Заменит ли искусственный интеллект тьютора: второй день конференции «Цифровое образование. XXI век»
24.05.2025
Продолжаем рассказ о работе седьмой научно-практической
конференции «Цифровое образование. XXI век», организованной при участии
Института дистанционного образования ПСТГУ в главном здании университета 22-23
мая 2025 года.
23 мая конференция продолжилась тремя секциями и итоговой дискуссией. Одной из важных тем вновь оказался искусственный интеллект, но ему не удалось вытеснить из центра внимания «естественный интеллект» – то есть преподавателей, учащихся, создателей образовательных программ и тьюторов.
Тьюторы узким кругом собрались во Владимирском зале, где под руководством модератора секции «Соотношение личностного и профессионального в деятельности тьютора», заместителя директора по организационному развитию Свято-Дмитриевской школы Дмитрия Владимировича Смирнова продолжали начатый в прошлом году разговор о роли своей профессии в современном образовании.
В этом году камерная атмосфера секции как нельзя более соответствовала теме: участники
делились личными историями выбора профессии и рассказывали о своей подготовке,
обсуждали, как проявляются в профессиональной деятельности жизненный опыт и личные
особенности.
Участниками секции стали директор департамента социального самочувствия ОАНО Сколка, экс-руководитель тьюторской службы и тьютор старшей школы «Новой школы» Антонина Валерьевна Болотова и Мария Александровна Янонис, тьютор частной практики Лидия Константиновна Елизарова, тьютор школы «Димитриевская» Иван Сергеевич Ерофеев, тьютор в ПСТБИ, руководитель службы индивидуального сопровождения студентов ПСТГУ диакон Евгений Лютько. Собравшихся интересовали вопросы о том, какой должна быть оптимальная разница в возрасте между тьютором и тьюторантов, что понимать под «взрослостью» (например, способность в нужный момент принять на себя ответственность за ситуацию), когда специалисту нужна супервизия и как справляться с теми проблемами, которые у тьютора и его подопечного общие (с такими, как проблема опозданий). Участники дискуссии пришли к выводу, что каждому, кто выбрал для себя эту профессию, важно понимать, как он представляет себя в качестве тьютора и как его личностные качества сочетаются с профессиональными задачами.
Если секция во Владимирском зале по своей тематике несколько вышла за тематические рамки конференции, то в Филаретовском зале, на секции «Педагогический дизайн» дискуссия строилась вокруг дистанционного образования и – вновь – рисков и возможностей, которые несет использование искусственного интеллекта.
Модератор секции начальник управления ИТ «Сургутнефтегаз» и преподаватель ИДО ПСТГУ Ринат Дамирович Гимранов заранее анонсировал кейсы успешного и неудачного использования искусственного интеллекта на разных этапах создания образовательных программ. С успешных примеров ведущий и начал в своем выступлении рассмотрев, как работает «ИИ помощник в педагогическом дизайне» на примере методики онтологического проектирования курса. Искусственный интеллект сумел на основании загруженного списка понятий и корректировки требований к результатам выстроить онтологическую модель. Итогом выступления стал обобщенный опыт взаимодействия с ИИ: нейросеть не обойдется без авторского замысла и не заменит профессионализм «заказчика», результаты важно снабжать промтом, а еще нужно продумать способы развития аналитических способностей учащихся, ведь традиционно они развивались через реферирование большого объема текстов, но теперь данную деятельность проще делегировать ИИ.
Завершая выступление, Ринат Гимранов вспомнил Сократа, не приветствовавшего
развитие письменной речи и записи своих диалогов, поскольку с точки зрения
философа, из-за развития письменности люди должны были разучиться думать и
запоминать. Но этого не произошло, поэтому и новые технологии не должны
обладать подобным катастрофическим для человека эффектом.
Директор Центра Открытого Образования СПбПУ Светлана Владимировна Калмыкова в своем выступлении поставила вопрос, о чем стоит задуматься, применяя искусственный интеллект в педагогическом дизайне. Она описала изменения в педагогическом дизайне, ведь сейчас учащиеся уже не могут запоминать большие объемы теории, их нужно учить взаимодействовать с большими объемами неверифицированной информации, давая в учебном процессе необходимый минимум теории и прописывая треки для получения дополнительного материала, который обучающийся может изучить самостоятельно. Выступающая наметила возможности использования ИИ в педагогическом дизайне в цифровой среде: улучшение обратной связи, новые возможности создания разнообразного контента, мониторинг содержания программ и вовлеченности учащихся… Но нужно учитывать и риски («галлюцинации», неспособность анализировать языковые нюансы, неумение выбирать нестандартные пути решения задач, риски утечки персональной информации), поэтому докладчица поделилась принципами использования ИИ в системе дистанционного обучения «Открытый Политех»: открытость, прозрачность, этичность использования.
Начальник отдела дистанционного обучения АНО «Профессии будущего» Елизавета Олеговна Воробчикова в своей презентации «ИИ как инструмент для создания персонализированной цифровой образовательной среды» охарактеризовала плюсы и ограничения разнообразных инструментов ИИ, которые помогают в профессиональной деятельности (например, для анализа контента в телеграм-чатах и создания дайджестов дневных переговоров; реферирования научных статей; визуализации данных; разработки аватаров преподавателей и тп.).
Старший научный сотрудник Международного академического центра компетенции «Технологии интеллектуального предприятия» СПбПУ Антон Николаевич Амбражей в выступлении, проведенном вместе со старшим преподавателем Высшей школы проектной деятельности и инноваций в промышленности СПбПУ Инной Алексеевной Селедцовой, описал сценарий использования искусственного интеллекта в обучении студентов продуктовому и проектному подходу на примере курса «Основы проектной деятельности». Для студентов часто сложностями становятся такие задачи как подготовка документации и встреч с заказчиками, и в этой области ИИ способен помочь им анализом материалов, структурированием и вариантами сценарием с набором вопросов по проекту. Студентов важно научить использовать ИИ не для заполнения шаблонов, а как ассистента в профессиональной деятельности, помогающего делать шаблоны лучше. И в этом выступлении проговаривались ограничения по использованию ИИ: при генерации продуктовых гипотез или вопросов для исследования ИИ всегда делает ошибки, которые нужно находить и уточнять промт.
Завершая секцию, Ринат Гимранов поделился примером
построения курса в магистратуре ИДО
ПСТГУ «Методы и модели в принятии управленческих решений», на котором студентам
не удается использовать вместо самостоятельной работы данные, сгенерированные ИИ.
Сначала магистрантов просят представить ситуации из собственного опыта, требующие
принятия решений, – это задание интересное и его можно выполнить только
самостоятельно. Затем создается творческая площадка, на которой одна из
предложенных ситуаций прорабатывается через экспертную оценку одногруппников,
причем критерии оценки нужно вырабатывать под конкретную ситуацию. Так
определился набор рекомендаций для преподавателей, желающих избежать рисков
использования ИИ студентами: задания с опорой на личный опыт учащихся,
включение учащихся в совместную творческую работу, самостоятельное определение
критериев, на которые нужно опираться при анализе результатов, развитие в
области неявных знаний.
Прослушав все выступления и вопросы зала, модератор также зафиксировал 21 фактор, влияющий на использование ИИ в педагогическом дизайне и предложил в завершение встречи осмыслить этот перечень по рамочной модели Киневин.
После перерыва тематика секции, посвященной педагогическом дизайну, продолжилась дискуссией на секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании», которую провел директор ИДО ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров. На этой секции ведущий предложил собравшимся экспертам и участникам в зале совершить разворот от обсуждения технологий к обсуждению человеческого фактора: если на предыдущих секциях говорилось о возможностях и недостатках нейросетей в образовании, то здесь хотелось бы обсудить, как применение ИИ сказывается сейчас на взаимодействии людей в образовательном процессе и как ощущают себя преподаватели в меняющейся цифровой среде.
Этот вопрос с разных сторон рассматривали доцент кафедры
медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МРГУ Татьяна
Александровна Чекалина, управляющий партнёр Detech Светлана Игоревна Симоненко,
преподаватель МГУТУ Александр Игоревич Минаков и выступавший накануне Chief AI
Officer корпорации «Синергия» Андрей Александрович Комиссаров. Собравшиеся
делились опытом изменения работы со студентами, использующими ИИ, обсуждали,
каково теперь в образовании место преподавателей, если они не успевают за
изменением технологий, но остаются специалистами в своих сферах знаний.
Возникла и дискуссия о том, в какой мере сейчас можно полагаться на
разработанные ИИ оценки компетенций и способностей людей.
Завершилась конференция дискуссией «Образование XXI века: новые горизонты и технологии», на которой Ринат Гимранов предложил всем участникам подвести итоги двухдневного обсуждения трансформации образовательного пространства в эпоху цифровых технологий. По традиции, на этой встрече обсуждалось, какие вопросы хотелось бы рассмотреть на следующей конференции через год. Предложения из зала звучали разные, среди самых запоминающихся было предложение пригласить специалистов по психологии или психиатрии, чтобы проанализировать причины активного использования людьми искусственного интеллекта, а также просьбы организовать родительскую секцию для обмена опытом, потому что в рамках дискуссий все чаще звучали вопрос и описания ситуаций, связанных не с профессиональным, а именно с родительским опытом участников.
ЗАПИСИ СЕКЦИЙ БУДУТ ДОСТУПНЫ НА САЙТЕ КОНФЕРЕНЦИИ.
