21.06.2017

Второй день работы Летней школы, 22 июня 2017 года, начался с экскурсионный программы. Сперва участники побывали в Церковно-археологическом кабинете – музее Московской Духовной Академии. Музей появился при Академии в 1871 году для размещения коллекции живописи, нумизматики и икон и постепенно разросся до весьма обширного собрания. Ликвидированный вместе с самой МДА в советское время, Церковно-археологический кабинет был возрожден в 1950 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I. Неудивительно, что теперь часть экспозиции посвящена этому церковному деятелю – например, в музее можно увидеть комнату, в которой будущий патриарх жил в годы учебы, его личные вещи, портреты, семейные фотографии. Но главные ценности ЦАК – собрание икон разных стилей и эпох, русской живописи, старинных книг, церковных облачений и реликвий. На часовой экскурсии удалось осмотреть лишь часть сокровищ, хранящихся в стенах Духовной Академии. Кстати, путь в музей проходит через Академический храм, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

После знакомства с музеем группа отправилась к воротам Лавры, где была назначена встреча с экскурсоводом Паломнической службы, ведь предстояла еще обзорная экскурсия по святыням монастыря. Гид по имени Никита своими рассказами об истории обители Преподобного Сергия покорил всю группу. Правда, знакомиться с Лаврой пришлось в пик туристической активности, продираясь через толпы азиатских туристов. Чтобы подбодрить экскурсантов, Никита рассказал, что в такие моменты обычно предлагает детским группам закрыть глаза, представить себе Русь в XIII-XIV веке, порабощенную татаро-монголами… а потом открыть глаза и убедиться, что почти ничего не изменилось.

Впрочем, участники Летней школы и без того были полны сил и готовности преодолевать препятствия. Во время экскурсии они побывали в Успенском соборе, где поклонились мощам Иннокентия, митрополита Московского, осмотрели гроб Сергия Радонежского и великолепные фрески. Затем отправились в Трапезный храм, где покоятся мощи преподобного Максима Грека, зашли в Серпионову палату Троицкого храма – место, где располагалась келья Сергия и где ему было явление Божией. Завершилась экскурсия возле небольшой экспозиции, посвященной обороне Троице-Сергиевой Лавры от польских войск в Смутное время.

У слушателей осталось еще время, чтобы немного погулять по Лавре. 22 июня – день памяти святого Кирилла и весь этот день в монастыре служились панихиды на могиле архимандрита Кирилла (Павлова), скончавшегося в феврале этого года.

После обеда участники Летней школы вернулись в стены Духовной Академии. Им предстояла встреча с Татьяной Николаевной Резвых – доцентом кафедры НТГО, кандидатом философских наук, преподавателем курсов по античной и русской религиозной философии в рамках магистерской программы ИДО по теологии. Татьяна Николаевна отметила, как приятно читать лекцию в аудиториях, которые помнят таких философов как Соловьев и Флоренский. Лекция была посвящена проблеме времени в истории философии и его сотериологическому аспекту. Проблема времени и того, на что его правильно тратить, вероятно, в эти насыщенные событиями дни была особенно близка участникам Летней школы – лекция вызвала у них множество вопросов. Татьяна Николаевна рассказала о разных концепциях времени, существовавших в античной философии и христианстве: древние философы, такие как Аристотель, понимали время как нечто реальное, цикличное, связанное с движением, а Блаженный Августин говорил уже о времени, связанном с сознанием, существующем только в нашей душе. Познакомив слушателей в общих чертах с представлениями святых Отцов о тварной вечности и времени, сотворенном для тварного мира, она пояснила, что в патристике время имеет сотериологический аспект – как период, отведенный для спасения души. Вторая пара была посвящена знакомству с наиболее интересными философами, чьи концепции времени оказались близки этому сотериологическому пониманию, – Фридрихом Шеллингом, Францем Баадером, Францем Розенцвейгом и Константином Леонтьевым. Представления Леонтьева о времени как способе выражения различных культурных парадигм и его теории о семи возможных вариантах развития культуры оказались очень ярким финалом лекции. Хотя тема была сложной, лекция по философии так понравилась, что завершилась аплодисментами слушателей.

Последнее изменение: пятница, 26 июня 2020, 16:33