Три секрета успешной учебы: советы слушателей ИДО
Как правильно выстроить дистанционный учебный процесс, что помогает выполнять задания в срок, как упростить себе подготовку к итоговой аттестации? Мы собрали самые полезные советы из тех, которыми делятся на общем форуме учащиеся ИДО.
1. Не потеряться в текстах
Программы ИДО строятся на работе с текстами: большая часть материала дается в текстовом формате, почти все задания – разновидности письменных работ. Поэтому для успешной учебы важно уметь работать с текстовыми редакторами, искать нужные места в тексте по ключевым словам, выделять и копировать цитаты.
Внимательно читайте вопросы и задания преподавателя, ориентируйтесь на них, изучая предложенные учебные пособия и источники. Литература бывает довольно объемной, но, ориентируясь на вопросы, проще поставить конкретные цели и отделить главное от второстепенного. Если задание не совсем понятно, лучше сразу уточнить у преподавателя, чем выполнять работу неправильно.
Предпочитаете распечатывать материалы и читать их в бумажном виде или читаете с компьютера, телефона, планшета? В любом случае сразу по ходу чтения выделяйте в тексте – маркером, закладками, другими цветами – фрагменты, нужные для подготовки ответов. В электронном формате лучше сразу копировать их в файл с вопросами, отмечая источники. Когда материал для подготовки ответа собран, надо, опираясь на него, сформулировать тезисы своего ответа, оставив минимум необходимых цитат (правильно оформленных).
Привычка выделять главное и писать кратко, но по существу, позволяет экономить время и структурировать материал. Если такой привычки нет, помогут простые приемы.
- Оформлять письменный ответ в виде таблицы – такой формат сразу настраивает на лаконичность и позволяет избежать слишком пространных рассуждений.
- Подготовив текст, попробовать сократить его на четверть, потом вдвое и втрое, не потеряв при этом смысл. В процессе понимаешь, что длинные фразы порой можно заменить одним словом. Упражнение формирует навык давать сжатые и четкие письменные ответы.
Для оформления заданий (особенно это актуально для больших письменных работ, например, докладов, рефератов, курсовых) могут пригодиться библиографические менеджеры – программы, помогающие систематизировать библиографические данные текстов, создавать заметки для подготовки текстов и оформлять ссылки на источники и списки литературы. Такие программы позволяют создавать и дополнять базу ссылок на литературу, загружать полные тексты книг, искать библиографическую информацию по каталогам крупных библиотечных фондов, работать в текстовом редакторе, добавляя ссылки на источники в свой текст. Но придется потратить некоторое время на изучение интерфейса приложения (зачастую нерусифицированного). Библиографических менеджеров много: Mendeley, EndNote, Zotero, RefWorks, Citavi и другие.
2. Не пытаться сделать больше, чем можешь
Объем материала, который на программах ИДО надо изучить в сжатые сроки, велик. И если бы времени было больше, его бы не хватило, чтобы изучить все. Такие дисциплины, как догматика, Священное Писание, церковная история невозможно вместить ни в один курс, ни в один список литературы. Поэтому не стоит жалеть, что во время курса не удалось подробно рассмотреть все вопросы, которые были обозначены, – важно уже то, что вы узнали об их существовании и понимаете, к каким источникам можно обратиться, если нужно будет лучше в них разобраться.
Задания преподавателя помогут двигаться в море материалов в соответствии с планом. Но и зачастую задания также ставят высокую планку – не каждый в силу ограниченного времени или других причин способен выполнить их на отлично в отведенное время. Важно
справиться с перфекционизмом, трезво оценить свои возможности и уровень подготовки и не стремиться во что бы то ни стало добиться отличных оценок или блестящих ответов. Да, можно постараться, чтобы углубиться в вопрос или доработать свой ответ,
улучшив оценку, но если из-за этого вы выбьетесь из графика, вам будет сложнее справиться со следующей темой, и к концу курса вы рискуете накопить задолженности. Лучше освоить самое главное и пройти курс со средними баллами, но правильно распределить
силы, чтобы их хватило до конца.
Выполняя задания, не старайтесь сразу проработать всю дополнительную литературу – ориентируйтесь на обязательные учебные пособия, и только если в них нет ответа на какой-то вопрос или у вас остается время и силы, обращайтесь к дополнительным материалам. Неполные ответы лучше, чем полное отсутствие ответов.
3. Работать на перспективу
Изученное в первых курсах, пригодится в последующих, хотя рассматривать уже усвоенный материал придется под новым углом. А затем все, что изучалось, понадобится для подготовки к коллоквиуму. Значит, с самого начала учебы стоит позаботиться о том, чтобы материалы по пройденным темам были доступны, если понадобится что-то найти, вспомнить, уточнить.
Сохраняйте литературу и свои контрольные работы, ответы на форумах, комментарии преподавателей к заданиям. Доступ к старым курсам в системе дистанционного обучения сохраняется, но поиски нужного вопроса в прошлогоднем курсе займут гораздо больше времени,
чем обращение к единому архиву на жестком диске или в вашем облачном хранилище.
Стоит ли говорить о том, что важные тексты, найденные по ссылкам в интернете, лучше сохранять в оффлайн-версии? Если этого не делать, однажды вы рискуете обнаружить,
что электронная библиотека, в которой размещалась нужная вам статья, прекратила свое существование вместе со всем содержимым. Если правила сайта позволяют копирование, стоит потратить пять минут на сохранение текста в файл или загрузку pdf-версии
на компьютер.
Мало просто сохранить материалы – важно правильно их структурировать, чтобы не запутаться в разросшемся электронном архиве. Можно собирать книги, статьи, контрольные работы в папки по дисциплинам, но еще удобнее создавать папки по тематическому принципу. Во-первых, чтобы не мучиться, вспоминая, в каком именно курсе встречалась та или иная статья или вопрос. Во-вторых, потому что многие темы рассматриваются в разных дисциплинах, дополняясь новыми материалами.
Обращаясь для ответов к Священному Писанию, старайтесь запоминать хотя бы номера глав, в которых содержатся цитаты по тому или иному вопросу. Умение быстро ориентироваться в библейских текстах, находя нужные фрагменты для раскрытия темы, очень поможет в будущем.
Совет «работать на перспективу» можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Учеба закончится, но хочется надеяться, что и потом вам неоднократно предстоит использовать изученное. Особенно это касается тех, чья деятельность так или иначе связана с теологией, например, преподавателей и катехизаторов. Вот и еще одна причина постараться сохранить все письменные работы и прочитанные тексты.
Как закончить дистанционную магистратуру: опыт выпускников
Какие дисциплины особенно запомнились, легко ли работать над дипломом, и к чему готовиться тем, кто только учится или собирается поступать в богословскую магистратуру? Рассказывают магистры первого выпуска... Читать далее
Как распределить время и силы на программе «Теология»