Маргарита Мечиславовна Оленичева, Череповец, выпуск 2015
20.07.2016
На выпускном вечере по случаю окончания Вологодского Духовного училища два года назад при вручении дипломов было сказано много правильных и красивых слов, в том числе и такие: «Если вы, дорогие студенты, думаете, что все закончилось, то вы ошибаетесь, – все еще только начинается!» Эти слова периодически вспоминаются, т.к. на самом деле земная жизнь – это путь, а преодолевать этот путь надежнее с теми, кто уже знает дорогу, чьи советы и помощь всегда правильны, потому, что проверенны они собственным опытом, собственной жизнью.
Читая труды святых отцов многое понятно, что в них написано, и понятно, что они написаны для всех христиан. Но остаётся странное чувство, что всё это вроде бы и про нас, да не совсем, потому, что это жизнь, которой лично я, и близко не могу достигнуть. Это какая-то другая жизнь. Кто же такие святые? Удивительно узнать, что святые были такими же людьми, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание.
Тогда как же люди становятся святыми, если они ими не рождаются? Да, святыми не рождаются. Ими становятся. На самом деле правильно думать, что святым человек стал в течение своей земной жизни. А что явилось причиной святости человека? Эти и многие другие вопросы нашли свои ответы за время обучения на курсе «Агиология».
Священник Павел Флоренский в «Докладной записке» называет агиологию «живое осуществление и наглядное явление духовной жизни». Изучение агиологии есть «опытное исследование христианства как силы жизненной, а не только красивой мечты… Агиология уясняет самые глубины христианства, и… то, чем были они (святые), чего они достигли своим подвигом, – самые высшие и притом реальные достижения человечества». Изучая агиологию, мы познавали «святых, строения их личности, законов их жизни, своеобразия их опыта и их мышления, отношения этих законов, этого опыта, этого мышления к обычным, свойственным грешному человеку».
В период изучения этого предмета как-то совершенно по-новому открылись слова, что святость – это не удел избранных, это задача для любого христианина. Очень ярко прозвучало обращение св. Филарета Московского к «каждому христианину», что ему вменяется в «обязанность и побуждение непременно сделаться святым» и Господь «дает … средство сделаться святыми».
Итак, святые – это такие же люди, как и мы с вами. Серафим Саровский говорил, что разница между христианами древности и современности заключается в отсутствии у последних решимости. Бог неизменяем. Он «вчера и днесь и вовеки Тот же». Если кто-то смог пронести свой крест терпеливо и честно, а я не могу, то не внешние условия тому виной. Наверно, не все мы можем жить и подвизаться так, как подвизались великие святые, однако имеем способность в какой-то степени подражать их подвигам, укрепляясь молитвами святых Божиих угодников, видеть перед собою достойные примеры подражания к благочестивой, добродетельной жизни.
Спасибо всем организаторам и педагогам данного курса. Огромное спасибо Елене Николаевне Никулиной за структурированный, логично и доступно изложенный материал в лекциях. Отдельно хочется поблагодарить за аудио-лекции, которые смогли заменить мне невозможность живого общения. Участие в обсуждении темы и расстановка акцентов давало правильное направление в изучении дисциплины. Материал, предложенный к изучению, был интересен, удивителен, иногда совершенно новым, лично для меня, и достаточен для ответов на поставленные вопросы преподавателя. Так же хочу поблагодарить преподавателя Игоря Константиновича Щировского за внимание, терпение и своевременные помощь и поддержку на протяжении обучения.
«Устрашимся нашего невежества, влекущего нас в вечную погибель; изучим христианство; возлюбим послушание святой Церкви, возлюбленное для всех, имеющих знание веры христианской» (Св. Игнатий Брянчанинов «Слово о спасении и о христианском совершенстве»).