29.12.2016

Всеволожск, выпуск 2016 г.


В 2004-2008 гг. я учился во взрослой церковно-приходской школе и на епархиальных богословско-педагогических курсах. С 2007 года начал привлекаться к преподаванию в ЦПШ и к 2011 году ощутил необходимость продолжить богословское образование. Свободное время для этого было, но по сложному графику. Поэтому решил попробовать дистанционную форму. За время обучения обстоятельства жизни усложнялись — повысилась должность на работе, появилось еще двое детей, но в учебу успел втянуться, поэтому доучился до конца, хотя на прохождение 7 семестров в итоге ушло 5,5 лет.


Что помогло не бросить:


1) Мотивация. За первые 3 семестра успел убедиться, что это — интересно и полезно. Прохождение каждого модуля дает явный результат: реально повышает компетенцию и открывает новые горизонты. Особенно это актуально при активной церковной жизни – несении богослужебных послушаний, преподавании в ЦПШ, участии в приходских и епархиальных мероприятиях.


2) Высокая степень гибкости учебного процесса. Многие учебные модули имеют довольно жесткий график (особенно в отношении коллективных заданий), но адаптироваться к нему можно, благодаря доступу 24ч./7дн., возможности досдачи долгов, и, в крайнем случае, — повторного прохождения курса (бояться последнего не надо – если торопиться некуда, то это только растягивает удовольствие :).


По форме обучения. Мне есть с чем сравнить, я закончил богословско-педагогические курсы Петербургской митрополии. Это 3 года 2 раза в неделю по 4 часа, преподаватели СПбДАиС, экзамены и зачеты каждый семестр (не по всем предметам). На мой скромный взгляд, соотношение (результат)/(затраты времени) при дистанционном обучении выше. Учеба здесь организована так, что невозможно получить зачет за курс, не проработав каждую тему. Причем проработав активно, выдавая какой-то продукт (как минимум, формулируя что-то своими словами). Поэтому процент усвояемости очень высок. Заодно прокачивается навык регулярной самостоятельной работы. При классической системе с долгим пассивным параллельным прохождением нескольких дисциплин (с аттестацией в конце) могут возникнуть почти неустранимые (и даже не выявленные) лакуны в случае неизбежных для взрослых людей пропусков занятий или даже просто отвлечении внимания.


Хочется отметить высокую продуманность и проработанность учебных курсов, разнообразие форм заданий. При этом чувствуется их связанность между собой и единство подхода (не теряется некая красная нить и веет одинаковым духом), что не всегда бывает в сфере дополнительного церковного образования (т. к. силен фактор личного подхода каждого преподавателя).


Недостатки и проблемы, конечно, тоже есть. С обучающей стороны бывают технические и организационные накладки. Но главная проблема, мне кажется, находится на обучающейся стороне. При всех своих плюсах, дистанционная форма обучения довольно трудна и требует высокой самоорганизации учащегося. Зато она очень хорошо проявляет слабости и способствует трезвой самооценке.


Last modified: Wednesday, 22 April 2020, 12:08 AM