03.01.2026

Недели перед Рождеством в церковном календаре имеют особое значение как время напоминания о пророках и праведниках Ветхого Завета, живших до прихода в мир Спасителя, но готовивших мир к этому событию. В современной культуре «пророк» – понятие очень широкое: так благодаря романтической литературе именуются писатели и поэты, на эту роль претендуют порой религиозные мыслители, а в массовом сознании за пророком закреплена основная функция «предсказывать будущее».

А каковы место и призвание пророков в православной традиции? За что Церковь почитает пророков и где мы встречаемся с ними в Писании и в храме? Могут ли появиться пророки в современном мире? Об этом мы попросили рассказать преподавателей наших богословских программ.

Чаще всего с пророками мы встречаемся на страницах книг Ветхого Завета. Почему же пророческое служение было так важно в ветхозаветные времена – и в чем это служение заключалось? 

О ветхозаветных пророках рассказывает диакон Никита Гимранов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета (курс входит в программу «Теология: Ветхий Завет и вероучение Церкви»):

- Пророческое служение есть провозвестие и истолкование людям воли Божией, значит, пророк есть посредник между Богом и людьми. В Ветхом Завете пророческое служение имеет два направления:

  • возвещение людям воли Божией, как относительно настоящего, так и относительно будущего, а также вразумление и наставление;
  • подготовка к приходу Спасителя и к восприятию Его подвига – то есть мессианские пророчества, а также пророчества о евангельских событиях, Втором Пришествии и дне Страшного Суда.

В каждом из направлений служения есть яркие примеры. Например, символические действия пророка Иезекииля перед вавилонским пленом (смотри, например, Книгу пророка Иезикииля, главу 4) или истолкование пророком Даниилом надписи, чудесно появившейся на стене перед глазами царя Валтасара (Книга пророка Даниила, глава 5). Возвещение воли Божией иногда сопровождалось и выполнением конкретных действий: воскрешением мертвых, исцелением болящих, убиением неверных, поэтому пророческие картины Ветхого Завета очень яркие, впечатляющие.

В ряду мессианских пророчеств невозможно не упомянуть Книгу святого пророка Исайи, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он будто стоял у Голгофы, описал обстоятельства жизни и страданий Спасителя, а также обозначил смысл и суть Искупления (насколько эта тайна доступна для нашего понимания).

Сколько пророческих книг среди ветхозаветных текстов и какие из них наиболее важны?

- Всего в каноне Ветхого Завета 17 пророческих книг: 5 книги великих пророков (книги Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и плач Иеремии) и 12 книг малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софронии, Аггея, Захарии и Малахии). Среди них нет более важных и менее важных, потому что среди богодухновенных книг человеку невозможно установить критерии важности. По объёмности пророчеств, конечно, книги великих пророков идут впереди, особенно книга пророка Исайи, которая часто цитируется в Новом Завете. В этой книге, например, знаменитое пророчество «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). При этом, малые пророки не менее близки нам, например, пасхальное «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» мы читаем в книге малого пророка Осии (Ос. 13:14).

Надо заметить, что о пророках и пророчествах мы узнаем не только из корпуса пророческих книг. Например, Псалтирь полна мессианских пророчеств, в книгах Царств мы узнаем об обстоятельствах жизни, чудесах и пророчествах святых пророков Илии и Елисея, а в книге Бытия – пророчества Моисея и Иосифа.

В нашем курсе «Священное Писание Ветхого Завета» пять занятий из 16-ти посвящены книгам пророков. На этих занятиях мы изучаем книги святых пророков Осии, Иоиля, Амоса и Софонии; книги святых пророков Исаии и Михея; книги святых пророков Иеремии и Иезекииля (эта тема занимает два занятия); книги пророка Даниила и малых пророков.

На занятиях разбираем наиболее важные пророчества – мессианские, эсхатологические, экклезиологические, – и пытаемся постичь целостность пророчеств, почувствовать их взаимосвязь как в составе одной пророческой книги, так и в корпусе книг, а также осознать вплетенность пророчеств в различные аспекты православной традиции. Наиболее важную роль здесь играют пророчества мессианские – о жизни и подвиге Спасителя, ведь Ветхий Завет – детоводитель ко Христу (Гал 3:24).

Трудно ли неподготовленному читателю воспринимать пророческие тексты Ветхого Завета? Можно ли понять их, не обращаясь к толкованиям?

- Нельзя сказать, что пророческие книги особенно тяжелы, большинство пророчеств читаются с интересом, опираются на яркие образы, используют необычные лингвистические конструкции. Святоотеческие толкования являются важной составляющей постижения сути пророчеств (как и Священного Писания в целом). Но, думаю, практически невозможно постигать смысл ветхозаветных пророчеств не только без толкований, но и без определенного погружения в православную традицию – в знания о православной вере, в жизнь «по Евангелию», в практику богослужения и молитвы. Потому что пророчества – это не «чистое знание», это обращение и к уму, и к сердцу.

Какие пророческие тексты производят особенно сильное впечатление и больше всего запоминаются?

- Примеров в Ветхом Завете очень много, причем это не только сами пророчества, но и обстоятельства жизни пророков, отдельные ситуации. Приведу один очень впечатляющий пример из 18 главы третьей книги Царств: в период разделенных царств в Израильском царстве царила мерзость язычества, поклонение Ваалу, истинных пророков убивали. Пришел к царю Ахаву по велению Господа пророк Илия и устроил «состязание». Пророки вааловы (450 человек) призывали Ваала, чтобы он послал огонь на жертвенник, который был подготовлен (дрова и рассеченный вол), но не подожжен. Прыгали целый день, кричали, взывали безуспешно. Пророк Илия сложил из 12 камней жертвенник, возложил дрова и рассеченного вола, вокруг жертвенника сделал ров. И приказал взять четыре ведра воды и вылить на дрова и жертву. И так повторили трижды, ров вокруг жертвенника наполнился водой. Призвал Господа! «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.» (3Цар.18:38). После этого весь народ сказал – Господь есть Бог! А пророков Вааловых Илия заколол, 450 пророков! Какая сила веры и воли святого пророка Илии! И какая впечатляющая ситуация!

Можно дополнить картину тем, что за три года до этого пророк Илия сказал: не будет дождя, только по слову моему. Три года не было дождя, и сразу после жертвоприношения и молитвы пророка Илии собралась туча с моря и пошел дождь. Пперед тем, как прийти к Ахаву, пророк жил в Сарепте у вдовы, у которой не кончалось масло и мука в сосудах, пока пророк жил у нее. Сын вдовы умер и пророк воскресил его. А перед тем, как прийти к вдове, пророк жил в диком месте у потока, из которого пил воду, а ворон приносил ему утром и вечером хлеб и мясо. Это достаточно простые, но чудесные события только двух глав 3-й книги Царств.

Ряд ярких пророчеств можно продолжать, это сон фараона, который истолковал Иосиф (Бытие, глава 41), это написанное страшно и торжественно пророческое видение Иезекииля о воскресении мертвых (Иезекииль, глава 37)...

В истории пророка Илии есть и довольно страшный эпизод – убийство 450 пророков Вааловых. Как реагировать на подобные описания жестокостей в Ветхом Завете?

- Первым делом замечу, что жестокие ситуации по отношению к человеку почти всегда связаны с проявлениями богоборчества. Когда смерть допускается ради сохранения благочестия и веры в народе и совершается по слову Господа. В дополнение к примеру с пророками Ваала можно посмотреть историю Корея, Дафана и Авирона в 16-й главе книги Числ. 

В прообразовательном ключе святоотеческие толкования проводят параллель с борьбой с грехом: насколько нужно быть готовым к самым решительным способам искоренения грехов и укоренения добродетелей (в самом себе, конечно).

Понятно, что в эмоциональном плане эти ситуации воспринимаются тревожно и смущают: как же так можно, за что же так жестоко… На мой взгляд, здесь наиболее верная позиция – не судить Бога, насколько Он может быть несправедлив, а думать о себе по совету Господа нашего Иисуса Христа: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:1-5).


Что происходит с пророческим служением в новозаветные времена? 

Ответ на этот вопрос дает священник Михаил Геронимус, преподаватель Священного Писания Нового Завета на программе «Теология: Новый Завет»:

Пророческое служение – открытие народу Божьему того, что говорит Бог. Пророки призывались именно на такое служение. Пример – призвание пророка Иеремии: «Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер.1:7). Часто пророческое слово начинается с выражения «Так говорит [адонаи] Господь». И эти Духом Святым исполненные люди в историческом контексте своего времени учили народ Божий важнейшим качествам, которые ждет Творец от каждого верующего: верности Богу и Его установлениям, святости и чистоте. Через пророков постепенно открывалось человечеству Божественный промысел о спасении людей. Главная мысль – грядущее явление мессии.

После Боговоплощения новому Израилю (христианам) явлено Само Слово. Иисус Христос есть Альфа и Омега, Начало и Конец. То есть человечеству в личности Спасителя открыта Истина в Ее полноте. После Евангельских событий нового Откровения к человечеству уже не требуется. Во Христе открыта вся полнота духовного знания на все времена. Прп. Симеон Новый Богослов так пишет об этом знании всего во Христе: «Видящий в Едином через Единого видит и самого себя, и всех, и вообще все...» (Главы богословские и практические, глава 54).

В новозаветное время люди не в меньшей степени нуждаются в слове Божьем, а значит, в святых людях, которые бы открывали Божьи замыслы о человечестве в целом и о каждом их нас в отдельности. И Бог посылает их и после Евангельских событий. Это святые отцы. Но их служение не пророческое (Слово уже явилось в своей полноте). Их служение – в сохранении и передаче духовного опыта хождения в Свете этого нового и полного знания, что также совершается Святым Духом. Потому служение ветхозаветных пророков и служение духоносных отцов имеют схожие черты: и те, и другие в горении ревности о Святом Духе возвещают пути Господни.

Иоанн Предтеча – последний пророк. Пророк, потому что говорил людям о Господе, грядущем за ним, который будет крестить Духом Святым и огнем. Креститель имел ревность и дух пророка Илии. Последний, потому что после Христа, воплощенного Слова, новое слово уже не требуется, пророческое служение завершено. 

Хотя новых пророков в текстах Нового Завета нет, там есть множество отсылок к ветхозаветным пророчествам. Какие из них наиболее важны?

- Наиболее важная отсылка к ветхозаветным пророкам, на мой взгляд, следующая: «Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:13-16). Это отсылка к третей книге пятикнижия пророка Моисея, книге Левит.

«...ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят...» (Лев.11:44) – этот призыв апостола соответствует евангельскому призыву Самого Спасителя в Нагорной проповеди: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Мне кажется, в век толерантности эти смыслы особенно актуальны.


В чем особенности пророческого подвига святости и в каких видах служения святых продолжается пророческое служение в новозаветные времена? Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к агиологии – богословской дисциплине, изучающей православное понимание святости.

О ветхозаветной святости рассказывает Нина Витальевна Софронова, преподаватель курса «Святые и святость в Православии» (этот курс преподается в рамках программы «Теология: человек в Церкви»):

- Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых началось очень рано, еще в Древней Церкви. Судя по всему, оно явилось переосмыслением и продолжением почитания пророков в Ветхом Завете.

Пророки – провозвестники воли Божией, среди прочего, предрекавшие и приход Христа. Они говорили от имени Бога. Их слова могли быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Священном Писании подчеркивается, что и призывались они на служение Самим Богом. Бог избирает человека для пророческого служения, далее человек по собственной воле принимает свою миссию и действует под водительством Святого Духа, как сказано апостолом Петром: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

У пророка Исаии имеется замечательный рассказ о том, как он вступил на путь пророческого служения. Описывая свое видение, пророк рассказывает, что один из серафимов, окружавших Престол Божий, прикоснулся горящим углем к устам Исаии. После этого Господь послал Исаию как Своего вестника к еврейскому народу (Ис. 6).

Господь входит с пророком в тесное общение, показывает Свои планы, намерения, как мы и видим это уже в книге Бытия на примере Авраама, о котором Бог говорит: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Быт.18:17), и которого Он Сам прямо называет пророком: «сказал ему Бог во сне: <…> ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив…» (Быт.20:7).

В книге Второзаконие мы читаем: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать» (Втор. 34: 10–11).

И в дополнение к сказанному – слова пророка Амоса: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7).

Призвание Богом часто подтверждалось совершением чудес пророками силой Божией. Кроме того, и учение, и сама их жизнь отличались чистотой и благочестием. Вся деятельность пророка была направлена на укрепление веры, и главное в ней – пророчества о Господе Иисусе Христе и Его Царстве.

Все пророчества находятся в связи между собой, не противоречат, но дополняют друг друга. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Так пророчествует Иеремия (Иер.31:31–34).

То же предвещается и у Иезекииля: «Дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27; 11:19–20).

О высоком и ответственном служении ветхозаветных пророков Сам Господь Бог говорил пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3:17, 33: 7).

И Сам Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на «закон и пророков», показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали те самые пророки. С приходом же Христа пророческий дар получает вся Церковь как община «чад Божиих». Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: «И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.2:18).

О том, почему ветхозаветные пророки почитаются как святые, очень хорошо сказал прот. Михаил Помазанский: «Священные писатели не обладали всеведением, которое принадлежит одному Богу. Но эти писатели были святы. «Сыны израилевы не могли смотреть на лицо Моисея по причине славы лица его» (2Кор.3:7). Эта святость писателей, чистота ума, непорочность сердца, сознание высоты и ответственности в исполнении своего призвания выражалась непосредственно в их писаниях: в правде их мыслей, в истинности их слов, в ясном различении истинного от ложного».

А какие чины святости в новозаветное время связаны с пророческим служением?

- Многие черты пророческого служения содержатся в различных чинах святости. Можно сказать, что пророческое служение в них продолжается. Это и апостолы, и юродивые, и такой феномен, как старческое служение.

Уже апостол Павел говорил о служении в Церкви: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11-12).

Самое главное, что отличало ветхозаветных пророков, сохранилось и в апостольских общинах: как и в Ветхом Завете, в раннехристианской Церкви пророк – это человек, который говорит не от себя, а от Бога, в силу особого дара, который он получает свыше. Однако теперь центром его благовестия является не предсказание грядущего Мессии, а свидетельство об уже пришедшем, распятом, воскресшем и вновь грядущем Христе.

Много позднее появились юродивые, которые также продолжали дело древних пророков. Вершина подвига юродства – общественное служение. Притворяясь безумным, юродивый проповедует Евангелие многим, включая сильных мира сего, тем, до кого нельзя достучаться иным способом, способствует спасению ближних не столько тем, что он говорит, сколько самим образом своей жизни. Он – как бы живая притча, своими действиями обличающая грех и убеждающая в необходимости спасения. Здесь видна прямая связь с символическими действиями ветхозаветных пророков, например, Иезекииля, Иеремии, Осии.

Пророческое служение в еще более поздние времена, включая современность, ярче всего проявилось в благодатном старчестве, которое вышло за ограду монастыре, где оно зародилось, и стало служить всему народу. Старцы всех утешали, назидали, увещевали, они указывали истинный путь жизни, предостерегали и ограждали от опасностей, открывая людям волю Божию. Старцы так же, как и ветхозаветные пророки, на свое служение призваны Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу утверждает: «Страшное дело принять обязанности (старчество), которые можно исполнить только по повелению Святого Духа…».

И пророки, и старцы могли быть сразу призваны на служение, или начинали самостоятельное служение после прохождения школы послушания у наставника. Служение и тех, и других – неизмеримо тяжкое, связанное с особой ролью избранников Божиих. С одной стороны, они являются частью народа, с другой – находятся в трагическом противостоянии с ним, поскольку сообщают волю Бога, которую не все готовы принять. Старцы имеют особые дары Духа Святого, среди них можно выделить дар различения духов, который можно отнести к дарам пророческим, т.е. способность различать действия в душе человека со стороны Духа Святого и со стороны духов злобы. Старцы, как и пророки, обладают даром особого духовного зрения – прозорливостью. Перед ними как бы не существует пространства и времени, они видят события как свершившиеся, так и грядущие, видят их духовный смысл, для них открыта душа человека, его настоящее, прошлое и предстоящее.


С жизнеописаниями и словами ветхозаветных пророков мы встречаемся в текстах Библии, а еще – на богослужении, ведь ветхозаветным пророкам отводится важное место в православном календаре. 

Значение пророков в православной гимнографии описывает Оксана Николаевна Шевченко, преподаватель курса «Устав и гимнография» в рамках программы «Теология: богослужение Церкви»:

- Присутствие в богослужении почитания ветхозаветных пророков и их писаний весомо и разнообразно.

Во-первых, следует говорить о существовании праздников, посвященных пророкам, и соответствующих богослужебных последований им (в корпусе книг Минеи). К примеру, 14 декабря (по новому стилю) празднуется память одного из 12 малых пророков – пророка Наума, а 22 мая (по новому стилю) одного из четырех больших пророков – пророка Исайи. Из стихир и канонов в дни памяти пророков можно узнать об особенностях их жизненного пути и подвига.

Кондак пророку Исайе именует его, по сути, первым «евангелистом» до Рождества Христова, настолько ясно тот провидел приход Спасителя и пророчествовал о Нем: «Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие Богопроповедниче,/ всем изъяснил еси вочеловечение Господне,/ возгласив велегласно концем:/ се Дева во чреве приимет» (кондак пророку Исайе).

Называя пророка Исайю «пророкомученником», Церковь отдает дань не только его пророческому служению, но и почитает его мученическую кончину.

В службе пророку Науму многие тексты раскрывают суть пророческого служения как пути человека, Духом Божиим творящегося сосудом Его пречистой воли и разумения: «Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем,// пророче блаженне, Науме славне» (кондак пророку Науму).

Обобщения основных черт пророческого служения содержит служба общая пророкам, находящаяся в Минее Общей. Среди них мы видим именование пророков устами Божиими («уста́ Богодви́жимая яви́лся еси́ Ду́ха»), сердцами, неотлучно пребывающими у Престола Божия («Престо́ла вели́чествия никогда́же отступа́еши») и возвещающими миру Его волю, обличая «нечестия делателей».

Особыми днями почитания ветхозаветных праведников (и в их числе и пророков) являются две недели (воскресных дня) в период Рождественского поста накануне Рождества Христова – это Неделя святых праотец и Неделя святых отец.

В Неделю святых праотец поется стихира на стиховне, в которой значительная часть имен – пророческие: «Пра́отцев собо́р, празднолю́бцы,/ прииди́те, псало́мски да восхва́лим: Ада́ма пра́отца, Ено́ха, Но́я, Мелхиседе́ка,/ Авраа́ма, Исаа́ка и Иа́кова,/ по зако́не Моисе́я, и Ааро́на,/ Иису́са, Самуи́ла и Дави́да,/ с ни́миже Иса́ию, Иереми́ю, Иезекии́ля,/ и Дании́ла, и двана́десять,/ ку́пно Илию́, Елиссе́я и вся,/ Заха́рию, и Крести́теля, и пропове́давшия Христа́,/ жи́знь и воскресе́ние ро́да на́шего».

В Неделю же святых отец внимание больше сконцентрировано на пути Авраама и на подвиге пророка Даниила и трех отроков в печи. Этот воскресный день стоит всех ближе к самому празднику Рождества Христова и пророчество Даниила многократно осмысливается в гимнографии дня: «Дании́л, муж жела́ний,/ ка́мень, без руки́ отсе́чен, ви́дев Тя, Го́споди,/ Младе́нца, без се́мене рожде́на, пронарече́ Тя,/ из Де́вы воплоще́нна Сло́ва,/ непреме́ннаго Бо́га/ и Спа́са душ на́ших».

Самогласен этого дня как бы подытоживает значение пророческого служения и из всех праведников Ветхого Завета особо выделяет пророческий чин: «Ра́дуйтеся, проро́цы честни́и, и́же зако́н Госпо́день до́бре учини́вше/ и ве́рою я́вльшеся непобеди́мии столпи́ и непрекло́ннии;/ вы бо и хода́таи яви́стеся Но́ваго Заве́та Христо́ва/ и, преста́вльшеся к Небеси́,/ Того́ моли́те умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша».

Во-вторых, писания пророческие являются частью нашего богослужения. Значительными отрывками они входят в богослужение в виде паремий на праздники, содержащих ветхозаветные пророчества о празднуемом событии. Например, наиболее знакомыми для нас являются паремии на Богородичные праздники, в том числе паремия из книги пророка Иезекииля о вратах затворенных, которыми приходит Господь. Это известный прообраз Приснодевства Божией Матери.

Обычно паремии звучат на праздничном всенощном бдении в составе великой вечерни, но в период Великого поста мы можем слышать их практически ежедневно в рамках вечерни (паремии из книги Бытия и Притч). На шестом часе читаются паремии из книги пророка Исайи, а в период Страстной седмицы – из книги пророка Иезекииля. Значительный объем паремий из пророческих книг мы можем слышать на праздники Рождества Христова, Крещения и в Великую Субботу, где перед нами проходят чередой прообразы событий, связанных с пришествием в мир Спасителя и Новым Заветом, который Он принес нам.

Очевидно, что для богослужебной гимнографии пророческие книги являются неистощимым источником тем и образов, которые прилагаются к новозаветным событиям и приоткрывают замысел Божий о мире и человеке. Но и в нашем ежедневном богослужении мы можем видеть значительные разделы, опирающиеся на пророческие книги. Они преимущественно сосредоточены в службе утрени суточного круга богослужения.

Канон как обязательная центральная часть утрени является по сути новозаветным откликом на ветхозаветные пророческие песни, так называемые библейские песни, которые и организовывают его структуру. Сейчас мы можем услышать их пения разве что в период Великого поста, однако связь с ними видна в ирмосах канона. Из девяти песен канона песни с четвертой по восьмую связаны с пророками и их служением. Напомним себе эти имена: пророк Аввакум, пророк Исайя, пророк Иона, пророк Даниил. Основные их пророчества открывают пять песен канона и многообразно переосмысливаются и пересказываются новозаветными гимнографами.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть Великое славословие, которое мы слышим на каждом воскресном и праздничном всенощном бдении. Оно открывается ангельской песнью, звучавшей при рождении Спасителя («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»), но в основной своей части является удивительном гимном Создателю, как прекрасное одеяние сшитом из цитат книги Псалтирь и книги пророка Даниила. «Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь».


В храме мы не только слышим упоминания пророков в богослужебных текста – мы также видим изображения ветхозаветных пророков – например, на иконах пророческого ряда иконостаса. В чем особенности иконописных изображений пророков? 

Объясняет Елена Олеговна Новикова, преподаватель «Истории и богословия православной иконы» (курс, включенный в программу «Теология: человек в Церкви».

Как опознать на иконе пророка по его одежде?

Пророков часто изображают в античных одеждах, но в одеждах пророков также может быть отражен и их статус. Так пророк Аарон стал изображаться в одеждах первосвященника, в них же может изображаться Захария (отец Иоанна Предтечи) и Самуил – этим подчеркивается, что данные пророки были служителями храма. Пророки-цари (Давид, Соломон) изображаются в царском одеянии с коронами на голове. Пророк Илия может изображаться в милоти (накидке из овчины).

На головах некоторых пророков может присутствовать пророческая шапочка, она является устойчивой иконографической деталью изображения пророка Даниила, но также встречается и у некоторых других, например, у Моисея, Исаии, Захарии, Наума.

Пророки могут изображаться со свитками или с атрибутами своих пророчеств: у Даниила – гора, камень, у Иезекииля – врата, у Давида – ковчег завета, у Соломона – храм, у Гедеона – руно, у Захарии – серп, у Иерекииля – затворенные врата, у Иеремии – каменная скрижаль завета и др.

Каково место изображений пророков в иконостасе храма?

В ранних чинах XIV века, которые помещались наверх алтарной преграде (это были еще не иконостасы), фигуры святых изображались фронтально, а не в трёхчетвертном повороте к центральной фигуре Христа. По этой причине такие чины лишь условно можно назвать деисусами. В их состав могли включать изображение пророка Илии. Однако в сложившихся деисусных рядах фигуры пророков уже не были включены.

Пророческий ряд в структуре высокого иконостаса появился в начале XV века. К числу древнейших сохранившихся памятников относятся иконостасы Успенского собора во Владимире (около 1410 года) и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (около 1427 года). Наиболее известными из числа ранних пророческих чинов являются также пророческие чины из иконостасов Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 года) и собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря (около 1502 года). 

Изначально пророческий ряд занимал верхний ярус иконостаса, располагаясь непосредственно над праздничным чином. В ранний период фигуры пророков располагались на протяжённых горизонтальных досках по две или три на одной доске. Впоследствии утвердится традиция размещения каждого пророка на отдельной доске.

Как и в других рядах иконостаса, фигуры пророков в пророческом ряду обращены к центру композиции. Ранние ансамбли не сохранили средника этого чина. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря центральное место в пророческом ряду занимал образ царя Давида. Устойчивой традицией стало помещение в центр ряда изображения Богоматери в типе Воплощение, что наглядно показывало исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии в мир Спасителя. Справа от Богоматери обычно изображается царь Давид, а слева Соломон. До XVI века пророков изображали поясными, позднее – в полный рост, в этом случае Богоматерь могли изображать сидящей на престоле с Младенцем. В конце XVI века структура иконостаса усложнилась за счёт введения праотеческого чина, который занял место выше пророческого.

Изображение пророческого чина встречается не только в иконостасах, но и на фасадах храмов, как в резьбе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Где в росписи храма можно увидеть пророков?

В монументальной росписи храмов пророки занимали строго определенные места. Их изображали в простенках барабана, непосредственно под образом Пантократором в куполе. Фигуры пророков также могли располагаться на подпружных арках и столпах, а в алтарной зоне нередко помещали пророков-священников, чаще всего Аарона, что подчеркивало богослужебную связь Ветхого и Нового Заветов. Пророки включались в состав композиции «Страшный Суд», где изображались среди шествующих на Суд и направляющихся в Рай. В «Страшный Суд» включалось «Видение пророка Даниила».

В росписях также присутствовали как отдельные сцены, связанные с пророками (борьба Давида с Голиафом, Видения пророков), так и развёрнутые циклы (особенно в ярославских храмах XVII в. о пророках Илии и Елисее). В раннехристианское время излюбленным сюжетом была история пророка Ионы. В византийской традиции (палеологовского периода) были распространены изображения Скинии и Ковчега Завета с Моисеем и Аароном, а также сцены из жизни царя Давида.

На каких иконах можно увидеть изображения пророков?

Образы пророков входили в изображения праздников «Преображение» и «Воскресение» («Сошествие во ад»). Они могли существовать в виде самостоятельных икон, быть частью праздничного чина иконостаса или включаться в систему храмовой росписи.

Помимо иконостасов, изображения пророков создавались и как самостоятельные молельные образы. Пророки могли быть представлены по отдельности, парами или даже входить в состав рядов новозаветных святых. Отдельного упоминания заслуживает владимиро-суздальская резьба, где представлены различные варианты образов пророков Давида и Соломона.

Известны житийные иконы пророков. Наиболее распространёнными были образы пророка Илии; реже встречаются житийные иконы пророка Моисея.

Пророки изображались на иконах и в составе сюжетных композиций. К наиболее известным сюжетам с пророком Илией относятся «Кормление вороном» и «Огненное вознесение». Пророка Моисея изображали в сценах «Купина Неопалимая», «Получение скрижалей», «Переход через Чермное море, «Высечение воды из скалы», в сцене с Медным змеем. Пророков Иезекеиля и Аввакума – в сцене их Видений. Пророка Даниила – во рву львином. Пророка Иону – в сценах, связанных с его поглощением китом. 

Пророков часто изображали в богородичных образах, подчеркивая этим исполнение пророчеств. Они могли изображаться в рост или погрудно в медальонах на полях иконы (например, Богоматерь Белозерская), а также входить в сложные символико-дидактические и гимнографические изображения: «Похвала Богоматери», «Неопалимая Купина», «О Тебе радуется», «Гора Нерукосечная», «Покров Богоматери», «Достойно есть», «Что тя Наречем», «Отрыгну сердце мое слово Благо», «Древо Иессево» и др.

Таким образом, изображения пророков в храмовом искусстве – это не просто портреты ветхозаветных праведников. Их конкретное место в структуре иконостаса и системе росписей раскрывает их роль как провозвестников Нового Завета, создавая целостную картину божественного замысла о спасении человечества.


Хотите узнать больше не только о пророках, но и о других персонажах библейской истории – приходите учиться на дистанционные богословские программы ИДО ПСТГУ. Чтобы в полной мере понимать значение того или иного персонажа, сюжета, темы для Православия, недостаточно только тексты Священного Писания: богослужение, иконопись, богословское осмысление святости позволяют дополнить картину и открыть ее новые грани. Поэтому в нашем институте вас ждут разные долгосрочные богословские программы:

Last modified: Saturday, 27 December 2025, 4:01 PM