10.04.2020

Первый импульс преподавателя, превращающего очный курс в дистанционный, — повторить то, что было раньше, с использованием интернет-технологий. То есть заменить очные лекции лекциями в вебинаре на той или иной платформе. Но пойти по очевидному пути — значит, проигнорировать особенности и дополнительные возможности дистанционного формата, потеряв и плюсы формата очного. Конечно, современные технологии позволяют максимально приблизить онлайн-занятие к очному: чат, доступная всем участникам интерактивная доска, прямые включения студентов, возможность проводить голосования и т.п. Но даже при использовании всех этих возможностей проводить и слушать множество лекций, сидя в наушниках перед веб-камерой сложнее, чем заниматься в аудитории. А в ситуации, когда переход на дистанционное обучение стал для участников вынужденным и внезапным, трудно гарантировать, что все учащиеся смогут легко включиться в интерактивную работу. Кому-то помешает отсутствие необходимой техники — веб-камеры или гарнитуры, кому-то — низкая скорость интернет-соединения, а кому-то домашняя ситуация (дети, другие работающие родственники в той же комнате) не позволяет спокойно участвовать в занятиях онлайн (среди тех, кто сознательно выбирает дистанционные программы, много людей из разных часовых поясов, для которых формат онлайн-занятий в вебинаре порой совсем неприемлим из-за разницы во времени). В результате при всех технических возможностях лекция в вебинаре рискует превратиться в монолог преподавателя при отключенных микрофонах учащихся — а в таком случае онлайн-занятия проще заменяются записями тех же лекций. Одно из главных преимуществ дистанционного обучения — возможность более гибкого расписания с учетом индивидуальных возможностей слушателей, и странно было бы совсем не использовать это преимущество, стремясь полностью имитировать оффлайн. Какие задачи может выполнять вебинар в учебном курсе и — если решено его проводить — как извлечь из него максимум пользы? Своим опытом делятся преподаватели ИДО.

Для чего можно использовать вебинар?

Самый очевидный вариант – для лекций, но как раз его опытные преподаватели дистанционных программ и не советуют выбирать. Гораздо продуктивнее рассматривать вебинар как аналог очного семинара, где учащиеся вовлечены в обсуждение того или иного вопроса. Правда, и в этом случае стоит задуматься: так ли необходимо всем выходить на связь онлайн? Порой те же вопросы можно обсудить на форуме.
Но вебинар может решать и другие задачи: помочь преподавателю и учащимся познакомиться на вводном занятии к курсу или подытожить изученное перед  итоговой аттестацией.

Татьяна Николаевна Резвых, преподаватель курсов античной и русской религиозной философии в дистанционной магистратуре:

«Я использую вебинары для работы с текстом:
Прошу учащихся заранее прочесть конкретный текст, как правило, большой. Обычно даю всей группе вопросы к тексту, которые стоит обсудить. По этим вопросам мы идем на вебинаре.
Либо на нескольких форумах обсуждаются вопросы по тексту, все принимают участие в обсуждении. Затем проводится итоговый вебинар, на котором вопросы задаются другие, обобщающие.
Еще вариант – медленное чтение: берется маленький текст, читается и обсуждается вслух, иногда по абзацу, иногда по предложению. Здесь каждый может высказаться, что он в тексте увидел. При таком чтении видны нюансы, незаметные про быстром чтении. Разумеется, я как преподаватель высказываю свою соображения о том, что автор хотел сказать, какие аллюзии у меня возникают, какие параллели. Таким образом, на маленьком тексте можно увидеть суть концепции автора»

Иван Иванович Улитчев, преподаватель курса «Актуальные проблемы православного богословия» в дистанционной магистратуре:

«В полноценном дистанционном образовании я использую вебинар (на платформе BigBlueButton, которая встроена в нашу систему СДО) для прояснения тех разделов материала, которые обычно вызывают наибольшие затруднения.
Можно использовать вебинар для лекций или консультаций перед экзаменом – тогда учащиеся во время монолога преподавателя могут писать свои вопросы в окне чата, а преподаватель отвечает на них после «основной части» своего выступления. Это самая технически простая и доступная форма вебинара, но, на мой взгляд, не самая эффективная в формате дистанционного образования (за исключением консультаций перед экзаменом)»

Юлия Рашитовна Шакирова, преподаватель курса «Сравнительное богословие» на программе профпереподготовки «Теология»:

«Вебинар я планирую использовать в курсе как вводную встречу, чтобы слушатели услышали и увидели преподавателя, — и получили введение в курс.
Также думаю попробовать после нескольких тем делать обзорные, подытоживающие вебинары с возможностью консультаций, обсуждения интересующих вопросов, без специальных трудоемких заданий. Можно предварительно очертить некоторые вопросы, предложить слушателям подумать над ними заранее, а в вебинаре поговорить о них. Но эти идеи можно реализовать и на форумах. То же и с обсуждением сложного материала: можно обсуждать его в вебинаре, но можно и на форуме.
Вебинар с чатом может подойти для мозгового штурма. В вебинаре можно работать с докладами, сообщениями по заданной теме. Также в вебинар можно приглашать гостей, специалистов. Консультации к экзаменам — тоже подходящий для вебинаров вид деятельности. Можно проводить и тренировочные вебинары перед итоговым экзаменом. Это особенно актуально, когда экзамен устный, а в ходе занятий в основном используется письменная коммуникация»

Как подготовиться к вебинару?

На онлайн-занятии выше риск, что рассказ преподавателя будет в молчании выслушан «незримо присутствующими» студентами: даже в обычной аудитории не все слушатели решаются высказаться и задать вопросы, а сделать это удаленно многим еще сложнее и психологически, и в силу технических ограничений. Увидеть реакцию группы на свои слова, стимулировать задавать вопросы и высказывать свое мнение – в дистанционном формате это не всегда получается. Поэтому для вовлечения учащихся в разговор потребуется больше предварительной подготовки.

И еще стоит иметь «запасной план» на случай, если вебинар все-таки сорвется из-за технических причин или кто-то из участников не сможет к нему подключиться.

Иван Иванович Улитчев:

«Перед вебинаром я заранее обозначаю тему и вопросы (план) вебинара, а также материалы для изучения. В некоторых случаях оправданно назначить по этим вопросам докладчиков («экспертов») из числа учащихся, которые делают сообщения в формате 5-10 минут. В общем, проведение вебинара я стараюсь максимально приблизить к семинару на очной форме обучения, т.е. стимулировать и модерировать полноценное обсуждение (дискуссию), разумеется, не пуская ее на самотек, а имея в виду те учебные цели, для которых этот вебинар предназначен. К учащимся, не проявляющим активности, обращаюсь персонально, интересуясь их мнением по обсуждаемым вопросам.
Перед вебинаром нужно предупредить учащихся, чтобы они заранее проверили работу своего оборудования (микрофона, наушников, камеры) и при необходимости позаботились о решении технических проблем. В некоторых случаях можно разрешить не подключать камеру, особенно если у учащегося слабый интернет-канал или платный трафик. Некоторые вопросы или высказывания могут быть размещены учащимися в ходе вебинара в чате, без использования микрофона.
Если кто-то пропустил вебинар или подвела техника, можно давать дополнительные задания, например, письменный ответ на вопросы к вебинару (или на их часть)»

Татьяна Николаевна Резвых:

«Ответы в чате я принимаю, но когда вижу, что кто-то неактивен, прямо прошу его высказаться, стремясь, чтобы все говорили вслух.
Для студентов, которые не приняли участия в вебинаре, я на форуме размещаю вопросы, на которые нужно ответить письменно»

Юлия Рашитовна Шакирова:

«На практике нередко бывает так, что слушатели выходят без микрофонов и беседа происходит «с чатом», где пришедшие на встречу выражают свое мнение, пишут ответы. Такая наполовину письменная коммуникация тоже наводит на размышление о том, стоит  ли часто устраивать вебинары, если общаться письменно можно и на форумах. Преимущество вебинара в данном случае в том, что он предлагает синхронную коммуникацию и возможность, как минимум, услышать преподавателя. Можно оговорить заранее, что, если по каким-то причинам вебинар не состоится, вынесенное на него задание нужно будет сделать на форуме. Но на данный момент мне ближе такой подход: не давать обязательные задания для вебинара, и сами вебинары делать факультативными.
Из моего студенческого опыта: однажды в курсе канонического права на форуме развернулось обсуждение между слушателями и решение вопроса повисло в воздухе. Преподаватель собрал нас в вебинаре, выслушал наши позиции и высказал свое мнение по животрепещущему вопросу. Он не стал писать готовый ответ на форуме, а вынес обсуждение в вебинар, и поскольку вопрос интересовал многих, то мотивация отвечать, в том числе устно, у нас была»

Читайте также:

НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В СЕТИ: преподаватели и выпускники ИДО делятся опытом работы в дистанционном формате

Иностранный язык дистанционно: опыт преподавателей ИДО

Как проходит учебный день в ИДО ПСТГУ
Last modified: Monday, 2 November 2020, 10:42 AM