27.05.2024

27 мая 2024 года в главном здании ПСТГУ – Московском епархиальном доме в Лиховом переулке – открылась VI научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век». В этом году организаторами конференции стали «Сургутнефтегаз», Институт дистанционного образования ПСТГУ, Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ и Свято-Димитриевская школа. 

На открытии конференции во Владимирском зале организаторы секций рассказали гостям о том, что их ждет в ближайшие два дня. Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования Денис Янышев планировал на своей секции рассказать о процессе объединения крупных вузов при разработке единой платформы «Открытое образование»: представители вузов собрались, чтобы поделиться опытом и представить лучшие кейсы. Заместитель директора Свято-Димитриевской школы Дмитрий Смирнов для секции, посвященной тьюторству, напротив, собрал экспертов из разных областей образования – представителей школ и вузов, тех, кто работает с детьми и взрослыми, чтобы дискуссия получилась более разносторонней. Первый заместитель начальника управления «Сургутнефтегаза» и старший преподаватель СурГУ Ольга Латыпова и профессор СурГУ Галина Каратаева пригласили на секцию по корпоративному обучению крупных производителей российского программного обеспечения и отметили, что секция, по сути, не завершалась весь год, так как дискуссия об организации корпоративного обучения с участием вузов и разработчиков технологических решений шла весь год. Главный редактор журнала «Управляем предприятием», преподаватель Креативного института идей и новых профессий Константин Зимин пообещал, что обсуждение этой темы завершится интерактивом – попыткой с помощью метода «Экспресс – Киневин» увидеть ситуацию в целом и согласовать цели и задачи участников для взаимовыгодного сотрудничества. Руководитель департамента консалтинга «Тандем информационные системы» Александр Молчанов анонсировал дискуссию о критериях оценки успешности образовательной программы. Протоиерей Геннадий Егоров выразил намерение посмотреть, как педагогическая коммуникация пробивается в разных дистанционных форматах и через разные технологические новинки, ведь «Каждое техническое новшество заново ставит вопрос, что такое человек и как человеческое в нем прорастает с точки зрения нового опыта». А начальник управления ИТ ПАО «Сургутнефтегаз» и преподаватель ИДО Ринат Гимранов напомнил о необходимости развиваться в области педагогического дизайна – чем он и будет заниматься завтра вместе с участниками своей секции. А в рамках дискуссии, которая завершит работу конференции, будет организовано фокусное обсуждение экосистемы взаимовыгодного сотрудничества в области корпоративного образования.

Корпоративное обучение как экосистема

Секция «Корпоративное обучение» Ольги Латыповой и Галины Каратаевой открылась докладом «Управление изменениями: практические методы к преодолению сопротивления персонала при внедрении новых бизнес-систем» Максима Кобыляцкого, руководителя регионального центра разработки и внедрения Global ERP. Выступающий рассмотрел причины, по которым сотрудники компаний сопротивляются внедрению новых технологических решений для бизнеса: психологические (негативное отношение к переменам, нежелание покидать зону комфорта, осваивая новое), материальные (например, нейросети становятся угрозой для ряда профессий и сотрудники видят в них угрозу для своего благосостояния), опасение деактуализации привычных навыков (технология позволяет делать аналогичные операции быстрее и создает угрозу для статуса сотрудников), неуверенность в эффективности инновации и в действиях руководства. На некоторые факторы в этом процессе можно повлиять, позволив сотрудникам познакомиться с технологией, задействовав социальные механизмы и облегчив принятие нового с помощью обучения и поддержки. Спикер подчеркнул, что сотрудники не примут самую совершенную технологию, если не увидят в ней смысла, поэтому большинство факторов, влияющих на результат внедрения инноваций, связаны не с самой технологией, а социальным взаимодействием.

Заместитель руководителя консультационного центра «Корпорация Галактика» Ольга Калачкина продолжила тему докладом «Корпоративное обучение как обязательный этап плавного и эффективного перехода на отечественное программное обеспечение», рассказав о практическом опыте своего консультационного центра. Директор по персоналу компании Форсайт Ирина Егорова рассказала о системе непрерывного развития персонала в компании Форсайт, включающей разработку «карты пути сотрудника», позволяющей строить образовательную траекторию будущего специалиста уже на стадии его стажировки в компании. Также она поделилась опытом привлечения профессионалов с рынка и формирования чек-листа для отбора удаленных сотрудников, способных эффективно работать в распределенной команде.

Руководитель департамента по работе с госсектором Lerna.ru и доцент СПбПУ Елизавета Щербинина говорила про внедрение новых инструментов в программы корпоративного обучения, объясняя. зачем бизнесу платформенные решения EdTech. Эти платформу позволяют отвечать на точечные и массовые запросы компаний на профильное обучение и развивать внутренний кадровый резерв, чтобы удерживать сотрудников, формируя возможности для вертикального и горизонтального роста за счет большого выбора образовательных продуктов в области IT, постоянного анализа текущих трендов и создания продуктов под «профессии будущего». Спрос на многозадачность в 2023 году вырос почти в три раза, отметила спикер, особенно в областях творчества, IT и управления. EdTech удовлетворяет и этот запрос через разные форматы обучения, микрокурсы, возможность подписки на материалы без проверки заданий под запрос сотрудников.

Руководитель онлайн-образования компании IPR MEDIA Анна Борисова в своем докладе рассмотрела взаимодействие университетов с работодателями: новые формы сотрудничества и подходы к образованию. В том числе речь шла о важности коллаборации между университетами и индустриальными партнёрами для профориентации студентов и подготовки специалистов, соответствующих требованиям работодателей. Спикер описала студентоцентричный подход к образованию.

Ольга Латыпова поделилась подходами к структурированию образовательного контента в модели компетенций ИТ-специалистов ПАО «Сургутнефтегаз», продемонстрировав на примере портфолио программиста, как сопоставляются производственные задачи и компетенции, присвоенные специалисту после прохождения курсов и тестов, чтобы можно было проанализировать его развитие и понять, насколько его компетенции оправданы, пересматривать оплату труда и набирать людей в команду на проект. Профессиональный кластер пришлось перерабатывать на основе новых программных продуктов, необходимость переходить на которые возникла из-за международных санкций. Описывая этот процесс, Ольга Латыпова применила биологическую аналогию с сукцессией. Если в биологии это процесс смены одного биологического сообществ на определенном участке другим (например, восстановление экосистемы после природного либо антропогенного катаклизма), то в корпоративном обучении – «переход от мышления через видение конечного результата к мышлению через процесс так называемого «нащупывания» решения» (желаемого состояния равновесия при смене одних процессов другими). 

***

Параллельно в соседнем Филаретовском зале шла секция Дениса Янышева «Национальная платформа «Открытое образование» – элемент системы высшего образования», в рамках которой своим опытом использования ресурсов платформы в образовательном процессе делились представители крупнейших вузов: МГУ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ. 

Директор центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ, профессор Лариса Лапидус посвятила свое выступление стратегическим партнерствам Национальной платформы «Открытое образование» и бизнеса. Начальник отдела сопровождения онлайн-проектов дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Елена Гусева рассказала о том, как реализуются онлайн-курсы в образовательных программах Высшей школы экономики. Директор центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Анастасия Ковальчук рассмотрела классический университет как креативную индустрию в призме онлайн-обучения. Руководитель по продвижению Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Александра Зайцева поделилась опытом реализации онлайн-программ ДПО на платформе «Открытое образование», отметив преимущества платформы и упомянула общие риски для всех образовательных продуктов, связанные с бюрократическими процедурами, требующими определенных временных затрат. 

И.о. директора Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Валентин Климов и начальник отдела онлайн-образования учебного департамента НИЯУ МИФИ Геннадий Барышев подготовили рассказ о развитии национальной платформы «Открытое образование» в рамках реализации инновационного образовательного проекта по повышению качества и востребованности российского образования за счет интеграции в образовательные программы онлайн-курсов от ведущих специалистов мирового уровня и работодателей. 

Доцент Высшей школы административного управления СПбПУ, директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова предложила взглянуть на онлайн-курсы как на элемент трансформации образовательного процесса. В ее докладе была представлена распределенная система дистанционного обучения с разнообразными порталами (от вступительных экзаменов до ГИА) под общей учетной записью, а также лабораторный онлайн-кампус – реестр информации по политехническому университету с единой точкой входа. Дорабатывая пространство Moodle для нужд политеха, удается в рамках трансформации образовательного процесса включить в традиционный формат обучения цифровую составляющую, подчеркнула докладчица. Этому способствует запуск «навигационных» курсов, на которые записываются все группы и преподаватели, получая по ссылке в расписании доступ к вебинарным комнатам (на случай, если потребуется перенести лекцию в онлайн). 

Между оценкой успешности и поддержкой учащихся

Во второй половине дня секции с докладами уступили место дискуссиям. Во Владимирском зале Александр Молчанов провел круглый стол с завлекательным названием «Вам "шашечки" или ехать? Как оценивать успешность образовательных проектов?». Ведущий пояснил, что по роду своей деятельности постоянно запускает образовательные проекты разного уровня и наблюдает, как нередко, увлекаясь погоней за KPI, организаторы проекта забывают о его качестве. Также он отметил, что университеты, взаимодействуя с бизнесом, не всегда готовы к разговору на языке цифр. Как же охарактеризовать эффективность образовательного проекта, особенно если он имеет отсроченный результат? Следует ли доверять в большей степени оценке потребителей проекта или заказчика? Какие метрики задействовать при попытке оценить успешность проекта? О том, что в этой теме «поездка», а что «шашечки», рассуждали Елизавета Щербинина, Анастасия Ковальчук, директор центра «Школа педагогического мастерства» МИСИС Маргарита Дорофеева, директор центра развития онлайн-обучения Уральского федерального университета Александра Кузьмина, проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев. Присоединились к обсуждению и участники из зала.

***

Тем временем за стеной, в Филаретовском зале, развивалась дискуссия, посвященная поддержке участников образовательных проектов, точнее – системе тьюторства: «Роль тьютора на разных этапах образовательного пути: в школе, вузе и после окончания формального обучения». Беседу вел Дмитрий Смирнов, предложивший коллегам-тьюторам рассказать, какие задачи они решают на практике – в школах, вузах, консультируя в частном порядке взрослых. Какие задачи из решаемых ныне тьюторами на практике – именно тьюторские, а какие можно было бы передать коллегам других поддерживающих профессий?

О своем опыте работы тьюторами рассказывали директор департамента социального самочувствия «Сколка», экс-руководитель тьюторской службы «Новой школы» Антонина Болотова, частный тьютор и специалист в онлайн-образовании Анастасия Овчаренко, тьютор частной практики со взрослыми Иван Черкашин, тьютор ПСТБИ и руководитель службы индивидуального сопровождения студентов ПСТГУ диакон Евгений Лютько, тьютор «Новой школы» Мария Янонис.

Директор Свято-Димитриевской православной школы, священник Александр Лаврухин рассказал, как появилась идея создать в школе тьюторскую службу: причиной стали возникающие у выпускников сложности с выбором вуза и направления дальнейшего обучения. В современном мире дети испытывают дефицит доверительного общения со взрослыми, отметил выступающий, поскольку с ними редко кто-то разговаривает «не с руководящей позиции». Тьюторская служба оказалась способом создания сообщества, которое может поддерживать учеников в процессе перехода из школы в вуз и выбора траектории обучения. 

Участники беседы обсудили ряд вопросов, связанных с работой тьюторов. Как реагировать на «прогул тьюториала» подопечным и следует ли делать взаимодействие с тьютором в учебном заведении добровольным? Насколько глубоко тьютор может и должен погружаться в жизнь того, с кем работает, где проходят границы сближения, когда неформальное общение помогает работе, а когда может создавать сложности? Что делать, если тьютор получил от ребенка информацию, которая указывает на возможную опасность для подопечного, и следует ли считать тьюториал образовательным пространством (где все происходящее обсуждается с коллегами) или пространством частным (и тогда, как на психотерапии, вся информация конфиденциальна). Что в профессии тьютера становится главной радостью и болью (в качестве последнего участники беседы отмечали и проблему поиска новых кадров для тьюторских служб).

***

Завершился первый день конференции дискуссией по экосистеме ДПО «Условия и факторы формирования взаимовыигрышного сотрудничества производителей программно-аппаратных систем, образовательных организаций — классических и ДПО, промышленных предприятий» и обещанной премьерой метода «Экспресс – Киневин» от Константина Зимина. Вместе с ним в дискуссии участвовали Ринат Гимранов, Галина Каратаева, Елизавета Щербинина, независимый консультант в сфере инноваций и информационных технологий Владимир Ананьин и технический директор Global ERP Александр Русских

Участники с помощью зала обсуждали ключевые факторы, влияющие на формирование взаимовыгодного сотрудничества предприятий ПО, вузов и ДПО, промышленных предприятий. Перечень факторов удалось выделить в ходе предварительного обсуждения темы в канале о дистанционном образовании в телеграме, а на секции их предстояло распределить по нескольким категориям: факторы, известные на данный момент всем участникам дискуссии или только экспертам, факторы, которые можно узнать, и те, которые выяснить невозможно. Метод позволил составить целостный обзор ситуации, соотнеся цели всех перечисленных участников рынка.

Впереди был еще один день работы секций и интерактивных дискуссий, который предстоит завершить обсуждением тематики будущих конференций. 

С записями секций и материалами прошлогодних конференций можно познакомиться на сайте конференции «Цифровое образование. XXI век».

РЕПОРТАЖ О ВТОРОМ ДНЕ КОНФЕРЕНЦИИ:

Коммуникация на дистанции: репортаж о втором дне VI конференции «Цифровое образование. XXI век»

Чем поможет преподавателю искусственный интеллект, как создать адаптивный педагогический дизайн и о чем мы будем говорить через год: рассказываем, какие темы обсуждались во второй день конференции «Цифровое образование. XXI век» в ПСТГУ Читать далее »
Last modified: Wednesday, 29 May 2024, 3:55 PM