Тема 1. Описание темы и заданий.
Материалы и задания курса доступны только записанным на курс пользователям.
I
Изучение нашего курса мы начнем с некоторых предварительных понятий. Прежде всего нам нужно поговорить о том, как богослужение освящает время, в котором существует тварный мир. Это время состоит из нескольких повторяющихся циклов – сутки, седмица, год. И в богослужебном времени есть три круга - суточный, седмичный и годовой.
Суточный круг богослужения - это службы, освящающие молитвой каждую суток, что отражено в их названиях: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий шестой и девятый часы. Особое место среди них занимает Литургия - центр и вершина богослужебного дня.
Седмичный круг богослужения освящает молитвой каждый день недели (на богослужебном языке – седмицы), в нем для всех дней седмицы есть особые священные воспоминания.
Годовой круг богослужения наполняет священными воспоминаниями календарный год.
Для освоения этих вопросов следует обратиться к учебному пособию Е.Н. Никулиной «Литургика. Введение в предмет». Тема 1. Вводные понятия, раздел 1.1. Богослужебное время. Мы рекомендуем именно этот учебник, поскольку он специально написан для мирян, только приступающих к изучению богослужения. (Данный материал этой и следующих тем курса просьба не размещать в открытом доступе!) В помощь вам предлагаются слайды Богослужебное время, а также соответствующие аудиолекции.
Проверить и закрепить свои знания вы можете с помощью тестирования 1 «Богослужебное время». Тест содержит 10 вопросов, время прохождения - 10 минут, количество попыток – без ограничений. При достижении проходного балла (70% верных ответов), начисляется один балл.
II
Далее мы познакомимся с богослужебными книгами, содержащими тексты, которые мы слышим в храме во время богослужения. Это Служебник и Часослов, Октоих, Минеи и Триоди. На первом занятии мы, в основном, будем изучать оглавление богослужебных книг, чтобы понять, какие группы текстов, отражающие темы суточного, седмичного и годового кругов размещаются в каких книгах. Более подробное знакомство — несколько позже.
Для освоения этих вопросов следует обратиться к учебному пособию Е.Н. Никулиной «Литургика. Введение в предмет». Тема 1. Вводные понятия, раздел 1.2.Богослужебные книги. В помощь вам предлагаются слайды Богослужебные книги, а также соответствующие аудиолекции.
Проверить и закрепить свои знания по богослужебным книгам можно с помощью следующих заданий. Ответы на вопросы можно найти в учебном пособии и оглавлении богослужебных книг. Книги расположены здесь. За каждое выполненное задание начисляется один балл.
При выполнении заданий все названия из богослужебных книг желательно приводить на церковнославянском языке (можно гражданским шрифтом).
Задание. Часослов и Октоих Т.1, Т. 2
1. Какие службы суточного круга перечислены в оглавлении Часослова? (см. оглавление с. 352)
2. Какие службы суточного круга представлены в Часослове нескольких вариантах? Назовите их.
3. Для каких дней седмицы приведены тексты служб суточного круга в каждом гласе Октоиха? (см. оглавление книги: т. 1, с. 708-711; т. 2, с. 669-672)
Задание. Минеи
1. Службы каким двунадесятым праздникам есть в Праздничной Минее? Приведите несколько названий.
2. Каким ликам* святых есть службы в Общей Минее (см. оглавление с. 2-3)
*Лик святых – это вид подвига, который привел человека к святости: апостолы, мученики, преподобные, святители, юродивые и т.д.
4. Какому святому в Общей Минее посвящена отдельная служба?
5. Можно ли по Общей Минее отслужить воскресную службу? Если да, то какого гласа?
Задание. Триоди: Постная Триодь Т.1, Т.2 ; Цветная Триодь
Для ответа на эти вопросы оглавления недостаточно. Нужно посмотреть начало текста служб, открыв книги.
1. Приведите полное церковнославянское название Недели, с которой начинается Постная Триодь. ( См. Постная Триодь, часть 1, с. 3 электронной книги. Название содержит слово «Неделя», т. е. воскресенье)
2. Приведите полное церковнославянское название Недели, с которой начинается Цветная Триодь. (См. Цветная Триодь, с. 3 электронной книги. Название содержит слово «Неделя»)
Задание. Типикон:
1. Какой богослужебный Устав сейчас действует в Русской Православной Церкви? Когда Русская Церковь на него перешла? Какой Устав действовал в Русской Церкви до этого перехода?
2. Приведите полное название Типикона на церковнославянском языке (см. с. 13 электронной книги). Какой монастырь и какой святой упоминаются в нем?
3. Приведите названия глав Типикона, свидетельствующие, что он содержит не только указания относительно совершения богослужения, но и а) правила поведения в храме, б) правила монашеской жизни.
III
Наконец, чтобы приступить к изучению православного богослужения, нам необходимо познакомиться с богослужебными текстами, из которых составлены церковные службы.
Самая главная и наиболее древняя часть богослужения ‒ это Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Священное Писание может читаться торжественно, с выносом Книги на амвон или середину храма в сопровождении свещеносцев, с «обрамлением» из песнопений и молитвословий, с объявлением названия книги Писания («Бытия чтение», «От Луки Святаго Евангелия чтение»). А иногда тексты Писания вводятся в службу без всякой торжественности, поются или читаются наряду с другими текстами (заповеди блаженства на Литургии, «Отче наш» и др.).
Кроме того, богослужебные песнопения содержат огромное количество указаний (аллюзий) на Писание и его толкований.
В богослужение входят также неизменяемые тексты (возгласы священников в начале служб, ектеньи и др.).
Третья значительная группа богослужебных текстов ‒ это гимнография, церковная (литургическая) поэзия, созданная в новозаветное время талантливыми гимнографами, многие из которых причислены к лику святых. Посредством гимнографии в службы можно внести священные воспоминания седмичного и годового кругов богослужебного времени – почтить воскресные дни, праздники другие важные события. Без гимнографии службы каждого дня практически ничем бы не отличались друг от друга. Церковная гимнография, составляющая содержание Октоиха, Миней и Триодей, представляет собой дивные образцы глубокой богословской мысли, облеченные в поэтическую форму. Эту особенность византийской гимнографии сохранил и ее церковнославянский перевод, используемый в богослужении в настоящее время.
К сожалению, именно гимнография остается наименее понятной частью служб для большинства современных прихожан. В нашем курсе мы постараемся восполнить этот пробел изучением наиболее ярких ее образцов.
Для освоения этих вопросов следует обратиться к учебному пособию Е.Н. Никулиной «Литургика. Введение в предмет». Тема 1.Вводные понятия, раздел1.3. Богослужебные тексты. В помощь вам предлагаются слайды Богослужебные тексты, а также соответствующие аудиолекции.
Проверить и закрепить свои знания по этим вопросам вы можете с помощью тестирования 2 «Богослужебные тексты». Тест содержит 16 вопросов, время прохождения – 20 минут, количество попыток – без ограничений. При достижении проходного балла (70% верных ответов), начисляется один балл.
IV
Разговор о содержании богослужебных текстов мы начнем на форуме, посвященном текстам великого повечерия. Здесь вы можете ознакомиться с текстами этой суточной службы и выбрать для размышления и комментирования тот, который пришелся вам по сердцу. За ответ на форуме начисляется один балл.
Великое повечерие - это одна из красивейших служб Часослова - книги, по которой на Руси учили детей читать, чтобы прекрасные тексты служб оставались в их памяти на всю жизнь.
Приведите понравившийся вам текст великого повечерия или его фрагмент и напишите, что именно показалось вам особенно значимым.
Обратите внимание на такие тексты повечерия как:
- гимн "С нами Бог", составленный из стихов 8 и 9 глав книги пророка Исайи,
- "Господи сил, с нами буди",
- тропари "Невидимых враг",
молитвы:
-свт. Василия Великого, "Иже на всякое время",
- "И даждь нам, Владыко" монаха Лавры св. Саввы Освященного прп. Антиоха Палестинского Пандекта (7 в.) из 19 слова его сочинения "Пандекты",
- молитву к Пресвятой Богородице монаха Павла из обители Евергетиды "Нескверная, неблазная"
- покаянную молитву иудейского царя Манассии (7 в. до Р.Х.) (2 Пар. гл. 36).
Если текст объемный, можно привести несколько стихов или одну фразу, которая вам наиболее близка, полезна для духовной жизни.
Хорошо, если в ответе будет объяснение не вполне понятных церковнославянских слов.