Как правильно выстроить дистанционный учебный процесс, что помогает выполнять задания в срок, как упростить себе подготовку к итоговой аттестации? Мы собрали самые полезные советы из тех, которыми делятся на общем форуме учащиеся ИДО.

1. Не потеряться в текстах

Программы ИДО строятся на работе с текстами: большая часть материала дается в текстовом формате, почти все задания – разновидности письменных работ. Поэтому для успешной учебы важно уметь работать с текстовыми редакторами, искать нужные места в тексте по ключевым словам, выделять и копировать цитаты.

Внимательно читайте вопросы и задания преподавателя, ориентируйтесь на них, изучая предложенные учебные пособия и источники. Литература бывает довольно объемной, но, ориентируясь на вопросы, проще поставить конкретные цели и отделить главное от второстепенного. Если задание не совсем понятно, лучше сразу уточнить у преподавателя, чем выполнять работу неправильно.

Предпочитаете распечатывать материалы и читать их в бумажном виде или читаете с компьютера, телефона, планшета? В любом случае сразу по ходу чтения выделяйте в тексте – маркером, закладками, другими цветами – фрагменты, нужные для подготовки ответов. В электронном формате лучше сразу копировать их в файл с вопросами, отмечая источники. Когда материал для подготовки ответа собран, надо, опираясь на него, сформулировать тезисы своего ответа, оставив минимум необходимых цитат (правильно оформленных).

Привычка выделять главное и писать кратко, но по существу, позволяет экономить время и структурировать материал. Если такой привычки нет, помогут простые приемы.

  • Оформлять письменный ответ в виде таблицы – такой формат сразу настраивает на лаконичность и позволяет избежать слишком пространных рассуждений.
  • Подготовив текст, попробовать сократить его на четверть, потом вдвое и втрое, не потеряв при этом смысл. В процессе понимаешь, что длинные фразы порой можно заменить одним словом. Упражнение формирует навык давать сжатые и четкие письменные ответы.

Для оформления заданий (особенно это актуально для больших письменных работ, например, докладов, рефератов, курсовых) могут пригодиться библиографические менеджеры – программы, помогающие систематизировать библиографические данные текстов, создавать заметки для подготовки текстов и оформлять ссылки на источники и списки литературы. Такие программы позволяют создавать и дополнять базу ссылок на литературу, загружать полные тексты книг, искать библиографическую информацию по каталогам крупных библиотечных фондов, работать в текстовом редакторе, добавляя ссылки на источники в свой текст. Но придется потратить некоторое время на изучение интерфейса приложения (зачастую нерусифицированного). Библиографических менеджеров много: MendeleyEndNoteZoteroRefWorksCitavi и другие.

2. Не пытаться сделать больше, чем можешь

Объем материала, который на программах ИДО надо изучить в сжатые сроки, велик. И если бы времени было больше, его бы не хватило, чтобы изучить все. Такие дисциплины, как догматика, Священное Писание, церковная история невозможно вместить ни в один курс, ни в один список литературы. Поэтому не стоит жалеть, что во время курса не удалось подробно рассмотреть все вопросы, которые были обозначены, – важно уже то, что вы узнали об их существовании и понимаете, к каким источникам можно обратиться, если нужно будет лучше в них разобраться.
Задания преподавателя помогут двигаться в море материалов в соответствии с планом. Но и зачастую задания также ставят высокую планку – не каждый в силу ограниченного времени или других причин способен выполнить их на отлично в отведенное время. Важно справиться с перфекционизмом, трезво оценить свои возможности и уровень подготовки и не стремиться во что бы то ни стало добиться отличных оценок или блестящих ответов. Да, можно постараться, чтобы углубиться в вопрос или доработать свой ответ, улучшив оценку, но если из-за этого вы выбьетесь из графика, вам будет сложнее справиться со следующей темой, и к концу курса вы рискуете накопить задолженности. Лучше освоить самое главное и пройти курс со средними баллами, но правильно распределить силы, чтобы их хватило до конца.

Выполняя задания, не старайтесь сразу проработать всю дополнительную литературу – ориентируйтесь на обязательные учебные пособия, и только если в них нет ответа на какой-то вопрос или у вас остается время и силы, обращайтесь к дополнительным материалам. Неполные ответы лучше, чем полное отсутствие ответов.

3. Работать на перспективу

Изученное в первых курсах, пригодится в последующих, хотя рассматривать уже усвоенный материал придется под новым углом. А затем все, что изучалось, понадобится для подготовки к коллоквиуму. Значит, с самого начала учебы стоит позаботиться о том, чтобы материалы по пройденным темам были доступны, если понадобится что-то найти, вспомнить, уточнить.

Сохраняйте литературу и свои контрольные работы, ответы на форумах, комментарии преподавателей к заданиям. Доступ к старым курсам в системе дистанционного обучения сохраняется, но поиски нужного вопроса в прошлогоднем курсе займут гораздо больше времени, чем обращение к единому архиву на жестком диске или в вашем облачном хранилище.
Стоит ли говорить о том, что важные тексты, найденные по ссылкам в интернете, лучше сохранять в оффлайн-версии? Если этого не делать, однажды вы рискуете обнаружить, что электронная библиотека, в которой размещалась нужная вам статья, прекратила свое существование вместе со всем содержимым. Если правила сайта позволяют копирование, стоит потратить пять минут на сохранение текста в файл или загрузку pdf-версии на компьютер.

Мало просто сохранить  материалы – важно правильно их структурировать, чтобы не запутаться в разросшемся электронном архиве. Можно собирать книги, статьи, контрольные работы в папки по дисциплинам, но еще удобнее создавать папки по тематическому принципу. Во-первых, чтобы не мучиться, вспоминая, в каком именно курсе встречалась та или иная статья или вопрос. Во-вторых, потому что многие темы рассматриваются в разных дисциплинах, дополняясь новыми материалами.

Обращаясь для ответов к Священному Писанию, старайтесь запоминать хотя бы номера глав, в которых содержатся цитаты по тому или иному вопросу. Умение быстро ориентироваться в библейских текстах, находя нужные фрагменты для раскрытия темы, очень поможет в будущем.

Совет «работать на перспективу» можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Учеба закончится, но хочется надеяться, что и потом вам неоднократно предстоит использовать изученное. Особенно это касается тех, чья деятельность так или иначе связана с теологией, например, преподавателей и катехизаторов. Вот и еще одна причина постараться сохранить все письменные работы и прочитанные тексты.



Как закончить дистанционную магистратуру: опыт выпускников

Какие дисциплины особенно запомнились, легко ли работать над дипломом, и к чему готовиться тем, кто только учится или собирается поступать в богословскую магистратуру? Рассказывают магистры первого выпуска... Читать далее

Как распределить время и силы на программе «Теология»


Сложно ли учиться через интернет, насколько велика нагрузка и как распределить время – эти вопросы особенно актуальны для абитуриентов и первокурсников долгосрочных программ, например, программы профпереподготовки «Теология», обучение на которой продолжается 3,5 года. Лучшие советы новичкам могут дать выпускники, успешно преодолевшие учебный марафон. Своим опытом делится выпускница 2017 года Елена Александровна Любченко. Составьте «расписание жизни» Прежде всего необходимо осознать, что с … Читать далее
Последнее изменение: пятница, 22 января 2021, 22:02