Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев отмечает 80-летие
28.03.2021
28 марта ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерею Владимиру Воробьеву исполняется 80 лет.
Мы поздравляем отца Владимира с юбилеем! Именно благодаря замыслу и усилиям нашего ректора в университете появилось дистанционное образование, позволившее множеству людей из разных городов и стран приобщиться к сокровищам православной премудрости и потрудиться на пользу Святой Церкви. Заботу и попечение отца Владимира мы чувствовали все время существования сначала отделения интернет-обучения, а потом и нашего института.
Желаем, чтобы милость и благодать Божия никогда не оставляли нашего ректора!
Фотографии из альбома официальной страницы Университета ПСТГУ Вконтакте
Мы выбрали несколько цитат из интервью, которые давал о.Владимир за эти годы, - и в этих небольших цитатах отражается долгая история пастырского служения и трудов по развитию православного образования и науки:
Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонения должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников очень непросто. Для этого требуется время.
(Журнал «Фома», № 2 (8), 1999 год)
Нашим студентам приходится очень много работать в весьма непростых условиях, приходится учиться терпению и выдержке. Но знаете, мне кажется, что это... хорошо. Ведь те, кто проходит нашу школу до конца, становятся закаленными и прекрасно обученными специалистами,
подготовленными морально и физически к различным тяготам профессиональной и бытовой жизни... Возможно, не будь этой жесткости и требовательности, мы бы не выжили. Важно понимать, что это не жесткость ради жесткости, не чрезмерная требовательность,
а необходимость, обусловленная тем, что мы были первыми. Мы пробиваем себе дорогу, мы преодолеваем те трудности, которые не все могут преодолеть. Нам нужно проложить путь и тем, кто идет вслед за нами.
( Журнал «Фома», № 3 (20), 2004 год)
Когда мы создавали наш институт, то думали в первую очередь о том, чтобы вывести духовное образование из гетто. Оно должно быть открытым и интегрированным в общее образовательное пространство нашей страны. Мы исходили из того, что, поскольку никакой закон не препятствует верующим получать религиозное образование, мы должны сделать образование доступным и всем понятным. Наш университет и сегодня преследует эту цель. Мы к этому стремимся, и многое здесь уже достигнуто.
На днях в своем вступительном слове на открытии богословской конференции Святейший Патриарх Алексий сказал: «… нам нужна сегодня сильная богословская наука». Эти слова Святейшего патриарха Алексия можно было бы поставить в качестве девиза в нашем Университете. Мы понимаем, что в наше время, когда наука получила в мире почти непререкаемый авторитет, невозможно и неправильно пренебрегать ею. К тому же настоящее образование без научного творчества тоже не существует. Поэтому одной из важнейших целей нашего Университета является развитие гуманитарной науки, прежде всего богословской, церковно-исторической.
(«Воскресная школа. Образование», 2005 год)
Мы хотим, чтобы наши студенты верили не «умозрительно», не были просто философствующими идеалистами – мы хотим воспитывать людей церковных, людей, которые живут по вере, по Евангелию. Мы пытаемся открыть им дорогу для воцерковления, для того, чтобы они могли укорениться в церковной жизни. Вера реализуется в Церкви: в исполнении религиозных предписаний, заповедей, в работе над собой, своим духовным совершенствованием. Научая студентов настоящей церковной жизни, мы надеемся воспитать их нравственными людьми. Мы учим их понятию духовной красоты – не внешней, а внутренней, нравственной красоты, основанной на жертвенной любви.
(«Церковный вестник», 2008 год)
Научить злу легко, это все равно, что бросать камни с горы, а научить добру – это таскать большие камни на гору. В этом падшем мире все доброе рождается с большим трудом и подвигом. А все злое творится само собой, очень легко. За добро мы должны бороться. Казалось бы, в борьбе со злом силы у нас неравные: у него деньги, технические возможности, средства массовой информации и так далее. Но у нас зато помощь Божия есть. Так что мы можем бороться.
Мой дедушка был священником и умер в тюрьме за веру. Я родился через год после его смерти, меня назвали его именем, и с самого детства я чувствовал связь со своим дедушкой. Мне все говорили, что я буду священником, и я сам как-то чувствовал, что должен им быть. Я вырос в православной среде, и вот это преемство, может быть, уже на краю, на пределе — все-таки я думаю, что успел воспринять его. Я видел старых священников, близко знал многих замечательных старцев, и поэтому я остро переживаю то, что сейчас среди молодого духовенства этого преемства не заметно или оно еле-еле теплится.
(«Православие и современность», 2009 год)
Земная Церковь в некотором смысле подобна Голгофе. Там тоже стояли разные люди: Матерь Божия, апостол Иоанн Богослов, но и сотник, и воины, и фарисеи, и просто народ. Как и на Голгофе, для нас главное, что здесь в Церкви — Христос. Христос — Богочеловек, в Нем две природы: Божественная и человеческая. Церковь — Тело Христово, в ней живет и действует Христос, желающий соединить Себе приходящих к нему людей. Все Христово — безупречно, а человеческая составляющая имеет серьезные изъяны, которые только постепенно уврачевываются с Божьей помощью.
(«Православие и мир», 2013 год)
Я абсолютно уверен, что наша Церковь выстояла в эпоху гонений благодаря подвигу новомучеников, благодаря их святости, их молитвам, их духу. И люди, воспринявшие этот дух, оказались самыми стойкими и сохранили веру в годы безбожия. Господь действует через Своих святых. Поэтому у нас есть надежда, что и богословская наука потихоньку воспрянет, и, если продлится спокойное время, наш народ воспримет по-настоящему православную веру и найдет добрый путь в жизни.