06.01.2025

В преддверии Рождества можно задуматься о том, что означают слова апостольского послания, которые звучат на праздничном богослужении. О смысле этого текста рассказывает преподаватель Священного Писания Нового Завета на программе «Теология: Библия и вероучение Церкви» Юлия Владимировна Серебрякова:

На Рождественской Литургии мы читаем слова апостола Павла из Послания к галатам (Гал. 4:4–7). Это чтение говорит о Рождестве Христовом и о цели Боговоплощения: Сын Божий стал человеком, чтобы люди по благодати могли стать сынами Божиими. 

«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление»

Свидетельством нашего усыновления Богу является благодать Божия – Дух Святой, Который действует в наших сердцах и учит нас называть Бога Отцом:

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!».  Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа».

Послание к галатам принято называть «благовестием христианской свободы» (выражение русского библеиста XIX века Н. Н. Глубоковского). Но почему апостол здесь так настойчиво говорит, что христиане – не рабы? О каком рабстве и о каком освобождении идет речь? 

Используя древнее правило объяснять не очень понятные места Писания более понятными, в других местах того же послания и в других текстах Нового Завета находим следующее объяснение:

  • во-первых, речь идет об освобождения от рабства закону Моисееву. Апостол предупреждает попытки отдельных христиан создать компромиссный вариант христианства, который не обострял бы их отношений с иудейским миром: для этого они хотели сохранить обязательность ветхозаветных обрядов – обрезания, соблюдения субботы, пищевых ограничений. Ап. Павел очень решительно здесь говорит, что мы получили во Христе полноту даров для спасения, поэтому соблюдение обрядов Закона Моисеева, который был лишь детоводителем ко Христу, уже не нужно и даже опасно,  так как умаляет значение прихода в мир Сына Божия; 
  • во-вторых, речь идет об освобождении от рабства греху, диаволу и смерти. Об этом не раз говорит Сам Христос в Евангелиях, об этом говорят и апостолы. 

Дорогие друзья, если хотите внимательно почитать апостольские тексты, вместе разобрать трудные места Писания и понять, например, почему апостол Павел, возвещая христианам свободу в Послании к галатам, в другом послании – к римлянам – призывает христиан стать рабами, ждем вас на программе «Теология: Священное Писание и вероучение»!

Последнее изменение: воскресенье, 5 января 2025, 23:37