01.07.2015










Что мне дала учеба?

  1. Моя «история» и внутренние ощущения.

Я был крещен по собственной инициативе в 12 лет и до 30 лет был вполне удовлетворен своими отношениями с Богом. «Ты мне – я Тебе» «поработало» до момента окончания поры экзаменов в учебных заведениях и благополучно было оставлено на пороге 20-летия.


После 30 лет духовная жажда стала вполне ощутимой, и Господь мягко повернул меня к вопросу воцерковления. Призыв был несомненным, как и убедительность последующего за ним безмерного благодатного укрепления неофита.


Прекрасно помня, каким образом я был некогда гордыней и предрассудками выведен из Церкви, я решил не искать окольных путей, и занялся поисками возможности получения православного духовного образования.


После ознакомления с вопросом поступления в семинарию, или прохождения каких-либо катехизических курсов, стало очевидно, что ни то ни другое мне не подходит – в нашем городе ничего подобного нет. Да и я, к тому же – уже на тот момент далеко не студент, а «глубоко» семейный светский человек, с устоявшимся мирским бытом и кругом общения. Все что оставалось – искать заочное образование.


Этим я и занялся. По совету приходского священника (как оказалось – магистерского выпускника еще ПСТБИ) обратил внимание на Свято-Тихоновский. Увидев, что есть какая-то новая, неизвестная мне дистанционная  форма интернет-образования, я, расценив это событие одним из череды промыслительных явлений, связанных с восстановлением моего прерванного некогда диалога с Богом, без сомнений стал готовиться к поступлению. Подготовившись по доступному на сайте учебнику «Основы Православия», я успешно прошел вступительные тесты, и был зачислен на первый семестр программы «Теология».


Честно говоря, я думал, что интернет-образование – это некий «апгрэйд» заочной формы, когда учебой можно заниматься в очень свободном спокойном режиме с относительным напряжением лишь во время сдачи каких-либо испытаний на сессиях. Замеченную на сайте ремарку о том, что «…для успешной учебы Вам будет достаточно уделять подготовке 2-3 часа в день…» я расценил как обычное преподавательское «брюзжание», и не воспринял ее всерьез. А зря…

Как только я приступил к занятиям, я понял, как ошибочны были мои представления о такой форме преподавания. С непривычки показалось, что кроме учебы в жизни почти ничего не остается. Причем как во временном плане, так и в плане неизвестного мне ранее чувства духовного подъема, и даже некоей по-детски безотчетной радости.


Форма и способ подачи материала не оставляли никаких сомнений в правильности выбора. Потребовалось напряжение всех сил. По моим ощущениям, гораздо большее, чем при учебе на дневной форме. Пришлось ОЧЕНЬ много читать и думать. Но и эффект был соответствующим – в сжатой форме нам предлагался опыт приобщения к неложному источнику священного Предания, формировалась правильная «жажда» и опыт распознавания вкуса Истины, находящейся в Церкви, давались указания на возможные заблуждения и опасности на пути духовного делания…


  1. Приобретения

К третьему-четвертому семестру стало налаживаться осознанное участие в соборном бытии Церкви – все происходящее в ней стало приобретать черты осмысленности, регулярное участие в богослужениях и причащение постепенно привели к формированию христоцентричного устроения всей моей жизни.


Общий духовный подъем, и уверенность в правильности выбранного пути помогали и помогают преодолевать сложные периоды в жизни.


За время учебы я приобрел несколько близких по духу друзей и собеседников. Опыт общения во время совместной работы над заданиями, обсуждение и решение общих проблем помогли почувствовать себя своим среди искренних, небезразличных, духовно активных людей.


Раскрылась красота обрядовой стороны Церкви и богослужения, постепенно стал приобретаться важный опыт различения первостепенного и второстепенного в церковной жизни.


Несколько близких мне (номинально православных, но ранее невоцерковленных людей) вошли в Церковь, преодолев окружные пути предрассудков и сомнений с помощью подаваемого Богом свидетельства через немощь моего «глагола благовествующего» и, особенно, через перемены в моей жизни.


«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8,32). «…Это важно: учеба дает новое измерение свободы от греха…» (© Д.Первий). Учеба стала одним из важных деятельных аспектов покаяния, «метанойи», то есть изменения ума. На самом деле, то, что преподается, хочешь ли того или нет, меняет тебя – «компромиссы» с грехом становятся все тягостнее, «белые нитки» начинают лезть изо всех швов окружающей тебя действительности. И это надо иметь ввиду. Жить по-прежнему, без изменения образа жизни, уже не получается. С другой стороны, предупрежденный – вооружен: труд распознавать в себе навязанное и осознанно работать на избавление от него становится гораздо более понятным и ясным.


  1. Советы выпускника (как поступающим, так и поступившим)

Надо быть готовым к тому, что учеба займет серьезную часть личного времени.


Не надо бояться того, что будто бы ничего не понимаешь или не справляешься. Формы и методы преподавания во многом уникальны и эффективны. Никогда не «опускайте рук».


Перед лицом, казалось бы, неразрешимых трудностей в выполнении заданий, не нужно поддаваться панике. Иногда даже полезно смириться и немного отступить в уповании на помощь Божию. Из этого тоже можно и нужно извлекать плоды.

Читайте, по возможности, всю основную литературу, которую Вам рекомендуют к занятию (дополнительную – по возможности).

Помните, что преподаватель – не «спекулатор» для Вас, не преграда на пути к диплому, а искренне заинтересованный в Вашем духовном становлении человек. Обращайтесь к Вашим инспектору и преподавателю с любыми вопросами и проблемами, касающимися учебы, не замыкайтесь в себе.


Приложите максимум усилий, чтобы не допускать «хвостов» по предметам. По крайней мере, закрывайте их сразу по окончании семестра.


Полезно все время помнить, что духовное образование – это не то же самое, что светское. Учеба здесь целиком и полностью литургична. Она неотделима от жизни Церкви. Учась, вы не столько получаете сумму знаний, сколько непрерывно живете глубокой внутрицерковной жизнью, духовно питаетесь уже не «младенческой пищей», но концентрированным знанием и опытом, накопленным за несколько тысяч лет.


Не забывайте, что во все время учебы вы будете находиться под особым водительством и покровом Духа. Отсюда же должно быть понятно и то, что никакое сотрудничество с силами лжи (списывание, плагиат и т.п.) не только не поможет вам, но и непременно послужит источником вразумительных скорбей.


И еще: попав в число учащихся, вы, так или иначе, принимаете призыв, вне зависимости от того, клирик Вы или мирянин… становитесь уже не просто «рядовым» христианином, но некоей духовной гвардией, особым воинством Христовым, облеченным не только верой, но и знанием.


Кроме того, не получится уже и наедине с собой «спокойно» слукавить – совесть приобретает в познании Истины сильнейшего союзника и опору. И не сослаться уже потом на «незнание закона» :).


Последнее изменение: среда, 22 апреля 2020, 00:59