«Было очень интересно размышлять вместе с Булгаковым о сотворении мира»: интервью с выпускником магистратуры
Какая связь между проектом интерактивного музея, посвященного происхождению вселенной в трактовках Библии и науки, и представлениями о сотворении мира из «ничто» в работах о. Сергия Булгакова? Выпускник магистерской программы «Православное богословие и философия в современном дискурсе» Филипп Арнольдович Самарец, являясь основателем нескольких интерактивных научных музеев, в своей магистерской работе исследовал наследие Булгакова и выявил эволюцию его учения о творении мира. Как Булгаков решал антиномию о трансцендентности Бога миру? И во что в результате трансформировался проект музея? Об этом выпускник 2024 года рассказал в интервью.
Филипп Арнольдович, почему Вы решили получить богословское образование?
- Я пришёл к вере уже во взрослом возрасте: в 23 года крестился, примерно с 2010 года стал служить пономарем в храме в своей деревне – я там провожу много времени.
Я много читал, но хотелось как-то систематизировать знания. Это во-первых. А во-вторых, у меня возникла идея о создании христианского музея, о христианском взгляде на сотворение мира. Эти факторы сошлись, и я нашёл в интернете информацию о возможности учиться дистанционно в ПСТГУ, и поступил в 2017 году на программу «Теология», а после нее – в магистратуру.
Вы писали в мотивационном письме для поступления в магистратуру, что Вы занимались созданием интерактивных музеев…
- Я являюсь учредителем двух интерактивных музеев. Один ныне действующий – «Экспериментаниум». Это музей занимательных наук для детей, или в целом для семей, призванный показать законы мироздания на примере интерактивных экспонатов, которые иллюстрируют открытия в области физики главным образом. Он основан на наследии советского популяризатора наук Якова Исидоровича Перельмана. Все мальчишки, и я в том числе, читали в детстве его книги: «Занимательная физика», «Занимательная механика», «Занимательная математика» и так далее. Когда у меня появились дети, в начале двухтысячных годов, в Москве такого рода активностей для них не было в принципе. И мы с моими друзьями, одноклассниками и коллегами по работе решили такой музей создать. И создали.
Потом мы создали второй музей, биологический, «Живые системы», который на примере интерактивных экспонатов иллюстрировал, как устроены живые существа: это были не анатомические разрезы и препараты, а условные или образные иллюстрации. Но, к сожалению, этот музей не пережил эпидемию covid19, сейчас он закрыт, экспонаты находятся на складе, но я надеюсь его оживить когда-то.
Поскольку я имел такой опыт и интересовался толкованиями на книгу Бытия, у меня возникла идея интерактивной экспозиции или музея о происхождении вселенной и жизни в рамках православного богословия.
Интересно, что история появления научных музеев в России XX века связана с попытками советской власти решить идеолого-просветительские задачи – это были скорее атеистические проекты, таким изначально был и Планетарий в Москве, например. А у вас в качестве магистерского проекта была противоположная идея: показать некоторые аспекты происхождения мира с точки зрения религии?
- Да, хотелось проиллюстрировать то, что мы знаем из Божественного Откровения, из книг Священного Писания о сотворении мира, и поразмышлять вместе с посетителями об этом.
А почему в процессе учебы эта тема не реализовалась? И как появилась другая тема магистерской работы – «Особенности учения о сотворении мира из «Ничто» в работах прот. С. Булгакова»? На первый взгляд она кажется, в сравнении с проектом интерактивного музея, более абстрактной, религиозно-философской…
- Поступить-то я в магистратуру поступил, а что дальше делать со своей идеей, я не знал. Пообщался с научным руководителем, Николаем Николаевичем Павлюченковым, с отцом Геннадием Егоровым и руководителем программы Татьяной Николаевной Резвых, и все равно не мог сформулировать, что, собственно, я собираюсь исследовать. Ведь всё-таки магистерская работа – это исследование. Нужно какой-то вопрос задать себе или окружающему миру. А у меня, получается, была идея, и надо было придумать, как ее реализовать, это не совсем подходило под формат магистерской работы.
В процессе этих дискуссий Николай Николаевич Павлюченков мне порекомендовал не зацикливаться на моей идее, а посмотреть, что есть рядом с ней интересного. Религиозные философы XX века меня всегда привлекали как личности, хотя, честно говоря, я их не много читал, но знал о них. Я кратко навёл справки, кто размышлял о космологии, о сотворении мира. И остановился на о. Сергии Булгакове, поскольку увидел, что в его работах есть материал для исследований.
Как вы это поняли: обнаружили, что есть какие-то неизученные работы Булгакова или вопросы, которые его исследователями не раскрыты?
- Я просмотрел библиографию исследований по Булгакову, которую составил А. П. Козырев, просмотрел кратко ряд исследований и увидел, что в принципе нет отдельных работ по теме сотворения мира у Булгакова. Все изучали или истории споров о софиологии, историю конфликтной ситуации вокруг Булгакова, связанной с его учением о Софии, или само учение о Софии. А это же не единственное, о чём писал Булгаков. Он писал и о сотворении мира, и у него совершенно оригинальное, на мой взгляд, учение о творении.
Сначала я хотел сравнить о. Сергия Булгакова со святыми отцами и написать работу по двум авторам, о. Сергию Булгакову и о. Георгию Флоровскому. Но, когда стал изучать материал, оказалось, что это неподъёмная задача для меня. И, благодаря мудрым советам преподавателей, я немножко умерил свой пыл и тему сузил. Но некоторые наработки по Флоровскому у меня есть, я в своей магистерской делаю сравнение их учений в виде большой таблицы в дополнениях к работе.
В чём специфика учения Булгакова о сотворении мира? Почему Вам оно показалось интересным, в чём оно оригинально?
- Догмат нашей Церкви говорит о том, что Бог сотворил мир из «ничто». И святые отцы об этом говорят, но очень кратко. А если поразмыслить, что же это значит? Я такого не встречал ранее. И встретил у Булгакова достаточно большой материал по этому вопросу, и этот материал эволюционирует в течение его жизни, то есть начинает он писать на эту тему, ещё будучи мирянином, где-то в период с 1914 по 1917 годы, а заканчивает размышлять над этим вопросом уже перед смертью, в 1940-х годах, во время Второй мировой войны. И его учение некоторым образом изменяется в этот период.
В итоге Булгаков приходит к тому, что утверждение о сотворении Богом мира из «ничто» означает, что не было никакого материала для сотворения мира, а значит, Бог сотворил мир из Самого Себя. Бог выделяет некую область собственной природы к самостоятельному существованию. Это мнение позднего Булгакова граничит с пантеистическими взглядами.
А в начале своих исследований на эту тему Булгаков интереснейшим образом рассматривает антиномии тварности (Бог Всеблаженный абсолют и Бог Творец относительного, Бог, трансцендентный миру и Бог, действующий в тварном мире и т.д.). Поражает, конечно, его идея о том, что вообще, когда мы встречаемся в богословии с антиномией – мы встречаемся с божественной областью, соприкасаемся с Божеством. И на раннем этапе его творчества ему представлялся таинственным переход от того состояния, когда есть только Абсолютный Бог – к состоянию, когда Бог жертвует своей абсолютностью и даёт место рядом с собой тварному миру. Такой «кенозис» получается, Булгаков даже сравнивает это с Голгофой. Переход от одного состояния к другому он признаёт тайной, непостижимой человеку. И мне, конечно, было очень интересно размышлять вместе с ним на эти темы.
То есть, в конце жизни Булгаков приходит к представлению, что Бог создаёт мир из Себя, и мир – частичка Бога, мир не отделён от Бога?
- Да, примерно так, природа мира изначально – это природа Бога.
И поэтому Бог не трансцендентен миру?
- Булгаков не отступает и здесь от антиномичности: он говорит, что Бог одновременно и трансцендентен миру, и нет.
Трудно ли вам было работать с текстами Булгакова? Они сложны для восприятия?
- Сложны, да. Но спустя примерно год я как-то вчитался, и Булгаков стал мне более понятен и близок. Он отличается, я бы сказал, дерзновением, то есть он пробует проникнуть в области, которые обычно относятся к апофатическим территориям для мысли. Я думаю, именно это вызывало некоторое раздражение у, скажем так, консерваторов от богословия. И я в конце своей работы делаю вывод, что, наверное, зря Булгаков не послушал святителя Тихона, который говорил ему в 1917 году «Вы в сюртуке нам (то есть Церкви) нужнее, чем в рясе». Если бы Булгаков был философом, а не священником, не преподавателем богословских дисциплин в Сергиевском университете, может быть, всё это по-другому бы выглядело, не так проблематично.
Вы учитывали биографию Булгакова, какие-то личные источники, переписку? Или вам были важнее именно его работы, и вы сосредоточились на содержании текстов?
- Конечно, биография была важна: целью моего исследования была эволюция взглядов Булгакова на сотворение мира, поэтому невозможно было абстрагироваться от его жизненного пути. И, конечно, я исследовал переписку с Флоровским. Интересными источниками были конспекты семинаров, которые Булгаков вёл в рамках братства Святой Софии, там он тестировал идеи на ближайших друзьях и сподвижниках.
А софиология, которой посвящено больше всего исследований Булгакова, как-то влияла на его восприятие вопроса о сотворении мира?
- Эти темы, конечно, связаны. Если в 1917 году, в главе работы «Свет невечерний», посвященной сотворению мира, даже слово «София» не встречается (то есть, для Булгакова это не вполне связанные области размышления), то к концу его жизни эти области сливаются, и одно без другого, в принципе, не может существовать. Софиология – это способ Булгакова осмыслить присутствие Бога в мире, объяснить, как трансцендентный Творец, абсолютный Абсолют может присутствовать в мире сотворённых им существ.
Решение той самой антиномии?
- Да. Как Достоевский может беседовать с братьями Карамазовыми и брать ответственность за их судьбу?
У вас есть планы дальше развивать свои исследования Булгакова, например, в аспирантуре или самостоятельно?
- Есть такое желание, поскольку тема интересная и мне интересно продолжать её – изучить всю космологию Булгакова. Не только сотворение мира, но и отношение временности и вечного, осмыслить вопрос, что такое время, вопрос свободы и необходимости в сотворённом мире. Есть, конечно, куда приложить силы исследовательские, и, может быть, я это осилю.
А планы по созданию интерактивного музея о сотворении мира вы не планируете реализовать?
- Этот проект пока остался в мечтах, поскольку события в мире немножко умерили мой пыл. Даст Бог, мы восстановим тот музей, который закрылся во время пандемии, на это все силы сейчас направлены.
Но в рамках магистерского курса педагогики мы проходили практику – составляли учебные программы. И я составил курс для совсем маленьких детей по первым трём главам Книги Бытия. Надеюсь, с сентября месяца я его попробую провести в воскресной школе на своем приходе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Даже используя традиционную иконографию, можно написать то, что иконой не будет»
Какие направления иконописи существуют и всякая ли работа, использующая иконописный канон, может считаться иконой? Выпускница богословской магистратуры монахиня Афанасия (Иванова) рассказывает о своей магистерской работе и критериях анализа современных икон. Читать далее »Какие темы можно исследовать в дистанционных магистратурах ИДО ПСТГУ?
Совсем скоро начнется прием документов в дистанционные магистратуры «Церковная история советского периода» и «Православное богословие и философия в современном дискурсе». Какие темы можно исследовать в рамках магистерских программ? Делимся опытом магистрантов... Читать далее »
Как прошла защита магистрантов ИДО?
7 февраля 2024 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви прошла защита выпускных работ магистрантов программы «Православное богословие и философия в современном дискурсе». В этот раз успешно защитились восемь магистрантов... Читать далее »
Преподаватель ИДО Николай Павлюченков защитил докторскую диссертацию по теологии
29 января преподаватель магистратуры ИДО Николай Павлюченков получил степень доктора теологии за диссертацию, посвященную богословскому осмыслению метафизики всеединства в наследии о.Павла Флоренского. Читать далее »