23.01.22

23 января - день памяти небесного покровителя Института дистанционного образования, святителя Феофана, епископа Вышенского. Поздравляем с праздником всех наших коллег, учащихся и выпускников!

Мы неоднократно отвечали на вопросы о том, что связывает святого, жившего два века назад, с дистанционным образованием. А сегодня наш директор рассказывает о том, почему святитель Феофан Затворник важен для нашего института, что сочинения и письма Феофана Затворника дают современному читателю и какое место им отводится в богословских курсах: 

«В России среди православных верующих существует любопытное разделение на "любителей" творений святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова): они были современниками, писали на одни и те же аскетические темы, но почему-то одним людям проще читать святеля Феофана, а другим - святителя Игнатия. У меня есть предположение, что одного из этих авторов можно отнести к "физикам", а другого - к "лирикам". Причем к "лирикам" относится святитель Игнатий, несмотря на техническое образование: его сочинения в каком-то смысле более поэтичны и художественны. А святитель Феофан очень точен, буквально математичен в своих построениях, формулировках. Я не исключаю, что по этой  причине люди делают выбор в пользу одного или другого святого отца. 

Моя душа всегда как-то лучше воспринимала сочинения святителя Феофана Затворника, и Петр Юрьевич Малков, с которым мы долго и плодотворно сотрудничали в создании наших программ, тоже большой почитатель святителя Феофана, поэтому для нас он был очень дорог еще до появления Института дистанционного образования. Когда я преподавал нравственное богословие и мне хотелось сделать хорошее пособие по этой дисциплине, но я пришел к выводу, что написать по нравственному богословию что-то лучше святителя Феофана Затворника вряд ли получится, лучше нам изучать его труды более внимательно. И весь строй программы, можно сказать, определялся святителем Феофаном, который замечательной умел аскетические и мистические аспекты христианской жизни соотносить с догматическими основаниями нашей веры, со Священным Писанием. Он был популяризатором святоотеческого наследия - в первую очередь делал переводы и истолкования, в отличие от многих авторов, которые под лозунгами о возвращении к отцам проповедовали идеи современной философии.

Я считаю, что святитель Феофан, вместе со святителем Филаретом Московским, является одним из выдающихся примеров учительства церковного в России в XIX веке, поэтому его опыт и творения повлияли на содержание самых разных наших курсов.

Когда пришло время делать программы онлайн и со всех сторон звучало, что если математику еще можно дистанционно преподавать, то гуманитарные и богословские дисциплины невозможно совершенно, - конечно, в первую очередь вспоминался святитель Феофан, который ушел в затвор не потому, что хотел устраниться от всякой церковной и общественной деятельности, а наоборот, считая, что оттуда он принесет больше пользы. И мы знаем, что, действительно, благодаря его сочинениям и письмам научение церковное и просвещение христианское достигло очень многих людей. При этом, когда эти люди говорили, что хотели бы повидаться с ним лично, - как сейчас говорят, что образование возможно только лицом к лицу, святитель решительно отвечал, что вряд ли они получат пользу большую, чем от чтения его книг и переписки с ним. Поэтому в деле обучения богословию не лицом к лицу, а на расстоянии, посредством в первую очередь текстов, естественно было обращаться за молитвенной помощью к святителю Феофану Затворнику».

(Протоиерей Геннадий Егоров, директор Института дистанционного образования ПСТГУ)

Last modified: Saturday, 22 January 2022, 1:01 AM