Вышло собрание писем и стихов С.И. Фуделя, подготовленное преподавателем ИДО
17.10.2023
В конце сентября в издательстве ПСТГУ вышло собрание писем и стихов русского религиозного мыслителя XX века Сергея Иосифовича Фуделя, составленное и подготовленное к публикации преподавателем магистерских программ ИДО, кандидатом филологических наук Даниилом Дмитриевичем Черепановым.
Книги Сергея Иосифовича Фуделя (1900–1977), еще в советское время распространявшиеся в самиздате, давно стали достоянием широкого круга читателей в России и за рубежом. С.И. Фудель, носитель дореволюционной культуры и богатой церковной традиции, испытавший продолжительные гонения, видел задачу творчества в том, чтобы передать следующим поколениям благословение своих учителей — святых, подвижников, исповедников веры.
Издание «Весенний воздух Вечности» — наиболее полное собрание сохранившихся писем С.И. Фуделя. Значительная часть из них публикуется впервые, в том числе ранние письма 1920–1930 гг. и целый ряд писем 1960–1970 гг., раскрывающих обстоятельства жизни писателя и его литературного труда.
Здесь представлены тексты, открытые за прошедшие 20 лет. Среди них как публиковавшиеся ранее – письма к святителю Афанасию (Сахарову) и Марии Федоровне Мансуровой, – так и прежде неизвестные. Впервые печатаются письма к учителю Фуделя Сергею Николаевичу Дурылину, внучке А.С. Хомякова Марии Алексеевне Бобринской, Ольге Павловне Флоренской, родственнику славянофилов Ивана и Петра Киреевских А. С. Беэру, а также многочисленные письма к протоиерею Владимиру Воробьеву и его семье.
В книге впервые полностью публикуется цикл «Тридцать стихов для друзей», прежде известный по цитатам, которые Сергей Иосифович включал в свои работы, а также ряд стихов, не вошедших в цикл. Они посвящены людям, входившим в церковный круг общения Сергея Иосифовича, и вместе с тем представляют собой ценный документ биографического характера. Особого внимания заслуживают стихи, адресованные С.Н. Дурылину: вместе с письмами к нему же, самое раннее из которых датировано 1923-м годом, а самое позднее – 1952-м, они раскрывают сложную историю отношений, в центре которых для С.И. Фуделя всегда находилась Церковь.