Киборги, кентавры и экосистема знаний: открытие седьмой конференции «Цифровое образование. XXI век»
23.05.2025
22 мая открылась седьмая научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», которую совместно организуют «Сургутнефтегаз», Институт
дистанционного образования ПСТГУ, Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени
М.В.Ломоносова и Свято-Дмитровская школа. Площадкой конференции в
очередной раз стала Соборная палата ПСТГУ. А в тематике секций в этом году нашлось
место новым вопросам, связанным со столкновением людей и технологий, – искусственному интеллекту в образовании.
Впрочем, большинство секций насыщенного событиями первого дня конференции были посвящены другим темам. Во Владимирском зале несколько часов делились опытом эксперты в области корпоративного обучения – эту традиционную для конференции секцию организовывали и модерировали первый заместитель начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз», преподаватель СурГУ Ольга Юрьевна Латыпова и профессор СурГУ Галина Евгеньевна Каратаева. В центре внимания участников секции были вопрос о том, как меняется корпоративное обучение вслед за аудиторией, формами и методами преподавания и требованиям к профессиональным знаниям и компетенциям.
Заместитель руководителя Центра развития компетенций «Корпорации Галактика» Ольга Валерьевна Калачкина рассказала о трансформации дистанционного обучения в условиях технологического прогресса. Заместитель руководителя учебного центра компании «Форсайт» Константин Андреевич Комиссаров поделился опытом компании в обучении клиентов работе со сложными IT-продуктами. Директор по обучению компании ООО «Аренадата Софтвер» Федор Геннадьевич Кирдяшов рассказал о подходах к построению программ в своей компании. Руководитель регионального центра цифровизации Global ERP Максим Константинович Кобыляцкий вместе с заместителем генерального директора компании «КИИНП» Алексеем Сергеевичем Каратаевым подготовил доклад о партнерской модели создания образовательных решений на примере внедрения ERP системы, раскрывая особенности совместного сотрудничества ИТ-компании и образовательной организации в сфере разработки учебных программ. Завершил эту часть секции доклад Ольги Латыповой «Опыт совместного обучение ИТ-Команд и команд заказчика. Трансформация модели компетенций ИТ-специалиста в процессе импортозамещения», подготовленный на основе опыта построения программы повышения квалификации для проекта «Построение системы Управленческого учета». Представления и обсуждения докладов продолжились дискуссией, посвященной вопросу о том, как меняется модель компетенций в период попыток обретения импортонезависимости.
Тем временем в соседнем Филаретовском зале день начался с обсуждения реализации цифровых инструментов образования в университетах и возникающих при этом сложностей на дискуссии «Цифровые механизмы в пространстве образования. Развитие, регулирование и обмен опытом». Участники под руководством директора Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова Дениса Николаевича Янышева обсуждали возможности привлечения молодежи в науку и разработки сервисов и платформ, которые повысят уровень комфорта рабочего пространства для студентов, преподавателей, ученых, инженеров, технологических предпринимателей и других членов профессионального сообщества. В дискуссии приняли участие: президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Александровна Боровская; директор Проектного офиса по реализации цифровой трансформации высшего образования МИФИ Олег Викторович Бердюгин; руководитель по продвижению Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Сергеевна Зайцева; руководитель по работе со стратегическими партнерами Университета Иннополис Анна Сергеевна Малиновская; директор института интеллектуальных кибернетических систем МИФИ Валентин Вячеславович Климов; начальник отдела онлайн-образования учебного департамента МИФИ Геннадий Константинович Барышев; директор Центра онлайн-образования — Центра дополнительных образовательных программ СПбГУ Сергей Сергеевич Митрохин; директор центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнический университет Петра Великого Светлана Владимировна Калмыкова; директор ООО «Научный проект «Ломоносов» Николай Юрьевич Подорванюк.
Искусственный интеллект оказался в центре внимания гостей
Филаретовского зала после перерыва – на секции «ИИ-инструменты в учебном
процессе. Опыт, идеи, восприятие». Ведущий генеральный директор ООО
«Галактика ИТ» Денис Алексеевич Бушковский предложил спикерам – представителям вузов,
вендоров и министерств – поделиться собственным практическим опытом использования
технологий «искусственного интеллекта» в учебном процессе, описав успехи и
сложности этого процесса, а в финале – попробовать посмотреть в будущее, оценив
риски использования новой технологии, и спрогнозировать изменения в жизни
университетов в ближайшие годы.
Проректор по ИИ в корпорации «Синергия» Андрей Александрович Комиссаров описал слабые стороны больших языковых моделей, генеративных трансформеров: последствия рандомной генерации, которые называют «галлюцинациями» (точная информация смешивается с несуществующими данными). Применять такие модели в чистом виде нежелательно, но есть варианты уточнить полученные результаты с помощью знаниевого аудита, кросс-референсинга (проверки полученной информации через поиски в интернете) и знаниевых графов, связывающих термины, тезисы и вопросы в определенной логике. Директор Инженерной школы информационных технологий и робототехники Томского политехнического университета Александр Сергеевич Фадеев поделился опытом удачного использования ИИ для подготовки разнообразных инструкции и объяснений сложных материалов на доступным разным группам языке. Проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета Роман Васильевич Боюр раскрыл несколько кейсов с использованием искусственного интеллекта – эта технология может упростить административную работу, например, подготовку должностных инструкций, генерацию текстов уведомлений, массовых рассылок и опросов об удовлетворенности обучением, но важно использовать продуманный промт, то есть готовить такие запросы и задания для нейросетей, которые смогут учитывать особенности корпоративной культуры и меняющейся нормативной базы.
Скептичнее оценивал перспективы новой технологии директор департамента цифрового развития Министерства науки и высшего образования РФ Святослав Вячеславович Афанасьев, отмечавший, например, что зачастую сгенерированные искусственным интеллектом планы лекций неприменимы в жизни из-за неспособности учесть все заданные критерии, а цифровые двойники лекторов, обучающиеся на массиве имеющихся лекций, грешат смешением понятий и глоссариев. Когда нейросети применяются для разработки методических материалов для студентов и аспирантов, последние могут получать заведомо ошибочную информацию для обучения и столь же ошибочные варианты тестирований, посетовал представитель Минобрнауки.
Директор по развитию и работе с партнерами ВКонтакте Евгений Александрович Лохматов рассказывал об опыте применения чат-ботов в мессенджерах, разработанных ВК для коммуникации в университетах: в этом качестве искусственный интеллект может не только заменять живых модераторов обсуждений, но и приносить пользу, напоминая студентам об изменениях расписания занятий и других организационных вопросах, путаница в которых снижает мотивацию к обучению.
Денис Бушковский подвел итоги, перечислив обозначенные риски применения ИИ и подчеркнул: новые технологии в университетах неизбежно будут развиваться, что вскоре приведет к заметному технологическому разрыву между крупными вузами, разрабатывающими промт для больших языковых моделей, и учебными заведениями, не имеющими такого опыта и наработок.
В попытке составить прогнозы на будущее, участники секции
отметили: проблема не в том, с помощью чего сейчас учат студентов, а в том, что
их готовят к деятельности, реализующейся сейчас без применения искусственного
интеллекта, хотя новые технологии стремительно меняют профессиональный рынок. Финальную
дискуссию стимулировал Андрей Комиссаров, настаивавший, что искусственный интеллект
может проявлять гораздо больше эмпатии, чем люди – ведь ему не надо делать над
собой усилия в управлении эмоциями. Также представитель «Синергии» посоветовал
современным студентам учиться на психиатров киборгов и предрек грядущее столкновение
киборгов, кентавров (людей, с детства привыкших общаться с ИИ как со своей
второй половинкой) и новых луддитов. Завершилась дискуссия спором выступающего
с представителями зала о том, способны ли большие языковые модели генерировать
новое знание, заменяя собой научные лаборатории.
Завершающие день секции прошли в более спокойной атмосфере. Во Владимирском зале заместитель генерального директора КИИНП Дмитрий Ринатович Гимранов провел секцию, посвященную экосистеме знаний «Суверенные технологии и интеллектуальный капитал» (СТИК) – содружеству образовательных организаций и разработчиков российского ПО, представив собравшимся эволюция идеи организационной модели экосистемы, анализ преимуществ и перспективы проекта.
Заместитель руководителя Центра развития компетенций «Корпорации Галактика» Ольга Валерьевна Калачкина и эксперт-преподаватель КИИНП Елена Николаевна Дубровская поделились своим опытом партнерства в рамках презентации «Инновационные подходы в управлении персоналом: Разработка и внедрение курса в партнерстве с «Корпорацией Галактика». Максим Константинович Кобыляцкий и Алексей Сергеевич Каратаев рассказали о разработке учебного курса «Основы бухгалтерского учета в полевых условиях Global.ERP». Старший преподаватель центра образовательного инжиниринга ЮГУ Дмитрий Васильевич Санников описал возможности использования программного обеспечения Р7-Офис в образовательных курсах по статистике и эконометрике. Архитектор «ТерраЛинк» Александр Николаевич Фадеров посвятил выступление академическому курсу «Архитектура предприятия», разработанному на практических материалах интегратора «ТерраЛинк» и реализованному на цифровой образовательной платформе СТИК. Менеджер продукта «Наука» Дарья Александровна Смирнова совместно с Дмитрием Гимрановым презентовала опыт интеграции инженерного ПО NAUKA.Proxima в академические курсы для развития практических навыков и компетенций. А руководитель Академии Directum Михаил Владимирович Шухардин в рамках доклада «20 лет сотрудничества вендора Directum с вузами» рассказал о 6 шагах, необходимых для старта обучения студентов по предоставляемым учебным материалам.
В Филаретовском зале тем временем шла дискуссия «Единый процесс сборки и реализации образовательных продуктов от А до Я»: ведущая заместитель руководителя департамента консалтинга «Тандем информационные системы» Александра Владимировна Кузьмина и приглашенные эксперты обсуждали разные этапы существования образовательных программ – от разработки и проектирования до внедрения и переделки в процессе реализации.
Директора центра развития ИТ-образования МФТИ Ксения Мартуновна Барсегян описала все этапы реализации образовательного продукта «Тандем» (программ ДПО), а затем по просьбе модератора поделилась неудачным опытом переноса опыта разработки программ для детской аудитории на взрослую аудиторию.
Директор АНО «Клеверлаб» Юлия Евгеньевна Селюкова в презентации с провокационным названием «Хороших курсов не бывает» поделилась опытом запуска курсов ДПО: преподавателю кажется, что он сделал «хороший курс», но с точки зрения аудитории курсы не определяются как «хорошие» или «плохие» они бывают нужными или ненужными, полезными или бесполезными. Зачастую ошибкой представителей академического сообщества становится слишком большой акцент на содержательной стороне курса при недооценивании значения формата (хотя важно понимать, по какой причине учащиеся ДПО выбирают дистанционный-формат). Распространенными ошибками являются попытки сделать программу под интересного преподавателя без учета потребностей аудитории, ожидания, что онлайн-курс в производстве окажется проще и дешевле очного, и представления, что с онлайн-курсом справится любой лектор, который читал лекции в zoom во время эпидемии ковида. Выступающая отметила важность предпродажных вебинаров, снимающих у взрослой аудитории тревожность, которую вызывает онлайн-образование: людям важно увидеть, как в этой системе все устроено и как будет проходить учебный процесс, и наличие в любой команде по созданию онлайн-курсов методолога и живых тьюторов, которых не заменят в полной мере чат-боты службы поддержки.
Начальник методического отдела Центра развития электронных
образовательных ресурсов СПбГУ Мария Владимировна Бурлова рассказала об опыте
своего вуза в синтезе продуктового дизайна и модели ADDIE при разработке
онлайн-курсов. Докладчица описала растущий рынок массовых онлайн-курсов и
пояснила, как работает аналитика, позволяющая отсортировать наиболее продуманные
с точки зрения упаковки и содержания курсы и выявить проблемы, которые можно
откорректировать. В этом докладе особенно интересным оказались кейсы, посвященные
запуску языковых онлайн-курсов японского и китайского языка: анализ курсов
помог понять, по каким причинам учащиеся бросают заниматься, и скорректировать
картинку и содержание. В одном из кейсов учащихся лишал мотивации большой объем
курса, рассчитанного на год, а увеличить количество записей на курс помогло
разделение его на модули по отдельным темам для снижения когнитивной нагрузку.
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования Денис Николаевич Янышев вернул в обсуждение актуальную тему ИИ, перечислив в своем выступлении аргументы «за» и «против» применения искусственного интеллекта при реализации образовательных продуктов.
Итоговый список советов по сборке образовательного продукта от участников дискуссии подразумевал учет нескольких пунктов:
- последовательность и регулярность при работе над расширением портфеля курсов;
- предварительный анализ ожиданий и проблем потенциальной аудитории;
- важность обратной связи, которую искусственный интеллект может получить с помощью анализа цифрового следа слушателя, помогая преподавателю в усовершенствовании курса;
- понимание учащимся на каждом этапе взаимодействия с образовательным продуктом, зачем он все еще здесь.
Александра Кузьмина завершила этот перечень обозначением трех ключевых вопросов, которые должны задавать себе производители образовательного продукта: что, как и для кого мы производим?
Обдумывать эти вопросы участникам конференции предстояло до следующего дня, предвещавшего не менее интересную программу.
Записи всех секций будут размещены на сайтеконференции «Цифровое образование. XXI век».