31.03.22

У многих из нас впереди зачеты, экзамены, итоговая аттестация. Эта весна для всех оказалась непростой, а в состоянии тревоги и стресса особенно трудно бывает сосредоточиться на учебе и запоминать большой объем информации. Как помочь себе в подготовке к экзаменам?

Простыми, но всегда актуальными советами делится заведующая кафедрой новых технологий в гуманитарном образовании и преподаватель православной андрагогики в дистанционной магистратуре Надежда Алексеевна Шалоткина:

Запоминаем факты, цитаты, определения

Чтобы запомнить какой-то факт, нужно его понимать и иметь личную оценку (отношение). Еще лучше, если то, что вы изучаете, удалось применить на практике. Например, легче запомнить ответы на вопросы дисциплины «Устав и гимнография», если посещать богослужения.

Можно, конечно, зубрить важные определения и цитаты механически, повторение полезно, но важно и понимание смысла текста. Если его содержание понятно, его легче запомнить, а если значимо и важно для человека, то запоминание вовсе не составит труда. У любой цитаты есть контекст (это же можно сказать и о датах). Если знаешь контекст, легче и понять, и запомнить материал.

Обучение связано с вниманием, а внимание привлекают значимые и важные для конкретного человека вещи, темы, вопросы. Например, если с изучаемым фактом связано сильное эмоциональное впечатление, он запомнится быстро и надолго даже без частого повторения. Но в целом, чтобы что-то вспомнить на экзамене, все-таки нужно тренироваться во время всего учебного процесса. Нейронаукой доказано, что именно так работает мозг: процесс запоминания требует повторения и тренировки. Мы не можем хранить много информации в кратковременной памяти (куда она попадает за сутки до экзамена). Информацию нужно «перекладывать» в долговременную память, а для этого требуется время.

Если какая-то важная цитата или определение вам не даются, можно их напечатать или написать на карточках и развесить эти записи дома в разных местах, куда часто падает ваш взгляд.

Также можно искать ассоциации и связи между новым материалом и тем, что уже есть в памяти, в нашей жизни: придумать какой-нибудь образ или метафору для определения, которое плохо запоминается.

Для запоминания сложных понятий и определений советуют задействовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, тактильную. Можно озвучивать вслух то, что вы написали, - не перечитывать билеты, а проговаривать, пытаясь вспомнить написанное. Хорошо также пересказывать материал кому-то, объяснять. Говорят же: если хочешь чему-то научиться – научи этому другого.

Запоминаем даты и имена

Для запоминания дат и имен можно использовать карточки: на одной стороне пишем дату, на другой – событие, на одной стороне – имя, на другой какой-то яркий факт или цитату, связанную с этим именем. Так мы задействуем зрительную память.

Можно найти ассоциацию с датой, которая никак не откладывается в голове. Фамилия может тоже с чем-то ассоциироваться. Если в жизни у вас есть знакомый с похожим именем, можно связать изучаемого персонажа в памяти с ним. Таким образом мы связываем нужную нам информацию с чем-то, что уже есть у нас в памяти, - тогда нам легче ее извлечь из долговременной памяти в нужный момент.

Запоминаем экзаменационные билеты

Чтобы не путаться, к какому экзаменационному вопросу относится информация из учебников, конспектов, выполненных ранее письменных заданий, можно заранее готовить ответы на вопросы. Хотя многие предпочитают сейчас печатный текст, но считается, что если сначала писать ответы от руки, сам процесс написания способствует запоминанию.

Когда ответы на билеты готовы, можно сделать схемы ответов – их называют «интеллект-картами». При составлении таких схем хорошо найти связи между вопросами, какие-то общие точки, контекст.

Далее по схемам можно проверять себя, повторяя ответы. Не удается вспомнить материал по схеме – перечитываем полный ответ. То, что хорошо вспоминается даже без помощи схемы, лучше отложить, сосредоточившись на других вопросах. Но то, что показалось хорошо знакомым, можно освежить в памяти спустя более продолжительное время.

Интеллект-карты

Интеллект-картами (также «диаграммы связей», «ментальные карты») называют схемы, на которых информация, идея, концепция зафиксирована визуально через набор образов. Такие карты используются для разных целей: для подготовки тезисов выступления, составления планов, визуализации идей. В центр схемы помещается ключевое понятие/идея, от нее ответвления ведут к производным понятиям, подтемам, тезисам. Разные ответвления полезно оформлять разными цветами, стоит визуально выделять смысловые блоки разного уровня (например, важные понятия/события помещать в рамки и оформлять ярче, чтобы внимание прежде всего фиксировалось на них, а не на второстепенных деталях «второго уровня»). 

При составлении карты полезно задействовать ассоциации (картинки, иконки), использовать стрелки, показывающие связи между блоками. Считается, что такой краткий конспект легче удержать в памяти, чем страницы текста, и по нему можно восстановить большие объемы информации, используя отпечатавшуюся в памяти картинку как «мысленную шпаргалку». Но, конечно, для того, чтобы интеллект-карта помогла, необходимо предварительно изучить материал, на основании которого она построена. Попытка готовиться, просматривая накануне экзамена составленные другими интеллект-карты, вряд ли будет удачной! 

Существуют онлайн-сервисы для создания интеллект-карт, такие как: mindmeister, mindmup, xmind и др.

Перечитывание материалов перед экзаменом необходимо, но польза от этого будет, только если делать это постепенно и с перерывами на отдых. Пусть это звучит банально, но в ночь перед экзаменом лучше спать. И если после основательной подготовки утром в день экзамена кажется, что не можешь ничего вспомнить, не нужно паниковать: когда человек готовился, все материалы хранятся в памяти, - нужно дождаться билета, прочитать вопрос, помолиться и начать вспоминать. Опыт показывает, что нужный ответ всегда находится.


Другие полезные статьи:

Как улучшить английский: рекомендации преподавателей ИДО

Как вспомнить грамматику и расширить словарный запас? Какие интернет-ресурсы пригодятся для изучения английского языка? Преподаватели ИДО делятся советами. Читать далее »

Как написать научную статью: советы магистрантам

Как построить работу над научной статьей и почему не нужно спешить писать текст? Объясняет преподаватель курса научной речи Ирина Меркишина Читать далее »

Как не сойти с дистанции: почему сложно уложиться в учебный график?

Как не «сойти с дистанции» преждевременно, почему нельзя учиться в свободном графике и что мешает сократить нагрузку – в комментариях представителей института. Читать далее »
Последнее изменение: четверг, 31 марта 2022, 13:20