Нейросети, онтологические модели и рецепты сырников: второй день конференции «Цифровое образование. XXI век»
17.05.2023
Продолжаем репортаж о работе пятой конференции «Цифровое образование. XXI век» 2023 года (о первом дне работы конференции читайте в репортаже «Дискуссионность и многослойность»). Второй день был в значительной степени посвящен платформе Moodle, возможности которой рассматривались на двух секциях во Владимирском зале.
Научный сотрудник Международного академического центра компетенции «Технологии интеллектуального предприятия» СПбПУ Антон Амбражей провел секцию «Moodle в современном образовании: технические инструменты и возможности». Анонсируя ее на пленарной дискуссии, ведущий так изложил идею встречи: все платформы, помогающие организовывать обучение, являются инструментами для преодоления ограничений, которые нам создает жизнь. Компетенции преподавателей в области работы с системами ДО должны возрастать, потому что сейчас преподаватели используют их возможности процентов на 10, в большинстве вузов системы дистанционного обучения используются либо как платформы для вебинаров, либо как «складбище материалов». На секции тем, кому удалось изменить это процент задействованного потенциала СДО в своих вузах, предлагалось обменяться опытом с коллегами.
Кроме того, как отметил Антон Амбражей, платформу дистанционного обучения можно использовать не только как систему для проведения занятий, но и для автоматизации учебного процесса. Поэтому секция включала несколько рассказов о доработках Moodle, позволивших вузам автоматизировать некоторые процессы и сохранить самый дорогой ресурс – время преподавателей.
Представители Сибирского государственного индустриального университета, начальник отдела информационных технологий и электронного обучения Людмила Ермакова и заведующий сектором отдела информационных технологий и электронного обучения Максим Гусев, презентовали плагины, расширяющие функционал Moodle, которые в СибГИУ используются для формирования портфолио студентов, проверки работ на заимствования, мониторинга курсов.
О создании и внедрении подсистемы «Личный кабинет студента» на базе Moodle и ее интеграции с внешними и внутренними информационными системами университета рассказал заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ Сергей Кинаш (в подготовке доклада участвовали программисты лаборатории Евгений Дорофеев и Николай Филиппов). При создании в системе дистанционного обучения личных кабинетов студентов пришлось интегрировать Moodle с системами Деканат, Редактор расписаний и образовательной платформой Юрайт и перенести в интернет процессы, которые в университете привыкли делать очно. В перспективах – разработка электронных зачетных книжек, перенесение в СДО информации о платежах и задолженностях студента бухгалтерии и предоставление учащимся возможности формировать автоматизированные запросы в разные подразделения университета.
Представители учебно-методического центра компании «Антиплагиат» Ольга Беленькая и Анна Зотова выступление посвятили возможностям и преимуществам модуля интеграции Moodle и Антиплагиата. Ориентируясь на опыт внедрения модуля в нескольких вузах России и Казахстана, выступающие рассмотрели типичные методологические ошибки и сложности (например, ситуации, когда преподаватели ориентируются на выявленный при проверке процент заимствований, не анализируя отчет, либо не дают студентам доступ к полному отчету) и показали возможные пути их решения. Главными рекомендациями были отказ от «процентного подхода», составление внутривузовского регламента, регулирующего процедуру проверки и организация обучения преподавателей.
Актуальным для участников секции стал вопрос о презентованной «Антиплагиатом» накануне возможности выявлять сгенерированные нейросетью тексты, так что выступающие кратко описали особенности и ограничения такой проверки.
Коллега ведущего секции из СПбПУ Надежда Цветкова перевела обсуждение от интеграции к автоматизации, рассказав об опыте автоматизации массового курса «Основы проектной деятельности». Чтобы автоматизировать командную работу студентов над проектами в части распределения участников, назначения наставников и мониторинга статуса проектов, был доработан отдельный модуль в Moodle.
О том, что курс – это не только файлы, напомнил представитель компании «Открытые Технологии» Никита Попов, посвятивший выступление вопросу, как сделать электронный курс в Moodle интересным для обучающихся? Он рассмотрел разные способы организации электронных курсов в вузах и учебных центрах, предложив несколько индикаторов качества курса в плане организации материала и использования возможностей платформы (от курса, где размещены только учебники для скачивания и тесты с вопросами на множественный выбор до тематически структурированного курса, в котором материалы дополняются интерактивными заданиями, созданными с помощью плагина h5p, форумами и семинарами для групповой работы). Среди способов мотивации учащихся выступающий назвал геймификацию, отметив, что система поощрений может не сводиться к появлению в личном кабинете наград за достижения, а открывать возможности для нелинейного прохождения курса или индивидуальных учебных траекторий, предоставляя лучшим ученикам доступ к дополнительным разделам или более сложным заданиям.
В это же время в Филаретовском зале обсуждали более широкий круг тем на секции «Современные проблемы вузовского дистанционного образования». Хотя и раньше в ходе конференции обсуждались различные сложности дистанционного обучения, но, как отметила ведущая, директор центра дистанционного обучения РТУ МИРЭА Татьяна Козлова, целую секцию для такой тематики на конференции выделили впервые.
Доклад заведующего кафедрой образовательных технологий Межотраслевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров МИПК Александра Андреева «Эволюция российского дистанционного образования: организационно-педагогический аспект» показал собравшимся, что те или иные проблемы вставали перед дистанционным образованием с 90-х годов прошлого века.
Но не всегда те или иные вызовы времени становятся преградами, порой их можно использовать в образовательном процессе, отметила профессор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева. В докладе «Открытость образования как новая ответственность современного преподавателя» она рассмотрела изменение роли преподавателя в учебном процессе, который благодаря цифровизации «вышел» за стены учебных заведений и постоянно испытывает влияние новых технологических решений. Здесь тоже поднялась тема роли нейросетей в образовании, причем докладчица указала на способы задействовать их в преподавательской работе.
Научный сотрудник музея землеведения МГУ Людмила Попова рассказала об исследовании проблем, с которыми сталкиваются преподаватели высшей школы при создании онлайн-курсов. Более 70 преподавателей вузов из разных регионов России, прошедшие 36-часовое повышение квалификации по разработке онлайн-курсов, спустя три года заполнили анонимные анкеты. Анализ результатов показал, что 73% выпускников разработали свои собственные курсы, причем больше всего трудностей вызвали записи видео-лекций и определение структуры онлайн-курса.
Руководитель направления Online Degree НИУ ВШЭ Елена Гусева говорила о том, почему «постопытные» абитуриенты выбирают высшее образование в цифровом формате, рассмотрев треки онлайн-программ как драйверы профессионального роста. На онлайн-программах магистерского уровня в вузе обучаются владельцы бизнеса, топ-менеджеры, основатели стартапов, поэтому особо важной задачей становится разработка высококлассных онлайн-продуктов, подкрепленных научно-исследовательской базой и практико-ориентированным за счет партнерства с лидерами индустрий.
Начальник отдела цифрового стратегического развития и партнерства НИУ ВШЭ Олеся Клычихина рассказала о двух типах проблем дистанционного образования, с которыми сталкиваются на горячей линии вуза. Технические проблемы, связанные с использованием цифровой среды университета, помогают решать студенты – цифровые ассистенты. Проблемы, связанные с использованием цифровых сервисов для решения задач педагогического дизайна, студенты маршрутизируют консультантам по преподаванию в цифровой среде - это преподаватели вуза, помогающие коллегам использовать «цифру» в профессиональной деятельности. Детально разобрав опыт привлечения студентов к цифровой трансформации вуза, кратко презентованный на секции о педагогической коммуникации в первый день конференции, докладчица показала, что организация деятельности цифровых ассистентов и расширение направлений привлечения студентов к развитию цифровой среды университета позволяют не только более эффективно внедрять цифровые технологии в деятельность вуза, но и повышать качество образования, дополнительно мотивировать студентов на получение профессиональных знаний, «гибких» надпрофессиональных навыков и активное их применение. Учитывая тематику секции, докладчица также обозначила проблему, оптимальное решение которой предложила найти коллегам: как привлечь технических специалистов, которые поддерживают функционирование цифровой среды вуза, к педагогическим процессам, ведь учить преподавателей – еще более сложная задача, чем учить студентов?
После обеда все участники собрались на финальной секции « Moodle в современном образовании: возможности педагогического дизайна», которую провел начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов.
Доцент кафедры Новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ Алина Краснова описала способы организации дистанционного обучения с учетом психологических особенностей усвоения информации, стимулировав разговор о пользе умеренного стресса в образовательном процессе. Собравшиеся задались вопросом, какой уровень стресса помогает, а не мешает обучению, и как в принципе замерить этот показатель?
Директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Калмыкова презентовала персонализированную образовательную траекторию, созданную средствами Moodle, рассказав, как на основании анализа входного теста создается цифровой профиль студента и определяется объем курсов, которые ему необходимо пройти для допуска к итоговому тестированию.
Джон Кути, ассистент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ совместил теорию и практику педагогического дизайна, предложив участникам секции ознакомиться с авторскими учебными материалами, пройти упражнение в паре, а затем в малых группах создать для любой выбранной аудитории 90-минутный урок, посвященный рецептам сырников. Это задание, главной целью которого для участников было прийти к консенсусу, очень оживило обстановку на секции (отметим, что самым удачным слушателям показался урок о сырниках, предназначенный для детей оленеводов).
От гастрономического ликбеза слушатели вернулись к серьезным вопросам, когда Ринат Гимранов презентовал концептуальный онтологический подход к построению образовательной программы в смешанном формате микрообучения. Онтология в данном случае рассматривалась как формальная спецификация разделяемой концептуальной модели, включающей множество понятий, аксиом, их свойств и связей. Разработка таких моделей в области образования помогает соединить виртуальный и реальный мир, но как построить онтологическую модель, позволяющую создавать гибкие, индивидуально перестраиваемые образовательные траектории? Докладчик изобразил такую траекторию как перемещение между дидактическими единицами, которые могут включать знания, навыки, средства контроля и находиться в сложных связях друг с другом. Предложенная модель вызвала дискуссию о том, что считать дидактической единицей.
Завершая день, Ринат Гимранов заметил, что практически все секции указали на новые вопросы и направления для совместной работы. Это означает, что на этой конференции уже сейчас формируются темы следующей встречи, и никто не собирается ставить точку и опускать занавес.
Напомним, что записи трансляций секций доступны на сайте конференции «Цифровое образование. XXI век» и на канале ДистантТВ в YouTube (позже
записи появятся и на канале ИДО)..Где увидеть записи секций?
О ПЕРВОМ ДНЕ КОНФЕРЕНЦИИ "ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. XXI ВЕК":
Дискуссионность и многослойность: открылась пятая конференция «Цифровое образование. XXI век»
Ценность дискуссий и многослойность современного образования: как прошел первый день работы конференции "Цифровое образование. XXI век" 16 мая 2023 года. Читать далее »