26.09.2018

Современное дистанционное образование развивается так стремительно, что академические исследования не успевают за технологическими изменениями, а профессионалы, имеющие дело с разными аспектами интернет-образования, зачастую не имеют времени и подходящих площадок для обмена опытом. Проблему нехватки времени решить сложно, но площадку для обсуждения и осмысления опыта специалистам-практикам предоставили организаторы первой Международной научно-практической конференции «Цифровое образование. XXI век», состоявшейся 24 сентября в Москве.

На первый взгляд перечень организаторов мероприятия – SAP, «Сургутнефтегаз» и Институт дистанционного образования ПСТГУ – смотрелся неожиданно. И этот контраст отметил один из инициаторов проведения конференции, начальник IT-управления «Сургутнефтегаз» и преподаватель ИДО Никита Дамирович Гимранов. На открывающем конференцию круглом столе «Практические аспекты цифровизации образования» он сравнил два подхода к цифровому образованию. Его нередко рассматривают в сугубо техническом ракурсе, разделяющем образование на цифровую деятельность, контент и хозяйство. Однако педагогика – наука гуманитарная, а в гуманитарном ракурсе принято выделять проекцию образования на образовательные среды (место встречи педагога и учащихся), образовательные институты (набор правил и инструментов) и образовательные процессы.

Никита Дамирович предложил участникам круглого стола – директору Национального института дистанционного обучения Дублинского городского университета профессору Марку Брауну, директору по управлению персоналом «САП СНГ» Вере Соломатиной, директору ИДО протоиерею Геннадию Егорову и менеджеру академической программы «Университетский Альянс SAP» Юрию Куприянову, – вопрос, может ли предельная цифровизация послужить личностному и профессиональному развитию педагогов и учащихся или ее следует рассматривать как угрозу механизации образования.
«Ткань нашей жизни сделана из смешанной пряжи – плохой и хорошей вместе» – ответил профессор Браун цитатой из Шекспира. Также он предложил смотреть на цифровую среду как на своего рода экосистему, в центре которой должны оставаться запросы и возможности людей: «Цель цифровой технологии образования в том, чтобы люди учились – учились быть, делать, знать и смогли учиться вместе, – вот четыре основы обучения». Кроме того, поскольку цифровые технологии сейчас уже норма, образование можно рассматривать на «постцифровом» макроуровне, где ключевым является вопрос «Каким мы хотим видеть мир?». В современном мире существует очень много проблем, а образование – лучший инструмент для их решения, для изменений, и цифровые технологии – тоже лишь инструмент.

Протоиерей Геннадий Егоров предложил вспомнить, что с точки зрения философии человек рассматривается в трех категориях: сознание, деятельность и общность, и если с первыми двумя в образовании обычно умеют работать, то общность пока формируется за пределами образовательного процесса – это обстоятельство содержит как угрозы, так и возможности. А новые технологические платформы либо помогают реализовать эту общность, работая на человека, либо, наоборот, вытравливают из процесса обучения все человеческое во имя прогресса. По словам отца Геннадия, в образовательной среде за внедрение технологий должны отвечать люди, которые готовы нести ответственность за результат, тогда риски будут гораздо меньше.

В завершение круглого стола из зала прозвучал вопрос, на который участников попросили дать максимально короткий ответ: какова ключевая компетенция, способная решить большинство проблем современного человека? Хотя в рамках дискуссии участниками было сформулировано мнение, что цель образования – прежде всего формирование личности, а не отдельных компетенций, отец Геннадий предложил ответить на вопрос одним словом: «Любовь». Этим итогом завершилась первая часть конференции.

О работе отдельных секций во второй части конференции можно прочитать в следующей публикации. Но важно также отметить онлайн-трансляцию, которую организовал директор Центра дистанционных образовательных технологий НГТУ им.Р.Е.Алексеева Игорь Владимирович Белянин. Благодаря его помощи конференцию смогли увидеть удаленные участники из других городов и стран. Запись трансляции открывающего мероприятие круглого стола уже можно посмотреть на канале ИДО в YouTube.


Последнее изменение: четверг, 25 июня 2020, 18:22