03.04.2020

Уже несколько недель российские вузы и духовные учебные заведения работают в дистанционном формате. Где-то ранее уже частично применялись системы дистанционного обучения, где-то преподавателям самостоятельно пришлось выбирать технические средства и методы удаленной работы со студентами. «Уход в онлайн» легче дался тем, кто уже умел опыт дистанционной учебы и преподавания.

Многие преподаватели ИДО также преподают очно не только в ПСТГУ, но и в других вузах. Мы попросили их рассказать о том, как они переформатировали свои курсы в дистанционный формат и как им пригодился опыт, полученный на программах нашего института.

Главное преимущество, которое отметили все преподаватели: опыт работы в дистанционной системе позволил избежать паники, суеты и ненужных действий при неожиданной смене формата работы. Не имея такого опыта, преподаватели порой тратят много времени и усилий на вопросы, которые не так важны: например, решают, какую камеру выбрать для вебинаров и как вести себя перед камерой. Многим не хватает понимания, как подготовить материал для асинхронной работы с учащимися, какие задания им предложить. Полезно знать, что наиболее важно и на чем в первую очередь следует сделать акцент при переформатировании курса.

Ошибка, которая сводит на нет преимущества дистанционных форм работы – стремление администрации вузов во что бы то ни стало сохранить привычное расписание занятий. Для этой цели преподавателям порой даются указания выдавать задания студентам только в дни и часы, отведенные для лекции, и в это же время получать от них обратную связь и фиксировать их активность для отчетов в деканат. Это сводит на нет возможность учиться в удобное время, за которую так ценятся дистанционные программы.

Другая ошибка: даже имея платформу для СДО, пытаться использовать для размещения учебных материалов и письменных заданий студентов папки с общим доступом на портале вуза или в облаке. Такой способ обмена материалами и заданиями кажется проще, поскольку в инструментах дистанционных образовательных систем нужно разобраться и правильно их настроить. Но на практике простота оборачивается путаницей и неразберихой: студенты неправильно называют файлы с заданиями, нужный файл сложно найти, высок риск, что к

Попытка свести дистанционную учебу к замене лекций вебинарами также неэффективна: преподаватели отмечают, что дистанционная лекция не дает тех же возможностей для обратной связи, которые доступны при очном преподавании. В вебинаре преподаватель не может оценить реакцию студентов, по ходу лекции адаптировать свои слова к аудитории, ему сложнее оценивать ответы студентов на свои вопросы. В дистанционном преподавании проще получить обратную связь, используя разные элементы для синхронной и асинхронной работы: от чатов до форумов, комментариев к заданиям и личной переписки. Но важно понимать, что письменная коммуникация занимает много времени, и преподавателя, который постарается организовать полноценное взаимодействие с учащимися в дистанционном формате, ждет куда большая нагрузка, чем при традиционном чтении лекций.

Зато у дистанционных видов взаимодействия немало преимуществ перед обычной беседой или опросом в аудитории. Каких? Об этом – в комментариях.


Преподаватель ИДО Иван Иванович Улитчев:

Я уже имел представление, чем дистанционное обучение отличается от очного, поэтому при вынужденном переходе на дистанционный формат обучения знал, что есть более эффективные решения, чем простая попытка переноса очных занятий в дистанционный режим.

В Донской духовной семинарии я преподаю дисциплину «Догматическое богословие», и вебинары (синхронные занятия, требующие присутствия студентов онлайн) для меня являются вспомогательной формой работы, которую я использую для разъяснения каких-либо сложных элементов учебного материала, ответов на вопросы учащихся и т.п. А все содержание текущей темы, включая план занятия, учебные материалы и задания для студентов, загружены в виде текстов, аудио- или видеофайлов в систему дистанционного обучения, которая была ранее создана специалистами нашей семинарии (в нашем случае – на базе Moodle). Там же происходит взаимодействие с учащимися (проверка ответов, самостоятельных работ и эссе, их доработка, прохождение тестов и т.п.), и это взаимодействие оказывается даже более интенсивным, чем при очной форме обучения.

Преимущества такой организации учебы в том, что при использовании только вебинаров бывает сложно наладить полноценную обратную связь с учащимися, особенно на этапе «привыкания» к дистанционному обучению. А при использовании всех ресурсов и возможностей СДО такой проблемы не возникает.


Преподаватель ИДО Надежда Алексеевна Шалоткина:

Когда объявили, что мы переходим на дистанционную работу, у меня не было растерянности и страха именно по причине имеющегося опыта. Даже обрадовалась как какому-то приятному приключению. В нашем вузе, как и в ИДО, система Moodle, но все-таки есть и различия Еще в ИДО есть помощь администраторов: например, они зачисляют на курс студентов. Мне пришлось самой с этим разбираться – придумала студентам кодовое слово для самозаписи.

Вебинары я в нашем вузе еще не проводила: сначала решила поработать асинхронно, так как по опыту ИДО знаю, что и асинхронная работа, письменная коммуникация – очень близкое взаимодействие между людьми. Вебинар – это аналог аудитории, где есть группа и преподаватель. А письменная коммуникация (преподаватель – студент, преподаватель – студенты, студент – студенты) — это другое. Иногда это даже эффективнее, чем очное общение в аудитории: здесь получается личный контакт, индивидуальный подход к каждому. Студент раскрывается, у него есть время, чтобы сформулировать мысль. И в таком формате каждый может высказаться, а в аудитории подобная возможность есть не всегда.

Я дала студентам лекции в электронном виде, ссылки на дополнительную литературу, гиперссылки на свой google-диск, где открыла доступ к презентациям лекций, фильмам по темам.

Чтобы проверить знание и понимание темы, я использовала элемент «задание». Студенты активно включились и задания выполняют исправно. Элемент «задание» использую также для того, чтобы учащиеся размещали свои эссе по прочитанному или просмотренному. Эссе им тоже очень понравилось писать, а мне – читать и комментировать.

>Фонд оценочных средств рабочей программы дисциплины предусматривает кейсы, итоговый тест, проект (обязательно), доклады (по выбору), составление проблемных вопросов по теме (по выбору). Система Moodle имеет подходящие для этого инструменты, что я уже знала из опыта работы в ИДО. Так, для докладов и проектов можно использовать форум с одной темой.

Для кейсов, которые студенты придумывают индивидуально, тоже подходит этот форум. Если нужно, чтобы преподаватель сначала оценил кейс и дал добро на размещение его на форуме, можно использовать элемент «задание».

Кейсы, которые готовит преподаватель для студентов (например, определить автора текста или предложить решение конкретной ситуации), можно делать на форуме для контрольной работы.

Для задания на групповую разработку кейса я использовала wiki-документ+стандартный форум. Wiki не позволяет оценить в системе работу каждого студента, но такая возможность есть на форуме, где студенты могут отчитаться по сделанной работе.


Преподаватель ИДО Алексей Юрьевич Алипичев:

Из опыта преподавания современного иностранного языка в дистанционной магистратуре ИДО ПСТГУ удалось позаимствовать:

  • Оптимизацию понедельного планирования видов учебной деятельности с опорой на существующие тематические планы, размещение методических рекомендаций студентам по работе с учебными ресурсами в условиях ДО.
  • Внедрение оперативной обратной связи через чат, который хорошо функционирует и в асинхронном режиме. Это позволяет инструктировать студентов «по горячим следам» и высылать им прикреплённые файлы для исправления ошибок.
  • Оптимизацию работы с текстовыми файлами с заданиями: студенты делают задания черным цветом (по умолчанию) – я выделяю желтым ошибки, делаю красным комментарии – они, не трогая мои «цвета», добавляют исправленный вариант зеленым.

В перспективе – освоение синхронных форм взаимодействия в форме вебинаров, но этому препятствует отсутствие ясности по поводу длительности обучения в данном режиме.


Преподаватель ИДО Юлия Андреевна Платонова:

Благодаря опыту работы в ИДО ПСТГУ у меня не было стресса от перехода на дистанционную форму преподавания: быстро сложилась представление, как за короткий период времени переформатировать свой курс так, чтобы можно было работать со студентами удаленно.

Что для меня особенно важно:

Очно я провожу лекции-дискуссии: задаю вопросы аудитории, инициирую обсуждение ключевых вопросов. Комментарии студентов формируют мое общее представление об их знаниях по изучаемой теме. Потом я сверяю это представление с результатами тестов и практических заданий. Сейчас пришлось свой курс «Управление командой проекта» преподавать дистанционно. Не имея возможности проводить синхронные лекции в вебинаре, я заменила лекции курса на материалы МООК. Теперь я не могу получать комментарии от студентов по ходу лекции, поэтому особый акцент я сделала на общение в форумах по важным вопросам предмета. Мой опыт работы в ПСТГУ сформировал представление о том, насколько важна качественная коммуникация. В аудитории ты видишь реакцию студентов на твои слова и перефразируешь, если студенты реагируют не так, как предполагалось. Когда работаешь дистанционно, приходится тщательнее выбирать слова, выражения, интонации, словесные обороты, отражающие эмоции, мнение. И важно переспрашивать студентов, как они поняли то, что написано, чтобы коммуникация не была односторонней.

Из опыта дистанционной работы в ИДО я понимаю, что некоторые студенты испытывают недостаток общения с преподавателем. Поэтому регулярная обратная связь, индивидуальное общение при помощи личных сообщений и групповое взаимодействие в чатах и форумах (в том числе не на оценку, а как возможность порассуждать, для желающих) должны быть неотъемлемой частью процесса обучения. Такие форматы взаимодействия позволяют обучающимся чувствовать присутствие преподавателя. Также, если нет способа организовать синхронный вебинар, можно записать видеообращение и таким образом стать немного ближе к студентам.

Когда мы со студентами работаем очно, иногда я спонтанно во время лекции даю много ссылок на разные источники, упоминаю какие-то фамилии, статьи, сайты – предоставляю студентам возможность самим решать, какие источники им нужны. В дистанционном формате важно более внимательное отношение к подбору материалов занятий, чтобы не перегрузить студентов информацией. При разработке дистанционного курса я четко выделяю источники информации, обязательные к изучению и дополнительные, которые можно изучить когда-то потом, после курса.

Подвожу итоги: опыт работы в ИДО ПСТГУ позволяет в текущих условиях ускоренного перевода очных занятий в дистанционные гораздо быстрее реагировать на ситуацию и принимать взвешенные решения относительно способов подачи материала и форм взаимодействия с обучающимися.


Выпускник дистанционной магистратуры и преподаватель ИДО Даниил Дмитриевич Черепанов:

Опыт учебы и работы в ИДО дал главное — определенное спокойствие в неожиданной ситуации и понимание того, как устроено дистанционное образование. Это помогает и в непосредственной работе, связанной с переходом на новые формы обучения. Очень полезно знать, как ощущает себя учащийся дистанционного курса и как воспринимаются разные формы заданий. Важно было самому попробовать во время учебы существующие варианты групповой работы (форумы разных видов, вебинары, совместную подготовку текстов). Они выгодно отличаются от индивидуальных заданий, аналогичных традиционному заочному обучению, и мотивируют и студента, и преподавателя.

В то же время при экстренном переходе на дистанционное обучение ярко проявляются две вещи. Во-первых, заметно, что между классическим очным образованием и дистанционным образованием есть принципиальные различия, эти разные системы не являются в полной мере «взаимозаменяемыми». Во-вторых, хорошо видно, какой большой и продолжительный труд слаженного коллектива нужен для создания полноценной системы дистанционного образования. И очень хорошо, что такой опыт успешной работы есть, что дистанционное образование уже сложилось. На существующие наработки можно опереться в непростой период, когда очное образование затруднено, но они имеют свою постоянную область применения, свои преимущества.

Еще хочу, пользуясь случаем, поблагодарить наших студентов за желание и готовность не только учиться, несмотря на все обстоятельства, но и организоваться, взять на себя инициативу! Это придает сил и позволяет надеяться, что наши усилия принесут плоды.


Выпускник программы «Теология» Владимир Анатольевич Пушкарев:

Мое основное место работы – Амурская государственная медицинская академия , где я веду спецкурс «Духовно-нравственные аспекты медицины». Кроме того, в качестве внештатного преподавателя я также был приглашен в Амурский государственный университет для преподавания обзорного курса по истории. Оба вуза сейчас перешли на дистанционный формат обучения. Преподавателям была поставлена задача оперативно разработать полноценные курсы в интернете. И тут мне очень пригодился собственный опыт дистанционного обучения в Институте дистанционного образования ПСТГУ.

Во-первых, в моих вузах используется та же образовательная платформа Moodle, что и в ПСТГУ. Так что технических вопросов не возникло. Во-вторых, для преподавателя, создающего дистанционный курс, очень важно понимать своего студента, находящегося по ту сторону экрана, знать все его технические уловки, типичные проблемы самоорганизации, наиболее эффективные способы подачи и восприятия информации, оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм работы. Весь этот методический арсенал я усвоил за 3,5 года собственного студенчества в ИДО. Поэтому переход на «удаленку» у меня не вызвал никаких панических настроений. Наоборот, принимаю дистанционный режим с энтузиазмом как возможность существенно обновить свою педагогическую деятельность, реализовать дотоле невостребованные компетенции. Благодарю за это своих прекрасных учителей – преподавателей ИДО ПСТГУ.

Читайте также:


Иностранный язык дистанционно: опыт преподавателей ИДО

Вопрос перехода на дистанционное обучение внезапно стал актуальным даже для тех областей знания, в которых особенно важным казалось личное взаимодействие преподавателя и учащихся – например, в языковых курсах. Преподаватели языковых курсов ИДО ПСТГУ уже давно ответили на вопрос «Как заниматься с группой английским дистанционно?». Пришло время вспомнить их опыт. Алексей Юрьевич Алипичев, преподаватель курса «Современный английский язык» в дистанционной магистратуре … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


КАК НЕ СОЙТИ С ДИСТАНЦИИ: почему сложно уложиться в учебный график?

Недавно на сайте института появился рассказ слушательницы программы «Теология» о том, почему ей пришлось оставить учебу. Главным препятствием в интернет-обучении стал большой объем материалов, которые трудно освоить за отведенное время, чтобы уложиться в график. Учащиеся дистанционных программ порой жалуются на перегрузки, хотя большинство слушателей интернет-курсов это препятствие не останавливает. Как не «сойти с дистанции» преждевременно, почему нельзя учиться в свободном … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


Три секрета успешной учебы: советы слушателей ИДО

Как правильно выстроить дистанционный учебный процесс, что помогает выполнять задания в срок, как упростить себе подготовку к итоговой аттестации? Мы собрали самые полезные советы из тех, которыми делятся на общем форуме учащиеся ИДО. 1. Не потеряться в текстах Программы ИДО строятся на работе с текстами: большая часть материала дается в текстовом формате, почти все задания – разновидности письменных работ. Поэтому … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


Последнее изменение: понедельник, 8 июня 2020, 22:54