21.09.2024

«Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству»

(Преподобный Иоанн Дамаскин, Два слова на Рождество Богородицы, Слово первое)


Каково место этого праздника в церковном календаре? Как он появился, чем примечательно его богослужение и песнопения? 

Рассказывает преподаватель курса устава и гимнографии на программе «Теология: богослужение Церкви» Оксана Николаевна Шевченко:

«Совсем недавно православные христиане служили благодарственный молебен на церковное Новолетие (14 сентября – то есть 1 сентября по старому стилю). Этот праздник является церковным новым годом. Хотя современному человеку привычнее воспринимать его приход 1 января, традиционно новый год связывался с началом осени, «венцом лета благости Господней». Осень подытоживала труды года и открывала новый этап в жизни человека.

И первым великим двунадесятым праздником стоит празднование Рождества Богородицы, в котором Церковь прославляет начало нашего спасения и отклик на труды и ожидания всего ветхозаветного человечества.

Вспомним, как об этом говорится в тропаре: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». На Новолетие – радость и благодарение Бога за сотворение мира, в праздник Рождества Богородицы – радость обновления мира, начало его христианской истории, в которой Божия Матерь участвует неотступно, являясь «Питательницей жизни нашей», как Ее именует кондак праздника от лица всех нас.

Праздник Рождества Богородицы открывает собой чреду двунадесятых праздников церковного года (праздников, прославляющих наиболее значительные для спасения человечества события из жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери). В историческом же плане он появляется как отдельный, выделившись из единого общего праздника – Собора Богородицы – приблизительно в VII столетии (к этому времени относятся первые упоминания об уставных указаниях относительно празднования этого дня).

С точки зрения устава, праздничная служба в этот день является самой традиционной для великих Богородичных праздников, в ней нет каких-то уникальных структурных особенностей, однако она привлекает к себе сердце своими песнопениями, в которых так много радости и света, практически не сопряженных с печалью, как это часто бывает в других праздничных последованиях.

Помимо раскрытия исторических подробностей обстоятельств Рождества Богородицы и осмысления вероучительных аспектов нашего спасения, открывшегося этим событием, в гимнографии праздника много говорится о самой Божией Матери, Ее нравственном облике: чистоте, духовной красоте и совершенстве. Она «за преизбыток чистоты одушевленным храмом Божиим становится», принеся радость всей вселенной. Это праздник чистой радости в нашем сердце»

Хотите больше узнать о православном календаре и богослужении, церковных праздниках и богослужебных текстах? Приходите учиться на дистанционную программу «Теология: богослужение Церкви».

Last modified: Friday, 20 September 2024, 4:36 PM