Сложно ли учиться через интернет, насколько велика нагрузка и как распределить время - эти вопросы особенно актуальны для абитуриентов и первокурсников долгосрочных программ, например, программы профпереподготовки «Теология», обучение на которой продолжается 3,5 года. Лучшие советы новичкам могут дать выпускники, успешно преодолевшие учебный марафон. Своим опытом делится выпускница 2017 года Елена Александровна Любченко.

Составьте «расписание жизни»

Прежде всего необходимо осознать, что с момента поступления ваша жизнь разделилась на «до» и «после». Обучение проводится по жестко заданному графику, определяемому рамками курса и сроками его прохождения. Однако каждый из нас, обучаясь в ИДО, продолжает жить и «обычной» жизнью – работа, семья, досуг… Следовательно, чтобы продолжать жить более-менее комфортно, необходимо распределить время и силы, выделив в каждом дне несколько часов на добровольно-принудительное самообучение. Добровольное – потому, что мы сами захотели и пошли. Принудительное – потому, что регулярно возникает мысль «Куда я ввязался и зачем мне это нужно?».
В учебном году, как водится в любом вузе, 2 семестра, разделенных короткими зимними или длинными летними каникулами.

На протяжении семестра, как правило, изучается один какой-либо предмет, реже – два. Во втором случае они идут один за другим, а не параллельно, что значительно облегчает процесс. Каждый изучаемый предмет делится на отдельные темы, содержащие контрольные задания. На выполнение заданий по каждой теме дается определенный срок, в течение которого надо все сдать. Эти сроки исчисляются днями (от 2 до 4 дней на тему). Причем с учетом субботы и воскресенья. Поэтому работаешь целыми вечерами и по выходным, чтобы успеть выложить задания.

В некоторых предметах есть возможность сдать задания позже срока, а в других – нет. Как правило, преподаватель оговаривает это специально во вводном слове. Если такая возможность есть, сначала выполняйте коллективные задания (форумы, вебинары, рефераты), а затем уже индивидуальные. Если сдача заданий предусмотрена точно в срок, по истечении его тема блокируется для доступа и сдача задолженности возможна только после изучения всего предмета, в период дополнительной сессии.

Мне для того, чтобы «не вылетать» из графика, было достаточно непрерывного чтения в метро по пути из дома на работу и обратно (около 3 часов) плюс пара часов на письменные ответы на вопросы. Иногда сюда же добавлялось и обеденное время. Причем, во время чтения я выделяла по тексту наиболее важные для будущего ответа моменты, оставляла короткие пометки на полях или же писала краткие заметки-тезисы. Планшет позволяет все это делать.

Храните каждый «вздох и взгляд»

Все задания и литературу советую копировать и сохранять у себя на компьютере. Потом может пригодиться при прохождении следующих тем и предметов, а также при подготовке к выпускному экзамену. Иногда литература по теме дается файлами, а иногда – страничками из Интернета. В первом случае их можно просто скачать, а во втором – копировать в Word. Отдельно в каждом предмете (курсе) дается список дополнительной литературы, часто со ссылками на интернет-ресурсы. Его я тоже советую скачивать себе на компьютер.

Кстати, хотелось бы обратить отдельное внимание на аудиофайлы. Скачивайте их сразу, пока предоставлен доступ к ним. Пару раз мы всей группой «пролетали», когда на каком-либо внешнем ресурсе доступ к аудиофайлам оказывался заблокированным в связи с истечением срока действия «ключа».

Меня очень выручал планшет (у некоторых моих сокурсников были электронные книги). Во-первых, я закачала в него Библию. Без нее – никуда на протяжении всех лет обучения. Во-вторых, я скидывала на планшет вопросы, задания и предлагаемые нам пособия (фрагменты текстов). А при подготовке к выпускному в планшет были загружены список вопросов и пособия за весь курс обучения.

Отдельно о Библии и толкованиях. На сайте Оптиной пустыни появился весьма полезный бесплатный ресурс для скачивания – текст Священного Писания со святоотеческими и не только толкованиями. Жаль, что во время нашего обучения его не было: при необходимости прочтения толкований (а это бывало достаточно часто) приходилось сидеть «привязанной» к точке интернет-доступа. Ресурс этот регулярно пополняется. Единственный недостаток: приложение предназначено только для iOS (iPhone, iPad).

Очень сильно мне также помогли ресурсы:

Св. Писание со святоотеческими толкованиями на «Азбуке веры».
Поиск по Св. Писанию на «Библия-центр».

Все свои ответы на вопросы необходимо сначала писать и сохранять в Word. Бывает, что при размещении ответов система ДО «слетает», и приходится набирать текст по новой. К тому же ответы, копии замечаний преподавателя к ним, а также результаты доработки ответов в соответствии с замечаниями – хорошее подспорье там, где требуется оживить в памяти пройденное. Позднее бывало, что я их перечитывала.

Еще один совет: копируйте и сохраняйте обсуждения на форумах, рефераты и курсовые (свои и одногруппников); если есть возможность, записывайте хотя бы аудиофайлы вебинаров. Все это впоследствии полезно перечитывать и прослушивать, освежая память. Также эти материалы могут пригодиться при подготовке к выпускному коллоквиуму. Что касается меня, я старалась сохранить каждый шаг при работе в системе.

Говорите

Этот совет подойдет тем у кого есть «благодарная аудитория»: люди, готовые вас выслушать, спросить, поспорить. В осмыслении пройденного материала, перебрасывании «мостов» между различными предметами мне очень сильно помогало обсуждение пройденного с родными и коллегой (спасибо им за терпение!). Когда рассказываешь прочитанное кому-либо со стороны, отвечаешь на самые неожиданные вопросы, невольно начинаешь воспринимать полученные знания несколько иначе. Если так можно выразиться, в более «живом» варианте.

Ну в самом деле, часто вы встречаете в жизни «чистую» физику, химию или биологию? Чаще всего все вокруг существует в комплексе. Так и с богословскими знаниями. Рассказывая, например, о чем же был прочитанный сегодня на службе фрагмент Писания, приходится затронуть и святоотеческие толкования, и историю событий, и догматику. А когда делишься прочитанным об истории Церкви, вспомнишь заодно и «светскую» историю, и агиологию. И, опять же, – догматическое богословие, патрологию…

Живое обсуждение стимулирует и желание продолжать учиться, что особенно ценно к концу семестра, когда из всех желаний остается только одно – выспаться…

Ну а если с собеседниками не очень повезло, можно прибегнуть к помощи «всесильного» Интернета. Так, для студентов ИДО предлагается общение в рамках Клуба любителей теологии. А мои одногруппники успевали пообщаться еще и в рамках социальных сетей…

Подготовка к выпускному коллоквиуму: каждое слово имеет значение

Чем раньше вы приступите к подготовке, тем лучше. Конечно же, это «раньше» во многом определяется временем, когда будут присланы вопросы, но и от вас лично многое зависит.

Мне в немалой степени помогло, что на начальном этапе все старались поделиться друг с другом вариантами ответов (дальше уже стало некогда «бродить» в форумах). Что-то из этого я честно «присвоила», что-то доработала самостоятельно. А было и так, что полностью переделывала, поскольку мое видение было несколько иным. Но в любом случае, коллективная подготовка – очень хорошее подспорье. Весь материал я обязательно скидывала в файл, многократно перечитывая как прошлые, так и свежие ответы.

Кстати, «накидывание» тезисов или сокращенного плана ответа помогает обычно только тем, у кого большой навык ораторского или лекционного общения. Остальным же преподаватели советовали писать текст ответа полностью: так, как потом он будет проговариваться на экзамене. Дело в том, что от волнения большинство придуманных «на бегу» слов куда-то улетучивается, и ты понимаешь, что кроме пары несвязных фраз в голове ничего не осталось.

Для себя усвоила правило, которое не раз выручало: ответ на билет – время показать знание вопроса, а вот уже понимание предмета в целом демонстрируется в ответах на дополнительные вопросы. Поэтому ответы на вопросы готовлю подробно и потом их старательно учу. Будете ли вы следовать этому совету, – решать вам.

Подробнее о программе «Теология»...

Итоговая аттестация на программе:

     


Last modified: Monday, 25 January 2021, 5:58 PM