Почему я ушла с программы «Теология»: личный опыт
На сайте мы стараемся делиться разным опытом учащихся ИДО - и положительным, и отрицательным. Сравнив чужие впечатления, проще понять, с чем можно столкнуться во время обучения, особенно если выбираешь долгосрочную и насыщенную программу. Слушательница программы «Теология» Татьяна Александровна Немкова рассказала о том, почему ей пришлось прервать учебу.
«Я начала обучение в ПСТГУ в январе 2016 года, после окончания катехизаторских курсов при Оренбургской духовной семинарии, где мне и порекомендовали поступить в ИДО. Изучение духовных дисциплин мне было необходимо, так как я планировала заниматься миссионерской деятельностью (периодически мы совершаем миссионерские акции на большие праздники в храмах нашего города).
Я представляла себе дистанционное обучение чем-то вроде заочного, то есть что нам будут присылать задания примерно раз в месяц, и мы будем не торопясь изучать материал и отвечать на вопросы. Когда же обучение началось и оказалось, что на одно задание отводится три дня, это меня шокировало. За эти три дня нужно было прочитать соответствующие книги Ветхого Завета, толкования на них, обдумать довольно сложные и глубокие вопросы и на них ответить. При этом я продолжала ходить на работу, делать домашние дела. Работа моя связана с умственной деятельностью, переключаться на другую умственную деятельность очень сложно. В сознании поселилась неотвязная мысль: учеба, учеба, надо успеть все сделать. Я занималась уроками постоянно: утром за завтраком, на работе, отвлекаясь от основных задач, дома, бросая домашние дела, ложась спать в час или два ночи. Родные опасались за мое здоровье. Я стала нервной из-за недосыпа и постоянного стресса, появились круги под глазами и сутулая осанка из-за круглосуточного сидения за компьютером.
При этом учиться было очень интересно: я чувствовала, что глубина поставленных вопросов дает возможность проникнуться смыслом Священного Писания, открывает бесконечные горизонты для его изучения. Я чувствовала большую пользу для души благодаря учению.
Когда начался второй предмет, я просто не смогла продолжить заниматься и бросила обучение.
Осенью администратор ИДО предложила мне вернуться, присоединившись к группе, которая уже изучает Ветхий Завет. Я подключилась в ноябре к изучению догматического богословия. Тут было легче, так как в семинарии мы изучали этот предмет по тому же учебнику прот.Олега Давыденкова с очень хорошим и знающим преподавателем, а после я еще раз прошла этот учебник самостоятельно.
В следующем семестре я продолжила обучение с той же группой.
По некоторым предметам (Священное Писание Нового Завета) задания давались на неделю, что также приносило некоторое облегчение в их изучении. Но объем материала и количество вопросов порой просто не давали возможности изучить все достаточно глубоко, и некоторые темы просто «проскочили» через сознание.
Также трудности вызывали требования к оформлению ответа. В связи с недостатком времени я формулировала ответ достаточно кратко и в свободной форме. За это оценки снижались, необходимо было расписывать отдельные моменты, приводить цитаты и ссылаться на источники. По другим предметам, напротив, цитаты не приветствовались, излагать ответ необходимо было своими словами.
Не со всеми преподавателями получилось достигнуть понимания, но думаю, что причина этого в особенностях дистанционного обучения и невозможности непосредственного контакта «преподаватель-студент». В целом все преподаватели компетентны и обладают высокой культурой общения, что является положительным моментом в обучении.
Последний семестр, после которого я взяла академический отпуск, – семестр богослужебных дисциплин (церковнославянский язык, введение в литургическое предание, устав). Мне было интересно и достаточно легко в силу того, что многое по этим предметам я уже знала ранее, но темп обучения и масштабы поставленных задач (особенно по литургическому преданию) не оставляли возможности расслабиться. Из-за большой нагрузки (по будням я работала, по выходным читала и пела в храме, училась на курсах кройки и шитья) учиться было трудно, эти полгода были напряженными. Организм давал сбои, и в конце семестра 2017 года я решила взять отдых.Во время моего обучения по меньшей мере пять человек, которых я знаю, оставили учебу. Также при подведении итогов в конце предметов поступала информация от преподавателей о том, что некоторые студенты просто перестали выполнять задания. Основные причины оставления обучения – патологическое отсутствие времени, пошатнувшееся здоровье и нервная перегрузка. Ожирение, диабет, повышенное давление, проблемы с сердцем, зрением – вот с чем мы столкнулись. Не говоря уже о том, что не оставалось времени на нормальную человеческую жизнь – молитву, богослужения, встречи с друзьями, поездки, домашние дела и уход за собой.
Мне хотелось бы, чтобы была возможность растянуть сроки обучения и выполнения заданий. Многие из нас уже работают, торопиться пораньше закончить институт не нужно. Если это возможно для преподавателей, можно ли оставить нам возможность отвечать на задания в течение удобного для нас времени и, в силу специфики дистанционного обучения,сделать его более гибким? Ведь большинство студентов – работающие люди со своими семьями, они сильно ограничены в свободном времени.
Мне очень интересно было учиться в ПСТГУ. Каждый предмет, даже ранее изучаемый, открывал много нового, приближал к Богу, расширял познание божественных истин. Для меня в обучении главное – это новые знания, а совсем не корочки и ученые степени. Я бы, наверное, изучала эти предметы и самостоятельно, но хотелось бы это продолжить в дружном коллективе студентов ПСТГУ»