24.10.2024

24 октября Церковь празднует память отцов VII Вселенского собора (если праздник приходится на будний день, празднование переносится на ближайшее воскресенье).

Почему Церковь вспоминает участников VII Вселенского собора и чем этот собор важен для современных христиан? 

Рассказывает преподаватель догматического богословия на программе «Теология: Библия и вероучение Церкви» Алина Георгиевна Краснова:

«Этот церковный собор проходил в 787 г. в византийском городе Никее (ныне г. Изник на территории Турции) и стал заключительным для эпохи Вселенских соборов – так называется в церковной истории период с IV по VIII век, когда прошли семь наиболее значимых соборов. Седьмой Вселенский собор своем вероопределении утвердил истину иконопочитания и тем самым – всё догматическое учение Церкви, сформированное этой эпохой.

Одним из главных назначений созыва Вселенских соборов в истории Церкви являлось утверждение догматических (вероучительных) истин, которые подвергались искажениям со стороны различных еретических учений. Через соборное утверждение Церковь всегда защищала истинную веру, переданную ей от Иисуса Христа и святых апостолов, по слову Писания: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15).

Постановления святых Вселенских соборов – это одна из форм Священного Предания, служащая сохранению и распространению истины христианской веры. Еще с апостольских времен Церковь руководствовалась в вероучительных вопросах принципом соборности, который предполагал не только совместное рассмотрение важнейших вопросов в христианском собрании под председательством наиболее авторитетных в церкви отцов, но и дух братской любви и единомыслия, свидетельствующие о том, что Сам Господь есть истинный глава собора. Так, первое определение Иерусалимского собора, о котором повествует книга Деяний, содержит формулу: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).

Отцы Седьмого Вселенского собора в определении закрепили, что в Церкви мы «...сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился…». Догмат о воплощении Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа является одним из центральных во всем догматическом учении Церкви, и почитание икон – образов, возводящих к Первообразу, – являет нам реальность воплощения Слова. А отцы, силами которых осуществлялись Соборы и память которых мы чтим, – это защитники православного вероучения, явившие собой и своей жизнью, что Церковь действительно есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).»

Хотите больше узнать о православном вероучении? Приходите учиться на дистанционную программу «Теология: Библия и вероучение Церкви».

Последнее изменение: среда, 16 октября 2024, 00:35