Вопрос «Как написать научную статью?» приходится решать многим магистрантам, ведь публикация в научном журнале – одно из условий зачета по научно-исследовательской работе. В чем особенности работы над научной статьей? Почему здесь не поможет опыт журналиста и не стоит ждать вдохновения? Почему текст в научной статье – не главное?Объясняет преподаватель интернет-курса «Письменная научная речь» Ирина Александровна Меркишина

Когда студент или магистрант впервые пишет научную статью, у него нередко возникают сложности. В чем особенность этого вида текстов?

- То, что магистранты испытывают трудности, начав работать над научной статьей, закономерно: ведь им впервые приходится писать настоящий научный текст. Все что магистрант писал до этого момента, не было научным текстом ни с точки зрения цели написания, ни с точки зрения адресата.

Какие тексты мы пишем во время обучения? Рефераты, курсовые. Адресат этих текстов – преподаватель, наша цель – продемонстрировать, что мы поняли материал и можем связно его изложить. Такие тексты не являются собственно научными.

Меркишина Ирина Александровна

Преподаватель кафедры новых технологий в гуманитарном образовании ИДО ПСТГУ Читать далее »

Пока мы учимся, мы не только пишем, но еще и много читаем. Причем, читаем тексты учебно-научного подстиля – учебники. Адресат учебного пособия – человек, который еще не сведущ в науке, но ее изучает. Задача, которая стоит перед авторами учебников: изложить общеизвестные сведения в систематизированном виде, понятно, плюс дать упражнения и вопросы, чтобы читатель освоил материал.

И вот теперь перед магистрантом стоит новая задача: написать текст, непохожий ни на учебную работу, ни на учебник.

Важно это осознать: я пишу уже не с целью продемонстрировать преподавателю, что я понял материал! Теперь я обращаюсь к научной общественности, чтобы продемонстрировать свой вклад в науку: вот то, что я нашел, выяснил, узнал, я предполагаю, что это пригодится другим представителям научного сообщества.

Когда на интернет-курсе «Письменная научная речь» мы разбирали, как написать научную статью, один слушатель (кандидат наук!) сказал: «Я понял, почему мне так скучно писать статьи! Я пишу их, никого не имея в виду, как будто отчитываюсь перед каким-то абстрактным читателем». Так вот, адресата статьи надо представлять себе конкретно. Об этом пишет академик Д.Лихачев: «Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. В строго научной работе этот мысленный образ читателя должен быть высок – воображаемый читатель должен быть специалистом в излагаемой области». Представь себе интересного и компетентного собеседника, тогда ты поймешь, какие цитаты приводить, о чем надо или не надо говорить.

Итак, важно понять: статья – первый выход в научный мир. Меняется адресат и цель текста, поэтому приходится писать совсем иной текст, чем те, которые требовалось писать в процессе учебы.

Какие ошибки встречаются в текстах начинающих научных деятелей? Во-первых, они пишутся словно для отчета перед кем-то. И текст становится унылым, не интересным ни читателю, ни самому писателю. Во-вторых, такие тексты бывают похожими на учебники: автор пересказывает то, что не требует пересказа, и поясняет то, что пояснений не требует. Например: «В своей работе я использовал такой-то метод…» - тут можно поставить точку, но автор продолжает: «этот метод впервые был использован… и он заключается в том…». Это нужно в учебном реферате, но совсем не нужно, когда ты обращаешься к научной общественности.

В чем отличие научных статей от научно-популярных текстов?

- Вновь смотрим на цель и аудиторию. Цель научно-популярной литературы: сделать научное знание доступным широкой общественности. Это предполагает особый облегченный язык и даже некую игру: текст приближен к литературному.

Когда мы читаем научные статьи, чего мы ждем от текста? Нужно ли нам, чтобы нас заинтересовывали, создавали интригу? Нет, нам нужно понять, какой вопрос исследовал автор статьи и нужно ли нам ее читать. Значит, когда другой исследователь будет искать материалы по своей теме, он должен быстро понять, нужно ли ему читать вашу статью.

Как еще можно себя проверить? В школе нас учат писать в художественном стиле. Он воздействует на эмоции. А научный стиль воздействует на разум. На что нацелен ваш текст?

Какие виды научных статей можно выделить?

- Статьи различаются по центральной процедуре исследования: что я хочу сделать? От ответа на этот вопрос зависит, как я построю свой текст.

  • Если я хочу проследить этапы развития какого-то явления, в статье я излагаю материал в хронологическом порядке.
  • Если я хочу написать обзор, сформулировать основные характеристики, я делаю классификацию, стараюсь логически упорядочить свои наблюдения. Описание явления близко к обзору, но здесь я описываю явление в деталях, группируя их по разным признакам.
  • Если я исследую явление, надо разделить его на составляющие и рассмотреть их критически – от самых важных к второстепенным.
  • Анализ близок к исследованию: я также разделяю явление на составляющие и выстраиваю их структуру – от общего к частному.
  • Если я хочу доказать какое-то утверждение, я, наоборот, излагаю аргументы с помощью причинно-следственного подхода, от наименее важных – к более важным.
  • Наконец, я могу сравнивать или противопоставлять друг другу разные явления, соотнося их по тем или иным характеристикам.

Как лучше построить работу над статьей – с чего начать?

- Сначала нужно очертить поле научных проблем и выбрать проблему, которая решается в статье. Для этого полезно сформулировать варианты названия статьи, в которых проблема будет выражена. Затем нужно в виде тезиса сформулировать решение проблемы: что мы собираемся с ней делать? Затем надо определиться, какой будет центральная процедура. От понимания центральной процедуры зависит, как будет организован текст в линейном виде. Так и составляется план статьи.

Вы смотрите на главный тезис статьи и строите ее так, чтобы фокус держался на этом тезисе. Фокус должен быть задан во вступлении, вся средняя часть фокусируется на доказательствах тезиса и в заключении именно к этому тезису вы и приходите.

Очень важно понять: научный текст пишется тогда, когда исследование уже готово, текст – это просто констатация фактов. Процесс исследования и процесс фиксации его результатов в тексте отделены друг от друга. Пока исследовательский процесс идет, его этапы и все, что удается отыскать, фиксируются: строится схема, подбираются цитаты, которые можно хранить в виде базы данных, таблицы excel, продумав принцип сортировки. Важно не спешить собирать цитаты в плотный текст, не пытаться представить исследование линейно – как последовательность мыслей, а хранить исследование в виде логической структуры, которую можно развернуть по-разному.

Не надо торопиться писать текст. Это беда тех, кто привык писать в жанре публицистики: кажется, что нужно просто сесть и начать писать – и как-нибудь статья напишется, придет вдохновение, «лист тянется к перу, перо – к бумаге». Но с научным текстом дело обстоит совсем не так, и об этом – наш курс «Письменная научная речь». Научный текст не пишется по вдохновению.

Лучше делить текст на небольшие блоки, чем на крупные – так легче его воспринимать. Текст должен выглядеть читабельно. Это относится и к абзацам. Они должны быть обозримыми: 3-5 предложений. В начале каждого абзаца главная мысль, потом ее развитие. Читателю удобно ориентироваться в таком тексте.

Какими должны быть вступление и заключение?

Вступление – воронка, которая затягивает читателя, заключение – наш вывод, который смотрит в будущее, показывает как результаты нашего исследования могут «изменить мир». Именно на вступление и заключение мы смотрим, когда подбираем статьи по теме своего исследования, верно? И если на основании вступления и заключения мы понимаем, что вопрос, который рассматривает автор статьи, имеет отношение к нашему исследованию, тогда переходим к изучению основной части. Такой порядок знакомства с результатами научного труда надо иметь в виду при написании собственной статьи и облегчать труд будущего коллеги-читателя.

Задача вступления в научной статье: заинтересовать, объяснить, о чем будет текст и как он будет построен. Здесь должна быть показана структура текста: «я доказываю вот это…», «это нужно для того, чтобы…», «работа будет построена так…». Из вступления читателю важно понять, какую проблему вы будете разбирать, интересна ему эта проблема или нет.

Заключение может строиться по принципу обратной воронки: перечисление наших выводов, фокус на главном выводе – почему он важен? И оценка этого вывода в научном контексте, указание на то, какие перспективы есть у исследования или как можно применить результаты.

Заключение может быть констатирующим, побуждающим и меняющим взгляд на проблему. В первом случае мы показываем, что в процессе исследования пришли к такому-то выводу. Во втором случае – побуждаем продолжать исследование данного вопроса. В третьем случае – показываем, что представление, которое лежит в основании многих исследований, является ошибочным.

Если наша работа построена правильно, то есть наше исследование существует в виде схемы и набора цитат, нам не важно, с чего начинать писать статью – со средней части или с вступления. Можно действовать в любом порядке.

Зачем нужна аннотация к статье и почему порой ее сложно составлять, хотя она короткая?

- Написать аннотацию, действительно, сложно, ведь это компрессия текста. Надо уметь «сжимать» и «разворачивать» свой текст. В развернутом виде он превратится в статью, диссертацию, в сжатом виде – автореферат, а самое сильное сжатие – заголовок, тезис. Аннотация же – это указатель, маршрутный лист по нашей работе. На основании аннотации ваши коллеги-исследователи делают вывод, пригодится им статья или нет. Надо написать аннотацию настолько подробно, чтобы мимо вашей статьи никак не мог пройти ученый, для которого ваше исследование жизненно необходимо. И настолько точно, чтобы с первых слов тому, кто работает в другом научном поле, стало ясно, что на изучение этой прекрасной статьи тратить время не стоит.

Какого размера должна быть аннотация, в какой последовательности развернуть описание, зависит от того где именно вы намерены публиковаться.

Статья пишется под требования конкретного журнала и важно ориентироваться на требования к оформлению этого журнала, вплоть до оформления ссылок. Формат журнала – это техзадание, под которое вы перерабатываете свое исследование.

Типичная ситуация: у магистранта уже есть текст диссертации или отдельных ее глав, ему нужно написать статью. Как действовать: выделить какой-то аспект проблемы, сосредоточиться на нем, привлечь материалы, которые в диссертацию не вошли?

- Общей рекомендации нет, выделить из своего магистерского исследования проблему для статьи – специфическая задача, часто связанная со стратегией и тактикой продвижения конкретной научной линии. Магистерская работа может быть частью более крупного проекта, и тогда даже не вы должны решать, какую именно часть этого будущего целого надо показать, – это вопрос к научному руководителю.

Важно уметь работать с научным руководителем: это не учитель, которому мы сдаем материал, чтобы он поставил зачет, это старший коллега. К научному руководителю не обращаются в ожидании, что он даст новые знания и идеи. К научному руководителю надо приходить подготовленным к обсуждению. Чтобы не тратить понапрасну свое и чужое время, прежде чем договариваться о рабочей встрече, запишите на листочке все свои вопросы, предположения и сомнения. В процессе этой работы, большая часть вопросов, сомнений и идей отсеется или найдет свое разрешение. Останется только самое важное и четко сформулированное. Вот с этим и нужно идти к научному руководителю.

Перед магистрантом стоит задача: как выбрать часть своей научной работы, чтобы написать статью. Сначала сам магистрант должен сам сформулировать проблему. И подумать, каким могло бы быть название статьи? Если мы так меняем название статьи, немного меняется проблема. Варианты названий – это процесс анализа и поиска, и его обязательно нужно фиксировать. В результате у вас получится список проблем и вариантов названия статьи – с этим списком уже можно обратиться к научному руководителю.

Другая ситуация: магистрант заявился на конференцию, нужно прислать тезисы доклада, потом можно представить текст для публикации в сборнике. Что правильнее – сначала подготовить тезисы, а потом расширять их до статьи,  или сразу написать статью, а потом «ужимать» ее до тезисов?

- «Написать текст, а потом сократить его до тезисов» - это линейный подход, а нам нужно думать о нашем исследовании как о целом. Мы уже провели исследование, у нас есть схема, подобраны цитаты, понятно, на чем фокус. Теперь мы можем готовить хоть тезисы доклада, хоть статью, в любом порядке.

Еще раз повторим самое главное:

  • Научная статья, в отличие от учебных пособий, курсовых, рефератов, магистерского исследования – текст научного стиля. Ее адресат: научное сообщество. Ее цель: представить людям, которые разбираются в науке, результат ваших исследований. Чтобы писать статью было легче, важно представлять себе, кто и зачем будет ее читать. 
  • Не нужно торопиться писать научные тексты. Важно разделить процесс исследования и изложение его результатов в статье. Ваше исследование должно храниться не в виде готового текста, а в виде схемы, плана, подборки цитат. 
  • Работа над статьей – это определение проблемы, формулировка главного тезиса, определение центральной процедуры, составление плана. После чего вы обращаетесь к своему исследованию, выбираете нужные цитаты, чтобы подтвердить основной тезис. 
  • Аннотация, вступление, заключение помогают читателю понять, какая проблема и как решается в вашей статье и пригодится ли ему этот текст.

Читайте также:


Письменная научная речь: составление текста в научном стиле

Письменная научная речь: как писать курсовые, дипломные работы, тексты в научном стиле. Дистанционная программа ИДО ПСТГУ Читать далее »


Дистанционная магистратура по теологии ИДО ПСТГУ

Магистратура по теологии "Православное богословие и философия в современном дискурсе": обучение полностью дистанционное, диплом государственного образца. Читать далее »


«Для создания научного текста не нужно вдохновение»

Интервью с преподавателем дистанционной программы «Письменная научная речь» ИДО ПСТГУ Ириной Александровной Меркишиной Читать далее »


Как учиться дистанционно в ИДО ПСТГУ?

Как учиться дистанционно в ИДО ПСТГУ - статьи о том, что такое дистанционное образование и как проходит обучение через интернет Читать далее »


Last modified: Thursday, 25 February 2021, 1:26 PM