20.09.2017


Дистанционная программа «Письменная научная речь» знакомит слушателей с принципами работы над научным текстом, с правилами цитирования и оформления библиографии, а кроме того, дает представление о технологии гуманитарного научного исследования. Но главная цель программы – усовершенствование навыков подготовки собственных текстов научно-учебного стиля, от аннотации и рецензии до дипломной работы и диссертации.

Каким должен быть хороший научный текст, объясняет преподаватель дисциплины Ирина Александровна Меркишина:

– Есть представление, что научный стиль речи – сухой и скучный. Почему научному стилю свойственна определенная сухость и нужно ли этого бояться?

– Язык науки сухой? Нет, скорее строгий. Скучный? Нет, скорее подчеркнуто логичный. Сложный? Вовсе нет, язык науки специально приспособлен к тому, чтобы кристально ясно описывать сложные мыслительные конструкции. Тем, кто пользуется научным стилем, не следует ничего бояться. Хотя нет, надо бояться в погоне за солидностью потерять главное достоинство научного языка – ясность.

– Должен ли научный текст быть сложным?

– Конечно же, нет, язык хорошей научной работы вовсе не должен быть заметен читателю. Как говорит академик Д.С.Лихачев: «Читатель должен замечать только мысль, но не язык, которым мысль выражена». Об этом же и А.И.Герцен в свое время сказал: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения…».

– В чем принципиальные отличия научного текста от художественного?

– Главное отличие в том, что в школе нас учили создавать и анализировать художественные тексты, а о том, что в русском языке существуют и прочие стили, которыми мы активно пользуемся, только упоминали. Различие же заключается в том, что художественный текст направлен на эмоциональную сферу читателя, а научный обращается к интеллектуальной сфере. Цель художественного текста – пробудить эмоции. Цель научного текста – передать смыслы. Отсюда и особенные требования к научному языку, отличные от требований к языку художественной литературы: смысловая точность, однозначность, объективность, безличность, подчеркнутая логичность, терминологичность… Отсюда и особенности научного текста: отсутствие метафор и образов, краткость фраз, минимальное количество придаточных предложений. Все – ради смысловой точности.

– Где еще, кроме подготовки дипломных и контрольных работ, могут пригодиться навыки, полученные на этом курсе?

– Строго говоря, научный стиль речи предназначен для создания собственно научных текстов (устных и письменных): диссертаций, докладов, рефератов, научных статей и т. п. Это значит, что освоение научного стиля не решит всех коммуникативных задач, стоящих перед современным человеком. Но научит тому, что обеспечит эффективное решение любой коммуникативной задачи: ясно мыслить и четко излагать.

 

Занятия начнутся 6 ноября и продолжатся до 24 декабря, а подать заявку в системе дистанционного обучения и пройти Ознакомительный курс по работе в системе можно до 28 октября.

Подробнее о программе «Письменная научная речь» – в описании на сайте ИДО.


Last modified: Wednesday, 18 March 2020, 1:42 PM