«Разъяснить православный взгляд на здоровье, болезнь и смерть – это очень важно»

01.04.2020

Какие вопросы рассматривает биомедицинская этика и в каких случаях эти вопросы становятся актуальными для обычных прихожан? Выпускница дистанционной магистратуры ИДО ПСТГУ, методист воскресной школы Спасского храма Воронежа Ирина Витальевна Праслова разработала образовательную программу для прихожан, посвященную православному пониманию наиболее важных проблем биомедицинской этики. С этой работой можно познакомиться в Базе знаний ИДО, а в интервью – о том, как создавалась программа:


Ирина Витальевна, как Вы выбрали тему для магистерской работы?

– После завершения дистанционной программы «Теология» я хотела и дальше учиться в Свято-Тихоновском университете, мне очень нравилась сама учеба, и хотелось, конечно, в дальнейшем найти себя в какой-то практической деятельности – может быть, преподавать. Но интереса к конкретной теме еще не было. Когда я собралась поступать в магистратуру, я пришла посоветоваться о выборе будущей темы магистерской работы к настоятелю храма, прихожанкой которого была. Это был важный момент: ведь в зависимости от предложенной темы и принималось решение о приеме абитуриента в магистратуру.

Нашим настоятелем в то время был игумен Иннокентий (Никифоров) – уникальный человек, очень умный и образованный, прекрасный руководитель и администратор. К сожалению, в прошлом году он умер. Последние десять лет он занимал должность ректора Воронежской духовной семинарии, но по состоянию здоровья вынужден был оставить ректорство. Отец Иннокентий посоветовал мне обратить внимание на актуальную для современного мира дисциплину – биоэтику. Батюшка сам перенес трансплантацию почки и понимал всю важность работы в области богословской оценки биоэтических проблем.

В то же время я прочла интервью с митрополитом Тихоном Шевкуновым – тогда он был еще ректором Сретенской духовной семинарии. Он рассказал, что рассматривая кандидатуры поступающих в семинарию, прежде всего обращает внимание на тех, кто хочет вести какую-то практическую деятельность: не просто получить диплом, но принести пользу и трудиться на благо Церкви. Учитывая эти слова, я тоже захотела определить какую-то практическую направленность для своей работы.

Так было принято решение создать проект образовательной программы «Основы православного понимания ключевых проблем биомедицинской этики», рассчитанной на прихожан храмов. Этот проект я и защищала в конце обучения в магистратуре.

Правда, изначально предполагалось, что программа будет короче: я собиралась рассматривать только вопросы, связанные с началом человеческой жизни – биоэтические проблемы ЭКО, контрацепции, пренатальной диагностики и пр. Момент зарождения человеческой жизни мне тогда представлялся наиболее интересным для освещения.

Но потом, глубже изучая биоэтику в магистратуре, а также пообщавшись с прихожанами (будущей аудиторией моей обучающей программы), я поняла, что для слушателей не менее интересны и важны биоэтические проблемы, связанные с поддержанием жизни человека и с ее окончанием. Это те вопросы, с которыми прихожане сталкиваются даже чаще, чем с вопросами о начале человеческой жизни. Стало ясно, что разъяснить православное понимание смысла страданий, православный взгляд на здоровье, болезнь и смерть – это тоже очень важно.

В программу не вошли некоторые темы, на которые мне указали на защите: ее можно было расширить, рассмотрев, к примеру, трансгендерность – проблемы, связанные со сменой пола. На нашем приходе о таких проблемах даже, возможно, не знают, но в других регионах, в столице, или там, где на приходах больше молодежи, это может быть актуально.

Как программы по биоэтике сейчас существуют и чем они отличаются от Вашей?

– Программы по биоэтике преподаются либо в светских вузах – студентам, которые изучают биологию, медицину, либо в духовных учебных заведениях. Эти программы доступны не для всех. Поэтому мирянин, не имеющий медицинского или богословского образования, но интересующийся проблемами биоэтики, так просто ответы на свои вопросы найти не сможет. Он может попытаться поискать какую-то информацию в интернете, прочитать медицинскую или богословскую литературу, но без специальной подготовки разобраться в узко специализированных изданиях достаточно трудно, а сведения, полученные из интернета, зачастую противоречивы и недостоверны.

Источником необходимых знаний и может стать моя обучающая программа. Она рассчитана на простых прихожан храмов, не имеющих специального богословского или медицинского образования, но желающего понять православный взгляд на биоэтические проблемы.

Структура обучающей программы построена с опорой на основные положения XII главы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», документа, в котором среди прочего выражается и официальная позиция Церкви по биоэтическим вопросам.

В качестве пояснений использовались различные материалы по биоэтике написанные как священнослужителями, так и светскими специалистами в той или иной области (например, в вопросе 3D-биопринтинга).

Среди включенных в программу вопросов по биомедицинской этике есть такие, по которым позиция православной Церкви неочевидна простым прихожанам?

– Всем известно, например, что Церковь выступает против абортов. Но что делать в ситуации, когда женщина ждет ребенка, а врачи утверждают, что он нежизнеспособен? Или если продолжение беременности угрожает жизни женщины? Или другой пример, человек в коме, он находится на аппарате жизнеобеспечения месяц, другой, – ничего с ним не происходит. Можно ли отключать этот аппарат? Вопрос сложный.

Про экстракорпоральное оплодотворение вроде бы все понимают, что Церковь не одобряет эту процедуру, но я столкнулась с тем, что прихожане проходили ЭКО, у них родился ребенок, и они даже не понимают, что в процессе этой процедуры произошла гибель других зародышей.

Позиция Церкви по вопросам пересадки органов, как выяснилось, многим прихожанам неизвестна и непонятна. Есть презумпции согласия и несогласия на изъятие органов умершего. В России действует презумпция согласия: подразумевается, что человек, при жизни не изъявивший своего протеста на изъятие органов для пересадки, автоматически считается согласным на донорство. Но Церковь считает, что необходимо добровольное и безвозмездное желание донора, при условии которого согласие на изъятие органа становится проявлением любви и сострадания. В действующем законодательстве Церковь видит нарушение свободы человека: нравственная сторона донорства утрачивается, оно перестает быть актом добровольного пожертвования, а превращается в насильственное действие по изъятию органов со стороны медицинского персонала. Выходит, что уважение к свободе человека как целостной личности ограничивается только временем жизнедеятельности тела.

Словом, вопросов, связанных с биоэтикой, много.


Насколько включенные в программу дисциплины оказались полезны для собственной исследовательской работы?

– Многие дисциплины были полезны, но особенно предметы, которые готовили нас к преподаванию: мы изучали православную андрагогику, разбирались, как преподавать для взрослой аудитории.


С какими сложностями Вы столкнулись в процессе работы?

– Сложными были два момента: во-первых, большой объем работы, поскольку мы с научным руководителем составили конспект лекций для преподавателя, в который собрали всю нужную информацию по биоэтике, представив ее в доступной для понимания для неподготовленного человека форме. Такой конспект поможет тому, кто будет вести подобную программу. Объем был огромный и работать было тяжело. Спасибо Вере Александровне Осиной, моему научному руководителю – она мне очень сильно помогала.

Второй момент – психологический: т.к. я не медик, изучать медицинские вопросы, связанные с болезнями и смертью, мне самой было тяжело.


Кто может преподавать разработанную Вами программу и планируется ли ее реализация у Вас на приходе?

– Вначале я думала, что такую программу может вести богословски подготовленный человек. Но в процессе бесед с прихожанами выяснилось, что люди начинают задавать преподавателю вопросы, для грамотного ответа на которые человек должен быть подкован не только в богословии, но и в медицине. То есть это должен быть либо врач с богословским образованием, либо священник с медицинским.

На нашем приходе есть люди с медицинским образованием, которые сейчас получают также богословское – планируется, что они будут преподавать программу.


Читайте также:

Открыт набор в дистанционную магистратуру по богословию: поступление, учеба и защита магистерской – через интернет

Можно ли получить полноценное высшее образование через интернет — вопрос, на который сейчас ищут ответ представители всех вузов и духовных школ. Кроме тех, кто уже давно ответил утвердительно. Обучение на магистерской программе Института дистанционного образования ПСТГУ «Православное богословие и философия в современном дискурсе» с дипломом государственного образца полностью проходит в интернете: приезжать в институт не нужно ни для вступительных экзаменов, ни для учебы, ни для защиты выпускной работы. Какие предметы изучаются в магистратуре «Православное богословие … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


«Если мы собрались осуществлять в людях «перемену ума», с ними надо разговаривать»

В чем заключается тюремная миссия Церкви в современных условиях? Можно ли перевоспитать взрослого человека, осужденного за преступление, – и кто этим занимается? Выпускник дистанционной магистратуры ИДО ПСТГУ, сотрудник санкт-петербургского следственного изолятора «Кресты» Алексей Наклёушев на базе крупнейшего в стране исправительного учреждения описал взаимодействие УФСИН и тюремных капелланов в кейсе «Практическое исследование проблем взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы в исправительном учреждении». С этой … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


Выбираем тему магистерской работы: что учесть?

В ИДО идет прием заявок на дистанционную магистерскую программу «Православное богословие и философия в современном дискурсе», где в этом году открыты бюджетные места. Магистерская работа – главный результат обучения в магистратуре и подумать о ней нужно еще до поступления. Для участия в конкурсе абитуриентам предстоит сформулировать тему и актуальность будущего магистерского исследования. Что нужно учесть при выборе темы, какие ошибки … Читать далее>>

ИДО ПСТГУ


Последнее изменение: Вторник, 16 Июнь 2020, 01:02