Третий день Летней школы ИДО: от духовного образования к Апокалипсису
23.06.2017
В пятницу, 23 июня 2017 года, участникам Летней школы ИДО пришлось с самого утра сосредоточиться на учебе: первая пара лекций была посвящена истории богословского образования.
Наталья Юрьевна Сухова, доктор церковной истории, профессор кафедры истории РПЦ, обозначила тему лекций как «Богословское образование в России в контексте общеевропейских процессов XVIII – начала XX века».
Наталья Юрьевна проследила ключевые моменты развития отечественного духовного образования – от «школьного богословия» XVIII века и реформы духовных академий 1814 года до обзора проектов образовательных концепций, предложенных в начале прошлого столетия. Она дала несколько значений словосочетания «духовная школа» – учреждение для подготовки священнослужителей, бесплатное образование для детей духовного сословия, а также воспитание в христианском духе. Эти составляющие духовного образования в различные этапы истории Синодального периода по-разному воплощались в жизнь и не всегда хорошо сочетались. По ходу рассказа речь зашла и об истории открытия Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре. Н.Ю.Сухова напомнила, что, помимо прочего, это место было очень важным для святителя Филарета Московского, который учился в Троицкой Лаврской семинарии, а впоследствии говорил, что хотел бы умереть в Лавре гробовым монахом – то есть монахом, который несет послушание у гроба Преподобного Сергия.
Антон Сергеевич – специалист по текстам Апостола и в частности по книге Откровение Иоанна Богослова. Он начал с замечания, что Апокалипсис – тема, вызывающая особый интерес, ведь в этой эсхатологической книге много таинственного, привлекающего людей, далеких от Церкви. К сожалению, с повышенным вниманием связано и обилие сомнительных источников, весьма вольно и странно трактующих образы Иоанна Богослова. Даже слово «Апокалипсис» часто используют без всякой связи с текстом, названием которого оно стало, – как синоним страшных, катастрофических событий. Это особенно неприятно, если вспомнить, что в Откровении апостола Иоанна есть не только описание конца мировой истории, но и образы Небесного Иерусалима, да и само греческое слово «Откровение» не может нести никакого негативного смысла.
Первую пару А.С.Небольсин посвятил духовной интерпретации текста Откровения – святоотеческим толкованиям, указав, какие фрагменты текста стали для представителей древней Церкви источниками ереси хилиазма (милленаризма). Он также описал наиболее характерные для святых отцов подходы к толкованию знаменитых образов Апокалипсиса – двух свидетелей, побежденных зверем из бездны, Жены, облеченной в Солнце, преследующего ее дракона…
На второй паре эти трактовки предстояло сравнить с интерпретациями тех же образов, которые предлагались и предлагаются учеными-библеистами, – пара была посвящена научному подходу к тексту Апокалипсиса. В научных трактовках на первый план вышли исторические реалии Римской империи I века нашей эры, отраженные в книге аспекты жизни христианских общин того времени и представления о том, что Апокалипсис можно воспринимать как образно написанную историю человечества.
Завершая лекцию, Антон Сергеевич подчеркнул, что духовные толкования книги Откровение требуют очень большой ответственности и доступны только настоящим подвижникам, однако каждый читатель может более осмысленно воспринимать текст, избегая некорректных источников и прибегая к помощи научной экзегезы. Это замечание, впрочем, не помешало слушателям с энтузиазмом предлагать преподавателю свои собственные – как научные, так и духовные – трактовки тех или иных образов. Дискуссия так их увлекла, что продолжительность лекции заметно превысила запланированные три часа. Наконец, получив от А.С.Небольсина список книг современных исследователей Апокалипсиса, слушатели отправились отдыхать.
В конце этого дня показалось очень уместным прозвучавшее на лекции Натальи Юрьевны Суховой замечание, что изначально греческое слово «школа» – scole – обозначало отдых, досуг и развлечения. Трудно сказать, могут ли слушатели Летней школы назвать свое времяпровождение в МДА отдыхом, однако, судя по их энтузиазму, школа для них – не только возможность получить новые знания, но и настоящее развлечение.