05.06.2020

Итоговая аттестация по теологииС 2 по 4 июня в Институте дистанционного образования проходила итоговая аттестация у выпускников программы профессиональной переподготовки «Теология». Самая длинная программа ИДО рассчитана на 3,5 года и все это время слушатели занимаются через интернет. По традиции очно проводится лишь итоговый коллоквиум - на него приезжают учащиеся из разных городов и стран, чтобы впервые лично встретиться друг с другом и с преподавателями и ответить на вопросы по пройденным предметам. Но этим летом традицию пришлось нарушить и провести аттестацию виртуально, в Системе дистанционного обучения ПСТГУ. 

Итоговый коллоквиум отличается от привычного экзамена тем, что каждый выпускник не только отвечает по своему билету, но и может дополнять ответы однокурсников, что также влияет на итоговую оценку. Такое собеседование с группой продолжается достаточно долго и для того, чтобы перенести его в дистанционный формат, пришлось разделить 30 выпускников на пять небольших групп, назначив каждой свое время для аттестации. Каждая мини-группа слушали и дополняли друг друга по вопросам билетов, а затем коллективно анализировала фрагменты текстов, содержащих догматические ошибки и искажения вероучения. Трудность состояла в том, что отвечать на вопросы билета приходилось без подготовки. Однако все выпускники благополучно справились с заданиями, а восьмерым участникам аттестации ни помехи связи, ни волнение не помешали продемонстрировать отличные знания.

Для сотрудников ИДО очень важна эта завершающая курс очная встреча с учащимися, поэтому вынужденная смена формата экзамена многих огорчила. Однако у такого формата нашлись и свои плюсы.

Елена Олеговна Новикова, преподаватель ИДО:
«В целом слушатели, на мой взгляд, достаточно полно себя раскрыли на экзамене в вебинаре. Наверное, для сдающих экзамен находиться дома, в своем кресле перед компьютером более комфортно. Видно было, что они себя держали более свободно, чем в аудитории. Поэтому с точки зрения оценивания полученных знаний эта форма вполне подходит. Однако, любой экзамен — это также форма обучения и взаимодействия с преподавателями. Живое общение всегда более многогранно. Экзамен в аудитории позволяет не только оценить знания, но и продолжить обучение. Кроме этого, сама форма дистанционного экзамена более сухая. Поочередность высказываний, вынужденное сокращение реплик, комментариев, невозможность видеть живую реакцию, эмоции сразу на лицах всех присутствующих делают экзамен более скучным. Но, тем не менее, экзамен прошел на очень хорошем уровне, объективно показал результат совместных трудов преподавателей и слушателей, а также дал возможность и слушателям немного пообщаться между собой»

Среди неожиданных плюсов преподаватели ИДО отмечали, что атмосфера в небольших группах получилась более камерной и, несмотря на дистанционный формат и случавшиеся у некоторых выпусников помехи со связью, слушатели все-таки активнее дополняли друг друга. Коллективный анализ текста также проходил очень живо. 

Преподавателям, живущим далеко от Москвы и всегда наблюдавшим за аттестацией через вебинар, дистанционный формат позволил чувствовать себя на равных с остальными участниками экзамена и лучше оценить знания выпускников во время их ответов и обсуждения текстов.

Вячеслав Евгеньевич Тихонов, преподаватель ИДО:

«Третий вопрос принял совсем иную форму, интересно было наблюдать, как рождаются идеи и как корректно работают слушатели. Преимущества — компактные группы, не так утомительно по времени (это, конечно, для сдающих, для председателя комиссии сложнее). Маленькие группы, возникает обсуждение вопроса, творческая атмосфера, проявляется даже групповая работа»

Александр Адольфович Попов, преподаватель ИДО:

«С одной стороны, многое зависит от технических средств - как мы видели, случаются неполадки (но качество связи растёт, на мой взгляд). С другой стороны, есть ряд преимуществ: как сдающие так и комиссия с наблюдателями могут находиться дома или в другом удобном месте. Не надо никуда ездить, что особенно актуально для иногородних и иностранных учащихся. Благодаря этому формату и состав комиссии может быть расширен, и наблюдателей достаточно много. Волнение, думаю, должно быть меньше - хотя об этом лучше спрашивать самих учащихся. Ответы на вопросы и дополнения к ним похожи на те, что были в очном формате. Понравилось обсуждение третьего вопроса: действительно, похоже на «Что? Где? Когда?»

Иерей Владимир Андони, преподаватель ИДО:

« В сравнении с вебинарами, которые транслировались раньше из аудитории с очным экзаменом, этот формат более понятен - общий регламент для всех участников. На очном экзамене через камеру не всегда бывает понятно кто говорит, проблемы со звуком, если кто-то забыл придвинуть микрофон или забыл включить его, — все это создает трудности восприятия. А здесь, даже с учетом того, что у кого-то из отвечающих связь плохая, все-равно более-менее понятно» 

И все-таки возможность лично встретиться и пообщаться с выпускниками во время итоговой аттестации очень ценна для преподавателей института, поэтому в следующем учебном году мы надеемся вернуться к привычному формату экзамена. А выпускников, которым выпало сдавать экзамен на расстоянии, поздравляем с успешным завершением долгой и напряженной учебы. Надеемся, что знания, ради получения которых пришлось приложить немало усилий, не только будут полезны им самим, но и помогут принести пользу ближним!

Last modified: Monday, 8 June 2020, 1:52 PM