28.05.2024

28 мая 2024 года в ПСТГУ продолжилась VI научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная при участии Института дистанционного образования. Второй день конференции порадовал отсутствием параллельных секций – не нужно было выбирать между интересными темами и соседними залами. 

От «спиритического сеанса» к совместной рефлексии с искусственным интеллектом

Начался день во Владимирском зале с секции, которую ежегодно организует директор Института дистанционного образования протоиерей Геннадий Егоров, – «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании». 

Уже не нужно никому доказывать, что любое образование, и цифровое в том числе, есть специально организованная система коммуникативных актов, – объяснил, открывая секцию, о.Геннадий. Технологии, внедряясь в образование, все равно остаются посредниками между взаимодействующими между собой людьми. Но интересно понаблюдать, как существует коммуникация в разных образовательных форматах. Исходя из этой задачи экспертами секции стали представители разных образовательных структур, которым было предложено обозначить интересующие их проблемы педагогической коммуникации и обсудить их в дискуссии с другими участниками. 

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Борис Славин поделился кейсом из собственного опыта организации групповой проектной работы студентов в дистанционном формате: столкнувшись с необходимостью руководить курсовыми проектами 25 студентов, он использовал один из инструментов управления проектами из бизнес-сферы. Объединив таким образом бакалавров в виртуальную группу, он смог снять ряд вопросов, которые иначе пришлось бы решать с каждым подопечным в индивидуальном порядке. «В электронном обучении мы часто пытаемся очное перевести в дистанционный вид, делаем из него кальку обычного образования, а стоит искать новые форматы и способы коммуникации», – резюмировал эксперт. – «И электронные коммуникации надо выстраивать таким образом, чтобы учащиеся коммуницировали между собой и на основе этого общения что-то возникало». 

Доцент НИУ ВШЭ и ИДО ПСТГУ Юлия Платонова обозначила тему выступления «Обмен знаниями как инструмент обучения и развития» и построила схему управления личными знаниями, использующуюся в курсе «Самообучение и управление личными знаниями». Экспертка задалась вопросами, какова роль индивидуальной и групповой рефлексии в процессе обучения взрослых и показала, как рефлексивные практики обмена знаниями влияют на мотивацию взрослых учащихся.

Директор Югорского НИИ информационных технологий Андрей Мельников предложил обсудить влияние на педагогическую коммуникацию искусственного интеллекта в образовании. С точки зрения эксперта, альтернативы цифровому образованию для человечества нет, потому что оно постоянно испытывает дефицит профессиональных преподавателей, и следует тиражировать опыт имеющихся специалистов с помощью новых технологий. Но на этом пути немало рисков, которые выступающий также постарался охарактеризовать.

Доцент Корпоративного университета развития образования Виктория Шитова в своем кейсе выделила важные аспекты построения онлайн-коммуникации с учащимися, позволяющие лучше представить свою группу и адекватнее оценивать те или иные реакции и поведенческие стратегии, не выстраивая неправильный портрет ученика.

Протоиерей Геннадий Егоров согласился, что цифровое образование не всегда позволяет создать адекватную картинку, «реконструируя» образы учащихся, и именно в этой его части опыт очного образования нам не помогает (хотя в целом вопрос о том, как построить полноценную коммуникацию, остается проблемным и для очных занятий). Как охарактеризовали проблему участники из зала, вебинар для группы из 200 человек превращается практически в «спиритический сеанс», где преподаватель вынужден вызывать «души учащихся», не имея возможности составить о них какое-то представление по аватаркам. Прибавив к этой ситуации развитие ИИ, который студенты осваивают гораздо быстрее большинства преподавателей, участники секции задались вопросом, не начнут ли в скором времени ученики создавать свои цифровые аватары и делегировать им общение с преподавателем? Впрочем, ответ на это опасение нашелся опять-таки по аналогии с уже имеющимся опытом: никто не помешает студенту сейчас сдать работу, написанную соседом, так что самостоятельное участие в образовательном процессе – вопрос не технологий, а мотивации. Ведь среди целей, которыми руководствуются взрослые учащиеся, есть и запрос на формирование сообщества – поля для дискуссии, для рефлексии своего опыта, и тут сложно чем-то заменить человеческий компонент.

Ведущий дискуссии предложил поговорить о возможностях внедрения ИИ в образовательный процесс для более эффективной коммуникации, пояснив, что дистанционное образование предоставляет учащимся почти 100%-ю обратную связь, возлагая большую дополнительную нагрузка на преподавателя. Можно ли использовать технологии ИИ для стимуляции групповых форм работы, чтобы облегчить преподавателю коммуникативную деятельность?

Андрей Мельников указал, что преимущество ИИ – работа в режиме 24/7, если, конечно, систему удастся сделать достаточно «человеколюбивой». Искусственный интеллект уже берет на себя функцию документирования групповой динамики (например, расшифровку вебинара с таймингом всех ответов и предполагаемыми оценками за них). Также ИИ может помочь преподавателю с быстрым поиском нужной информации, подсказками в ходе вебинара, «но говорить о том, что мы получим завтра полноценного тьютора, пока рано». 

Поднимался и вопрос, не породит ли распространение технологии, генерирующей много правильных по форме, но бессодержательных текстов, к возрастанию подобных обтекаемых ответов в работах студентов. Эксперты предположили, что этот риск снимается использованием ИИ, обученной на отраслевых знаниях и конкретных материалах, важных для работы в той или иной отрасли, – тогда технология превратится в цифрового ассистента, способного предлагать человеку ответы по существу на вопросы из узкой сферы его деятельности.

Подводя итоги, протоиерей Геннадий Егоров отметил, что «вне зависимости от технологий, выявленные ими проблемы уже есть», а схема «преподаватели делают вид, что учат, а студенты делают вид, что учатся» распространена уже давно. Технологические изменения лишь заново ставят перед преподавателями вопрос «Зачем мы здесь?», ведь если образование человеку не нужно, он будет не учиться, а стремиться всеми способами «взломать» и обмануть систему. Но если понять, зачем учащимся образование, и давать им именно то, что им нужно, их мотивация будет выше. 

«Мы убедились, что жизнь разнообразная и интересная, и посмотрели на нее глазами разных экспертов», резюмировал ведущий.

Как оформить образовательное пространство без стрессов?

Секцию «Педагогический дизайн» провел начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз» и преподаватель ИДО ПСТГУ Ринат Гимранов. Доклады, представленные в рамках секции, заметно различались тематикой, затрагивая разные стороны образовательной деятельности и аспекты формирования гармоничного образовательного пространства, но так или иначе подводили к созданию адаптивных образовательных продуктов. 

Доцент Высшей школы административного управления и директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова рассказала о методике построения адаптивной и кастомизированной траектории обучения. Начальница методического отдела Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Мария Бурлова представила сторителлинг как основу сценария языкового онлайн-курса и инструмент для развития коммуникативно-речевых навыков. Доцент кафедры Новых технологий в гуманитарном образовании ИДО Алина Краснова в своем докладе рассмотрела обозначенную на своем прошлогоднем выступлении проблему стресса и адаптации, перечислив стрессогенные факторы в дистанционном обучении (резкое погружение в сложный материл, обилие дедлайнов, дифференцированная шкала оценок, неоправданные ожидания, а также одиночество в цифровой среде). Докладчица обозначила и способы снижения стресса через ознакомительные встречи с преподавателями, предоставление студентам возможности и времени «осмотреться» в курсе, гибкую систему дедлайнов и оценивания. 

Развить тему помог доклад начальницы отдела дистанционного обучения Центра профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» Елизаветы Воробчиковой «Разработка онлайн-курсов для обучения взрослых разных возрастов», в котором были предложены характеристики взрослых учащихся разных возрастных групп. Если для человека 23-30 лет больше подходит групповая работа, строгие дедлайны и персонализация обучения под запрос, то учащимся после 46 лет важнее наметить контрольные точки и предлагать материал в лонгридах, а также шаблоны и образцы, которые очень важны для этой возрастной группы.

Старший научный сотрудник Международного академического центра компетенции «Технологии интеллектуального предприятия» СПбПУ Антон Амбражей поделился опытом создания гибкого педагогического дизайна программ Цифровой кафедры, который оказался не совсем успешным из-за появления на курсе «Разработка цифровых решений на базе 1С» большого количества немотивированных на изучение данного материала гуманитариев.  

Заместитель начальника «Сургутнефтегаз» и разработчик прикладной магистерской программы «Математическое и программное обеспечение систем управления деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли» Иван Чалей в докладе «Адаптация учебных программ с учетом когнитивного бэкграунда ИТ-специалистов крупных промышленных компаний» рассказал про свои точки соприкосновения с педагогическим дизайном.

Завершающая конференцию дискуссия «Об образовательном пространстве и образовательных организациях» (ее также провел Ринат Гимранов) строилась на результатах мозгового штурма прошлого года, посвященного основным отличиям и зонам для совместной работы академических и коммерческих университетов и системы дополнительного профессионального образования. В 2023 году удалось обозначить различие подходов в корпоративных и классических образовательных организациях: цели, оценки обучаемости, ширина поля знаний и умений, мотивация, утилитарность результатов и период актуальности знаний и умений. Теперь ведущий предложил обратиться к итогам вчерашнего мозгового штурма «Экосистема взаимовыгодного сотрудничества организаций образования, производителей, работодателей». Напомним, в первый день конференции участники интерактива разделили разные факторы, влияющие на такое сотрудничество, по зонам: на что можно точно опереться, на что можно опереться при определенных условиях, где можно организовать исследование и что невозможно спрогнозировать. Теперь участникам секции предстояло по той же шкале распределить выявленные год назад 18 факторов, влияющих на развитие образовательного пространства в России, чтобы понять какие факторы можно просто исключить из повестки, за чем следует наблюдать, а чему стоит уделить больше внимания и посветить доклады через год. 

После дискуссии было принято решение на следующий год в рамках конференции уделить больше внимания мотивации и ценности субъектов образовательного процесса, развитию его научной составляющей, целям образования по ролевым группам и влияющим на образовательное пространство социокультурным особенностям. 

На этом секции завершились, а участники конференции отправились на экскурсию по Соборной палате, переместившись из виртуального в реальное образовательное пространство ПСТГУ.

С записями секций и материалами прошлогодних конференций можно познакомиться на сайте конференции «Цифровое образование. XXI век».
РЕПОРТАЖ О ПЕРВОМ ДНЕ КОНФЕРЕНЦИИ:

О людях в цифровой образовательной среде: первый день VI конференции «Цифровое образование. XXI век»

27 мая 2024 года в главном здании ПСТГУ открылась очередная конференция, посвященная цифровому образованию. О том, чему были посвящены секции первого дня, рассказываем в репортаже. Читать далее »
Last modified: Wednesday, 29 May 2024, 3:56 PM