14.09.2021

Диплом, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация – какие ошибки допускают студенты, приступая к первым исследовательским работам?


1. Главное – эффектное начало диплома

Работа начинается с введения, а введение иногда начинается с цитат, эпиграфов, риторических восклицаний, неожиданно смелых обобщений и аналогий… то есть с того, с чего лучше не начинать.

Диплом или магистерская работа – не публицистический, а научный текст. Научный стиль требует четкости изложения. Текст должен не вызывать сильные чувства и яркие образы, а максимально ясно описывать тему, цели, задачи, методологию исследования. Введение к выпускной квалификационной работе не требует яркого захода, зачастую попытки "оживить" изложение только уводят в сторону от темы. Кроме того, описывая актуальность темы, лучше не делать заявлений, которые вы не сможете строго обосновать с помощью фактов или статистики. 

Пример:

Если тема работы – переписка двух философов Серебряного века, не стоит начинать описание актуальности темы с того, что в современном мире, застывшем в одном шаге от вселенской катастрофы, люди, побежденные царством виртуальной реальности, утратили стремление откликаться на чаяния друг друга, и только бесценный опыт обмена чувствами мыслителей прошлого еще может спасти человечество... Лучше попробовать объяснить, какие важные, не исследованные ранее вопросы поднимаются в конкретной переписке.


2. Пока введение диплома не станет идеальным, к основной работе переходить нельзя

Стремление довести введение своей работы до совершенства создает немало проблем начинающим исследователям. Особенно опасно дополнить эту ошибку другой: сформулировать гипотезу как вывод. Такая гипотеза выглядит очевидной, словно и не нуждается в доказательствах. Вместо того, к чему предполагается прийти в конце работы, сразу получается утверждение, хотя его истоки в голове у исследователя, и оно не подкреплено данными. Введение, включающее вывод, превращается в замкнутую систему – к такому тексту можно не прилагать саму дипломную работу, ведь студент уже объяснил все, что собирался изучать! Остается только отшлифовать этот прекрасный текст до блеска, чем можно заниматься все оставшееся время до защиты.

Даже если с гипотезой все в порядке, не стоит долго улучшать введение. Ведь это только начало работы, результаты которой иногда трудно предсказать. Если тема, цель и методология исследования вопросов не вызывают – надо приступать к основной работе, ведь даже самое прекрасное введение все равно корректируется, когда исследование проведено.


3. Главное - прийти к заранее ожидаемому выводу

Во введении к диплому студент формулирует гипотезу исследования и предполагаемые выводы - но итог может оказаться не таким, как предполагалось. Гипотеза может не подтвердиться, появятся новые данные, выводы получатся неожиданными (именно поэтому иногда приходится менять введение уже готовой работы).

Но начинающему исследователю очень хочется, чтобы ожидаемый вывод подтвердился! Есть риск невольно слукавить: подобрать материалы, подтверждающие точку зрения автора, и оставить за пределами библиографии то, что в нее не укладывается; составить опросы и анкеты так, чтобы полевое исследование подтверждало нужный тезис. В конце концов можно просто проигнорировать все, что противоречит гипотезе. Такую ошибку легко определить: если автор подгонял результаты под гипотезу, его заключение почти не отличается от введения. Проделана большая работа, но по сути ситуация почти та же, что и в случае №2 - гипотеза заранее стала выводом. 


4. Лучше начать писать новую работу, чем исправлять старую

Критика со стороны научного руководителя и сотрудников кафедры – важная часть научной работы студента. Замечания помогают заранее откорректировать проблемные стороны работы. Поэтому замечания, конечно, необходимо учитывать.  Порой приходится менять формулировку темы, а иногда – и полностью менять тему, если на это есть веские причины: например, прежнюю тему невозможно раскрыть на имеющемся материале, недоступны какие-то источники или исследования, обнаружились новые, более важные аспекты проблемы, и принято решение сосредоточиться на них. 

Но если старшие коллеги предлагают изменить структуру работы, переделать какой-то раздел, иначе изложить материал – не стоит сразу ставить крест на проделанной работе и начинать писать с чистого листа на другую тему. Попытка начать все заново на другом материале вновь приведет к точке, с которой студент предпочел отступить, - к новым вопросам и замечаниям. Уметь исправлять – важнее, чем бросать и начинать снова. Если тема бесперспективна, студенту, скорее всего, скажут об этом прямо. Если этого не произошло, нужно продолжать двигаться вперед. 


5. Если прочитать много литературы по теме, диплом сам родится из прочитанного

Не стоит рассчитывать, что в процессе чтения вы построите и удержите в голове план будущей работы и легко вернетесь ко всем важным местам в прочитанных текстах. План, исследовательский вопрос должны предварять чтение – иначе как решить, на что обращать внимание, какие цитаты выделять, какие поднятые авторами вопросы рассматривать внимательнее? 

Совет:

В процессе важно фиксировать все прочитанное, делать подборки цитат и обязательно аккуратно указывать их источники (желательно с указанием страниц, по крайне мере, в основных текстах). Даже если правильное оформление в начале работы кажется слишком рутинным – поверьте, искать номера страниц использованных цитат, оформляя готовую работу, гораздо утомительнее.


6. Цейтнот стимулирует мыслительные процессы, поэтому нет смысла начинать писать диплом заранее

Создавать себе ситуацию искусственного цейтнота – для кого-то стиль жизни. Зачем готовиться заранее, если можно поднапрячься и все сделать в последний момент? Действительно, при умении быстро мобилизоваться и при определенном везении в последний момент можно успеть многое. В последний день приема документов поступить в вуз, в последнюю ночь подготовить доклад или презентацию, второпях пробежаться по материалу курса и что-то удержать в кратковременной памяти до экзамена… Но написать диплом за одну ночь (или даже за неделю) до защиты и успешно защититься не получится. Хотя бы потому, что отправлять диплом научному руководителя и рецензенту нужно заранее. Обычно на программах высшего образования существует несколько этапов отчета о работе над дипломом – если своевременно не предоставлять введение, обзор литературы и отдельные главы, до условной «последней ночи», когда можно уже и мобилизоваться, студент не доберется: его отчислят за неуспеваемость.


Совсем избежать ошибок в своей первой научной работе, наверное, не удается никому, - главное, вовремя их замечать и исправлять, не теряя интереса к теме и веры в свои силы! 


Хотите больше узнать о принципах создания научного текста? Разобраться, чем научный стиль отличается от публицистического? Научиться строить работу над исследованием так, чтобы фиксация результатов в виде диплома или магистерской превращалась в самый простой этап? 

Вам поможет интернет-курс «Письменная научная речь»: 

Письменная научная речь: составление текста в научном стиле

Письменная научная речь: как писать курсовые, дипломные работы, тексты в научном стиле. Дистанционная программа ИДО ПСТГУ Читать далее »

Последнее изменение: среда, 13 октября 2021, 20:05