Поиск знаний: как учащиеся выбирают курсы?
02.11.2020
Пока абитуриенты думают, куда пойти учиться, создатели образовательных ресурсов пытаются понять, кто и как выбирает школу, курс, программу? На что ориентируются люди, желая повысить квалификацию или пройти переподготовку по новой профессии?
Для работы или для себя?
Зачем взрослый человек получает дополнительное образование? Большинство поступающих на курсы переподготовки говорят, что хотят освоить новую специальность, но на самом деле не более 1/5 учащихся действительно выбирают учебу ради новой профессии. К таким результатам пришли сотрудники сервиса по выбору курсов CourseBurg в исследовании «Как россияне выбирают курсы дополнительного образования».
Исследователи опросили почти 4000 человек, обучающихся на 800 разных курсах, чтоб узнать, как они выбрали то, чему учатся? 47% респондентов ответили, что пришли на курсы ради освоения новой специальности, еще 17% решили улучшить навыки и повысить квалификацию, а 26% объяснили, что захотели учиться для себя – например, для саморазвития. Можно предположить, что большинство учащихся имели практическую цель: получить новую профессию и сменить работу.
Но когда тех же учащихся спросили, как они выбирали профессию, которую решили изучать, выяснилось: 64% не узнавали о новой деятельности ничего. Они не читали статьи о будущей профессии, не уточняли, какие навыки им потребуются, не выясняли, как обстоит ситуация на рынке труда и есть ли спрос на новую специальность. Они просто прочли описание курсов и захотели пойти учиться. И лишь 18% сообщили, что искали информацию о будущей профессии везде, где могли.
Еще 14% участников опроса сказали, что читали статьи о том направлении деятельности, которое они выбрали для учебы (но насколько качественными были эти статьи, трудно судить, ведь в интернете много поверхностных материалов). 4% искали совета на форумах и в блогах, а 1% - ориентировались на опыт знакомых.
Получается, что меньше 20% учащихся курсов дополнительного образования основательно подошли к выбору новой профессии и лишь потом нашли курсы, которые помогут ее освоить. Большинство же, хоть и дали на вопрос «Почему вы решили пойти на курсы» социально одобряемый ответ «чтобы освоить новую специальность», на самом деле пришли учиться просто потому, что им захотелось пойти учиться и понравилось описание программы. Впрочем, есть и другое объяснение: люди захотели применять в будущей работе те или иные свои качества или превратить в профессию свое хобби – вот и выбрали курсы, где учат тому, что им интересно.
Но главной причиной поступления на курсы большинство абитуриентов называют желание лучше узнать свою веру, осознанно участвовать в богослужениях и таинствах, уметь отличать христианское учение от искажений, чтобы увереннее чувствовать себя в море информации о Православии. Большинство слушателей богословских программ только в процессе учебы – а иногда только после ее завершения – понимают, что изученное можно применять на пользу ближним в работе или церковном служении.
Кому доверять?
Исследователи CourseBurg задались вопросом: если люди не слишком задумываются над выбором новой профессии, как они выбирают то или иное учебное заведение?
Для 41% опрошенных гарантией качества является диплом или сертификат (хотя о том, что идут учиться ради диплома, заявили только 9%). 27% учащихся ориентируются на рекомендации друзей и знакомых. Кстати, правильно ли это с точки зрения специалистов по дополнительному образованию? Специалисты говорят, что советуясь с друзьями, важно уточнять: сами ли они учились на рекомендованных курсах, знают ли другого человека, который учился и хвалил программу? Или, может быть, они просто видели рекламу курсов? Порой люди рекомендуют другим то, что сами не пробовали.
Для 23% абитуриентов гарантия хорошей репутации учебного заведения – вежливые и отзывчивые сотрудники, готовые выслушать и проконсультировать по выбору программы. Это обстоятельство действительно показательно: если персонал готов доброжелательно общаться с абитуриентами и рассказать о курсах, это показывает, что учебному заведению важны учащиеся.
Есть и те, для кого гарантия качества – реклама в СМИ и даже высокая цена курсов, но таких немного: рекламе доверяют 4%, а в том, что дорогое образование обязательно будет качественным, уверены 3% опрошенных.
Почти столько же абитуриентов богословских программ ИДО доверяют себе и поисковым системам: 33% поступающих на программу «Теология» и 34% поступающих на «Основы Православия» сообщили, что нашли сайт института в интернете и ориентировались на описание программ. Еще 7% абитуриентов «Теологии» и 16% абитуриентов «Основ Православия» узнали об ИДО из новостей в СМИ или публикаций в социальных сетях.
Наконец, большая группа поступающих (22% абитуриентов «Теологии» и 14% - «Основ Православия») ранее знали о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и доверяли качеству его образовательных программ. О подразделении, где можно учиться дистанционно, эти абитуриенты прочли на сайте университета.
Стоит уточнить, что программы «Основы Православия» и «Теология» различаются и целями и сроками. Первая рассчитана на 3,5 месяца и помогает познакомиться с православным вероучением, вторая предназначена для желающих получить фундаментальное богословское образование и занимает 3,5 года. Абитуриентам «Теологии» предстоит принять более серьезное решение, и можно предположить, что для них при выборе программы особенно важны рекомендации. Но, по данным анкет, приходящих учиться по совету знакомых среди них не больше, чем среди абитуриентов «Основ Православия». А вот социальным сетям и СМИ абитуриенты краткосрочной программы пока доверяют чаще. Зато те, кто решает посвятить учебе 3,5 года, чаще выбирают программу благодаря известности ПСТГУ.
За что выбирают курсы?
Согласно исследованию CourseBurg, для 35% поступающих критерием выбора является наличие диплома или сертификата, который они получат после окончания курса, для 27% – заслуги и опыт преподавателя курса. Еще 22% поступающих хотя заранее увидеть учебные материалы – это относится не только к учебникам и заданиям, но и к фотографиям помещений для занятий и учебного процесса – абитуриенту важно увидеть тех, кто учится на курсах, чтобы представить себя одним из этих людей. Для 16% учащихся важно удобное расположение курсов.
Кажется, что последние два критерия в большей степени важны для очных курсов и программ, но на самом деле они точно так же интересуют и учащихся дистанционных курсов, только формулируются немного иначе. Поступающие на дистанционные программы хотят видеть, как устроена система обучения и с помощью каких материалов и заданий им предстоит учиться. А вместо удобного расположения курсов абитуриентам дистанционных программ важно выяснить время занятий – привязаны ли курсы к определенным дням и часам, получится ли совмещать их со своим рабочим расписанием?
Читайте также:
«Любовь к богословию – это показатель любви к Богу»
Сергей Комаров – православный миссионер, публицист, катехизатор, ведущий блогов в социальных сетях и радиопрограмм, автор нескольких книг о Православии. А в данный момент – еще и учащийся программы ИДО «Теология». Каким был путь от музыки к православной проповеди, где берутся сюжеты для рассказов и зачем тому, кто давно рассказывает о христианстве другим, получать богословское образование, - об этом в интервью... Читать далее>>
Как проходит учебный день в ИДО ПСТГУ
Учащиеся, преподаватели и администраторы Института дистанционного образования подключены к системе дистанционного обучения. Это единый образовательный ресурс, в котором хранятся все учебные материалы; размещаются и проверяются задания; выставляются оценки; учащиеся общаются с преподавателями, однокурсниками, администрацией....Читать далее>>