и утрене. На вечерне он поется после «Ныне отпущаеши». На утрене – два раза: в начале (на «Бог Господь») и в конце, после Великого славословия.
2. Основные песнопения, характерные для воскресного Всенощного бдения.
На вечерне это 1-я кафизма (как начало седмичного цикла чтения Псалтири), догматик, воскресный прокимен "Господь воцарися", «Богородице Дево» на месте праздничного тропаря,
на утрене – 2-я и 3-я кафизмы (продолжение цикла чтения Псалтири), тропари по непорочнах «Ангельский собор», «Воскресение Христово видевше», воскресная стихира по 50-м псалме; тексты, связанные с Евангельским столпом (Воскресное Евангелие и три зависящих от него текста - евангельская стихира, эксапостиларий и богородичен), «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси», два разных воскресных тропаря (на «Бог Господь» и после Великого славословия).
3. Признаки праздничного богослужения (приемы, при помощи которых будничная служба «превращается» в праздничную): изменение способа исполнения текста и его формы, появление новых служб и новых частей служб, изменение места текста на службе.
Для выполнения задания по догматикам вам необходимо повторить догматические определения об образе соединения в Господе Иисусе Христе двух естеств, предлагаем здесь повторить этот материал:
Халкидонские определения "неслитно", "неизменно", "нераздельно", "неразлучно"
Прот. О. Давыденков. Катехизис. 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства)
---------------------
Неслитно. Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как два различных естества.
Неизменно (непреложно). В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.
Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.
Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение335
- - -
335. Макарий (Булгаков). Догматическое богословие. Т.2. С.62-67.
_________
Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое богословие. Т. 2. § 138. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств
Два естества во Христе соединились –
а) неслитно, т. е. не слились и не смешались между собою так, чтоб из них составилось некоторое новое – третье естество, а пребывают оба в Лице Спасителя, как два различные естества;
б) неизменно или непреложно, т. е. ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остаются целыми в Лице Спасителя (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 38).
Два естества соединялись во Христе нераздельно и неразлучно.
Нераздельно в том смысле, что хотя они пребывают во Христе совершенно целыми и различными, со всеми своими свойствами, но не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, как учил Несторий, а соединены во едину ипостась Богочеловека: эта истина нами уже раскрыта.
Неразлучно – в том смысле, что, соединившись во едину ипостась Спасителя с минуты зачатия Его во утробе пресв. Девы, естества сии никогда уже не разлучались и не разлучатся: соединение их есть непрерывное.