27.11.2024

27 ноября Церковь вспоминает святителя Григория Паламу.

Почему этот святой вошел в историю богословия и что нужно знать о нем православным христианам?

Рассказывает преподаватель догматического богословия на программе «Теология: Библия и вероучение Церкви» Иван Иванович Улитчев:

«Богословие святителя Григорий Паламы, поздневизантийского отца Православной Церкви (годы жизни 1296-1359) считается одной из вершин православного богословия. В ХХ-XXI веках, времени острой потребности в «самоопределении» Православия относительно других христианских конфессий, именно к наследию святителя Григория обращались выдающиеся православные богословы в поисках слов для выражения сути православной доктрины. Выразитель духовной традиции Восточной Церкви, монах и молитвенник, святитель Григорий Палама выстраивал свое учение вокруг концепции обожения, которая проходит красной нитью через все православное богословие, раскрывал задачу и смысл духовной жизни человека как Богообщение, «причастность божественному естеству» (см. 1 Пет. 1:4). Св. Григорий Палама подчеркивал, что обожение – это не просто фигура речи, соединение с Богом по благодати – это реальность взаимоотношений Бога и человека и цель, к которой направлены духовные усилия каждого христианина.

Обожение человека становится возможным, по учению святителя Григория, благодаря тому, что Бог – это не только недостижимая «божественная сущность», но и Его проявления «вовне», энергии, которые от Него исходят, но не отделяются и поэтому с полным правом могут называться нетварными. Именно к этим энергиям, или действиям, Бога человек может стать причастным через очищение души, исполнение евангельских заповедей и участие в Таинствах Церкви, и таким образом стать «обителью Бога» и «храмом Святого Духа», во исполнение слов Христа: «кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Эти нетварные энергии Бога, по мысли св. Григория Паламы, освящают душу и тело человека, и по особому промыслу Бога могут быть, по мере приближения человека к духовным высотам, видимы и телесными очами, подобно тому, как апостолы видели свет, исходящий от Христа, на горе Фавор во время Его Преображения.

Учение святителя Григория Паламы было провозглашено в качестве нормативного для Православной Церкви на Константинопольских соборах 1341 и 1351 гг., а он сам был причислен к лику святых всего лишь через 9 лет после кончины – в 1368 г. »

Хотите больше узнать о православном вероучении? Приходите учиться на дистанционную программу «Теология: Библия и вероучение Церкви».

Последнее изменение: вторник, 26 ноября 2024, 18:03