Как богослужебные тексты помогают понять Новый Завет, какие вопросы вызывает история Тайной Вечери и почему полезно составлять маршрут по следам апостола Павла? О своем опыте преподавания курсов «Четвероевангелие» и «Апостол» рассказывает преподаватель программы «Теология» Георгий Станиславович Лукьянов:

Георгий Станиславович, Ваше первое образование – механико-математический факультет  МГУ им. М.В.Ломоносова. Почему Вы начали преподавать в богословском вузе? 

- Так сложилось, что по первому своему образованию, в математической сфере, я никогда не работал. А в 2000 году я поступил на богословский факультет ПСТГУ (тогда он назывался еще богословско-пастырским факультетом Православного Свято-Тихоновского богословского института). Одним из моих первых преподавателей был отец Геннадий Егоров, тогда и началось наше знакомство. Я даже собирался писать под его руководством диплом по Ветхому Завету, но в итоге писал диплом на кафедре Новейшей истории Русской православной церкви. Во время учебы я узнал, что отец Геннадий открывает интернет-курсы. Дистанционное обучение только начиналось, и мы, отучившиеся в первом потоке, стали будущими преподавателями ИДО.

Сначала я вел модуль на первой программе «Основы Православия», потом у меня был небольшой перерыв в год: одни курсы закончились, другие не начались и нагрузки не было. А потом отец Геннадий вновь меня позвал – уже на начинавшуюся программу «Теология».

Для Вас это был первый опыт преподавания или ранее Вы уже преподавали очно?

- Нет, на тот момент это был первый опыт. Позже у меня появился и опыт очного преподавания в Российском университете транспорта. Там была кафедра теологии (сейчас она соединена с кафедрой истории), и меня пригласили вести семинары в рамках годичного курса «История Церкви». Удивительная вещь – семинары по истории Церкви в светском институте, со студентами, которые от церковной истории очень далеки. Но это единственный опыт очного преподавания, а в дистанционном формате я преподаю уже больше четырнадцати лет.

А почему Вы согласились преподавать дистанционно: хотелось попробовать себя в новой области? 

- Отец Геннадий сказал, что запускается новое направление, это интересно, можно попробовать. Действительно, оказалось интересно. И в конечном итоге получается, что наш небольшой институт работает фактически на весь мир. За это время у меня были учащиеся из Америки, Канады, Ирландии и многих других стран. Не говоря уже об учениках из нашей страны: от Дальнего Востока до Калининграда. Это возможность нести знания в далекие от нас края. 

Вы преподаете в рамках дисциплины «Священное Писание Нового Завета» курсы «Четвероевангелие» и «Апостол». Что легче дается учащимся? 

- «Четвероевангелие», на мой взгляд, дается легче. Материал лучше знаком: Евангелия чаще читаются обычным человеком. Еще книга Деяний прочитывается, потому что интересно: это история Церкви. А послания апостолов – уже более трудный материал, так как он не знаком, не на слуху.

И сам материал другой, конечно: в посланиях уже больше богословия. Это и разные темы, которые затрагиваются апостолами, и сравнение, например, богословия апостола Иакова и апостола Павла. Вроде у них есть слова, противоречащие друг другу: «вера без дел мертва» (Иак 2:26) или «человек оправдывается не делами закона, а только верою» (Гал 2:16), а на деле оказывается, что полемики нет и говорят апостолы об одном. Просто под «делами» апостол Павел одно понимает, а апостол Иаков совсем другое.

Сначала учащимся кажется, что в посланиях все просто, а потом открываются более сложные моменты. И объем материала получается больший, чем в курсе «Четвероевангелие».

В чем главная задача курса «Апостол»? Учащимся нужно уложить в голове историю апостольского века, выучить основные темы посланий, толкования посланий? 

- Все в комплексе, конечно. С одной стороны – история. Мы стараемся дать синопсис, последовательность и связь событий, историю апостольского века. Изучаем, когда какие послания написаны: как из текста понять, что послание относится именно к этому периоду? Какие послания апостол Павел писал из первых и вторых уз, из первого путешествия, из второго и так далее... 

С другой стороны, конечно же, мы изучаем основные темы посланий и стараемся сравнить их между собой. У апостола Павла история посланий часто одна и та же для разных Церквей: он приходил проповедовать, его выгоняли из синагоги, он шел к язычникам, начинал проповедовать у них. Потом приходили иудействующие, говорили, что апостол не тому учит, а он доказывал, что это они не тому учат. То есть события приблизительно одни и те же, но при этом в посланиях поднимались разные проблемы: в одном случае речь об умаление апостольства Павла, в других случаях - о другом. Мы стараемся коснуться всего, дать самое главное из посланий.

И, конечно же, мы разбираемся с толкованиями святых отцов. Например, толкование архиепископа Феофилакта Болгарского – это переписанное простым языком толкование св. Иоанна Златоуста. Или книга священника Н. Рудинского «Жизнь и труды ап. Павла» – она составлена на основе толкований св. Феофана Затворника. И если в задании сказано, что надо привести три разных толкования какого-то фрагмента, значит, такие параллельные толкования брать не нужно, - я стараюсь это объяснить.

Те же иеговисты пользуются цитатами, а толкуют их по-своему. Если человек понимает, что православные толкования этих мест Священного Писания указывают на что-то другое, если может подметить эту разницу - это очень важно.

И еще мы рассматриваем, как тот или иной евангельский текст используется в богослужении. Например, в службах Страстной седмицы: не просто чтение евангельских отрывков, а именно использование евангельских сюжетов и образов в богослужебных текстах. Это бывает очень интересно.

Например, удивление у учащихся вызывает сюжет про проклятие бесплодной смоковницы. Эта тема всех сильно задевает: сначала все кажется простым, а потом, углубляясь в вопрос, студенты обращают внимание, что в богослужебных текстах упоминаются роскошные листья смоковницы. Почему эти листья так заинтересовали гимнографов? И почему пышнолиственная смоковница сравнивается с синагогой иудейской? Почему, собственно, Христос искал смоквы, плоды, если было еще не время сбора урожая? 

Или объяснение мотивов предательства Иуды в богослужебных текстах. Было ли причастие Иуды? Евангелисты расходятся в ответе на этот вопрос, и святые отцы тоже расходятся, а богослужебные тексты однозначно говорят, что Иуда причастился Страстной седмицей. 

Вопросов много, и я пытаюсь донести до студентов, что часто нет единого ответа: святые отцы дают разные ответы и нельзя утверждать, что только один – правильный. Нужно привести все возможные варианты, попробовать согласовать разные тексты между собой, задуматься – почему одни святые отцы считали так, а другие иначе? 

А какая тема курса «Апостол» Вам самому больше всего нравится? 

- Мне студенты на одном вебинаре задали вопрос: а какое Евангелие Вам больше всего нравится? Это примерно как спросить: «Кого ты любишь больше – маму или папу?». Предпочтения как такового нет. Но из наших тем мне особенно интересным кажется Послание апостола Павла к Римлянам, оно дает много тем для размышления. Вернее сказать: есть очень мало тем в богословии апостола Павла, которые бы не рассматривались в этом послании. В этом тексте можно найти практически все вопросы, которые поднимаются в других посланиях, - богословие апостола Павла здесь полнее всего представлено.

В очных курсах от слушателей часто ждут хорошего знания цитат из евангельских текстов на экзаменах. Как Вы полагаете, важно ли хорошо знать цитаты, запоминать, из каких глав посланий они взяты? И можно ли этого специально добиться во время изучения курса? 

- Я думаю, что, во-первых, сейчас, в эпоху цифровизации, любые цитаты очень легко и быстро можно найти. Поэтому основное – научить, как и где искать, в правильных источниках. Мы объясняем, что всегда надо давать ссылку на источник, это обязательные требования к ответу. Порой, если в ответе студента мысль непонятная, вводишь ее в поисковик, и выясняется, что она с католического портала, с какого-нибудь сайта евангелистов... Поэтому научить брать материалы из правильных мест – одна из наших задач.  

Проверить, насколько хорошо слушатели процитируют фрагменты по памяти, в дистанционном формате не так-то просто, даже в вебинарах: студенты готовятся, куда-то цитаты выписывают, делают закладки, и проверить, что они знают цитаты наизусть, сложно. Если постоянно читать евангельские тексты, думаю, постепенно что-то уложится в голове и запомнится. Но если человек ориентируется в тематике посланий, понимает, в каком послании, в каком месте искать цитаты по той или иной теме, это большой плюс.

А как Вы проводите вебинары на своем курсе? 

- Есть материал, который при подготовке к вебинару слушателям нужно проработать. Есть вопросы – некоторые направления, по которым учащиеся готовят доклады, изучив книги, различные толкования. А на семинаре мы обсуждаем все, что может касаться нашей темы. Я стараюсь обсудить какие-то сложные моменты, вопросы, которые возникают у учащихся.

Например, в прошлом семестре у нас проходил семинар по Тайной Вечере. Этой теме посвящено очень много толкований, поэтому семинар получился длинный – мы начали с Тайной Вечери и закончили смертью Крестной. Мы обсуждали разные трактовки времени Вечери – когда она происходила? Ведь мы знаем, что иудейская Пасха была в субботу, соответственно, заклание агнца должно было происходить в пятницу. Апостол Иоанн обращает внимание на то, что Крестная смерть была в пятницу, а все Евангелисты однозначно говорят, что Тайная вечеря была в четверг. Почему же в четверг, как это объясняется? И как исчисляются три дня между Распятием и Воскресением, если Распятие было в пятницу? По этой теме появляются и новые исследования, например, Антон Сергеевич Небольсин нам в помощь недавно издал статью на эту тему, которую студенты с удовольствием изучают. 

Когда предмет изучается по базовому учебнику, у учащихся велик соблазн начать отвечать на письменные задания словами учебника. Вы сталкиваетесь с такой проблемой? Как пытаетесь с этим справиться? 

- В курсе «Четвероевангелие» наш  основной учебник – «Четвероевангелие» Юлии Владимировны Серебряковой, и, конечно, в нем можно быстро найти ответ на какой-то вопрос, но в заданиях много обращений к толкованиям, и одним учебником ограничиться невозможно. Часто мы в заданиях предлагаем тексты, которые в учебнике не разбираются. Например, в первой теме курса «Четвероевангелие» дается проповедь святителя Игнатия (Брянчанинова) и нужно сформулировать вопросы к ней, выделив в тексте основные мысли. Учебник не поможет, это текст совсем другой эпохи и готовых ответов нет. И каждый раз вопросы слушателей очень разнятся: каждый по-своему воспринимает основную тематику проповеди. 

В ваших курсах есть групповые задания? В чем цель таких заданий? 

- В моем курсе «Апостол» есть групповое задание – разработка паломнического маршрута по следам апостола Павла. Это достаточно интересное задание и все с удовольствием участвуют в его подготовке. Однажды среди слушателей был байкер, который любил путешествовать на мотоцикле по Европе, и он прямо-таки возглавил группу, планировал, как он потом проедет этим маршрутом. Те, кто ездил в паломничества, прикрепляют к маршруту свои фотографии. Это задание по-настоящему захватывает. 

Потому что это переход от «теории», учебника к личному опыту и к современным реалиям? 

- С одной стороны, так, а с другой стороны, с помощью этого задания в голове лучше укладывается масштабная история «Деяний». Одно дело — просто читать неизвестные тебе названия древних городов: Фригия, Троада... Что это за города, где они находились? А когда составляешь маршрут, соотнеся древние названия с современной картой, история лучше запоминается.

Порой слушатели боятся обсуждать богословские вопросы своими словами, высказывать свое мнение. А уместны ли в курсе по Священному Писанию какие-либо творческие задания или задания, где требуется высказывать свое мнение? 

- Конечно, есть Предание, которого мы придерживаемся, но в последнее время вокруг постоянно обсуждается все на свете, и научить людей участвовать в прениях – тоже некоторая наша задача. У нас есть творческие работы, например в курсе «Четвероевангелие» дается текст про Крещение, в котором много богословских ошибок, некорректных фраз. И слушатели должны найти все эти ошибки и указать их, по тексту Евангелия обосновать, почему это утверждение неправильное. То есть мы учим критически относиться к текстам, которые могут встретиться в разных источниках, уметь как-то обосновать свое мнение.

На вебинарах часто кто-нибудь скажет: « А вот я слышал…», и начинается обсуждение. Я не мешаю учащимся высказать свое мнение, но слежу, чтобы они оставались в русле темы. На вебинаре по Тайной Вечере, например, учащиеся спорили, могла бы евангельская история развиваться по-другому? Если бы, грубо говоря, Иуда опоздал в Гефсиманию? Сошлись на том, что, с одной стороны, история не имеет сослагательного наклонения, мы уже с некоторой высоты своего времени смотрим на нее. С другой стороны, есть Божий Промысел: даже если бы события стали развиваться иначе, все равно они привели бы к тому, о чем говорили пророки.

И, конечно, полемика современных библеистов и богословов все равно будет отражаться на жизни наших учащихся, у них возникнут какие-то вопросы и после нашего курса они должны уметь находить ответы.


Читайте также:

Сохранить радость Пасхи: приглашаем изучать богословие

Как в повседневной жизни на протяжении всего года помнить о свете Христова Воскресения? Один из способов сохранить радость Пасхи - изучать православное богословие. Читать далее »

«Я хотела передать красоту системы аргументации, которую увидела в трудах Харта»

На какие вызовы времени отвечает современная апологетика? Появились ли новые ответы на вечные вопросы о смысле страданий? Что такое «новый атеизм» и чем он отличается от старого? О магистерской работе «Апологетический аспект трудов Дэвида Харта» рассказывает Евгения Вилкова. Читать далее »

Тест «Лето Господне: о богословии в летние каникулы»

Проверить знания Священного Писания и богослужения поможет наш летний тест. Читать далее »

Последнее изменение: понедельник, 12 июля 2021, 21:28