Материалы к теме доступны только записанным на курс пользователям.

Эта тема является важнейшей частью курса литургики,  основой всего последующего материала. Тщательное ее изучение позволит легко и быстро освоить остальную часть курса. Поэтому на нее отведено больше всего времени.

Тему 2 нужно изучать в том порядке, который представлен в учебном пособии и заданиях.

Наибольшие проблему, как показывает опыт, составляют схемы служб. Конечно, наизусть их учить не нужно. Наша задача  — представлять себе вечерню и утреню в общих чертах,  отличать друг от друга, помнить крупные части и основные песнопения каждой службы.

Ну и, конечно, знать, что Всенощное бдение чаще всего состоит из великой вечерни, полиелейной утрени и первого часа.

Для великой вечерни нужно знать ее порядок в таком виде:

103 псалом

"Блажен муж"

стихиры на "Господи воззвах"

"Свете Тихий"

паремии

лития

стихиры на стиховне

"Ныне отпущаеши"

тропарь

Для полиелейной утрени:

шестопсалмие

"Бог Господь" и тропарь

кафизмы

полиелей

канон

хвалитные стихиры

великое славословие

тропарь

Обратите внимание на:

1. Место праздничного тропаря на вечерне и утрене. На вечерне он поется после «Ныне отпущаеши». На утрене – два раза: в начале (на «Бог Господь») и в конце, после Великого славословия.

2. Основные песнопения, характерные для воскресного  Всенощного бдения

На вечерне это 1-я кафизма (как начало седмичного цикла чтения Псалтири),  догматик, воскресный прокимен "Господь воцарися",  «Богородице Дево» на месте праздничного  тропаря,

на утрене – 2-я и 3-я кафизмы (продолжение цикла чтения Псалтири), тропари по непорочнах «Ангельский собор», «Воскресение Христово видевше», воскресная стихира по 50-м псалме; тексты, связанные с Евангельским столпом (Воскресное Евангелие и три зависящих от него текста - евангельская стихира, эксапостиларий и богородичен), «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси», два разных воскресных тропаря (на «Бог Господь» и после Великого славословия).

3. Признаки праздничного богослужения (приемы, при помощи которых будничная служба «превращается» в праздничную): изменение способа исполнения текста и его формы, появление новых служб и новых частей служб, изменение места текста на службе.

Для выполнения задания по догматикам вам необходимо повторить догматические определения об образе соединения в Господе Иисусе Христе двух естеств, предлагаем здесь повторить этот материал:

Халкидонские определения "неслитно", "неизменно", "нераздельно", "неразлучно"

Прот. О. Давыденков. Катехизис. 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства) 

---------------------

Неслитно. Природы в результате соединения не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных. Оба естества пребывают в Лице Спасителя как два различных естества.

Неизменно (непреложно). В результате соединения ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя, сохраняя тождественность своих качественных определений.

Нераздельно. Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единую Ипостась воплотившегося Бога Слова.

Неразлучно. Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся. Таким образом, имеет место непрерывное соединение335

- - -

335. Макарий (Булгаков). Догматическое богословие. Т.2. С.62-67.

_________

Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое богословие. Т. 2. § 138. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств

Два естества во Христе соединились – 

а) неслитно, т. е. не слились и не смешались между собою так, чтоб из них составилось некоторое новое – третье естество, а пребывают оба в Лице Спасителя, как два различные естества; 

б) неизменно или непреложно, т. е. ни Божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в Божеское, но то и другое остаются целыми в Лице Спасителя (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 38). 

 Два естества соединялись во Христе нераздельно и неразлучно. 

Нераздельно в том смысле, что хотя они пребывают во Христе совершенно целыми и различными, со всеми своими свойствами, но не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, как учил Несторий, а соединены во едину ипостась Богочеловека: эта истина нами уже раскрыта. 

Неразлучно – в том смысле, что, соединившись во едину ипостась Спасителя с минуты зачатия Его во утробе пресв. Девы, естества сии никогда уже не разлучались и не разлучатся: соединение их есть непрерывное.

Последнее изменение: пятница, 6 июня 2025, 18:37