Почему публичная история важна для церковного историка: семинар Натальи Липилиной
23.05.2024
22 апреля 2024 года в Институте дистанционного образования прошел семинар «Междисциплинарные подходы к изучению прошлого. Публичная история». Преподаватель курса «История в публичном пространстве» в дистанционной магистратуре «Церковная история советского периода», главный редактор Портала публичной истории RU PUBLIC HISTORY Наталья Олеговна Липилина рассказала о своей дисциплине и ее значении для церковно-исторических исследований.
В семинаре участвовали директор ИДО и руководитель магистерской программы «Церковная история советского периода» прот. Геннадий Егоров, преподаватели и студенты магистратуры, слушатели других дистанционных программ.
Участники семинара обсудили примеры того, какие факторы могут влиять на отношение общественности к историческим данным, как трансформируется в массовом сознании представление о достоверных исторических материалах и доброкачественных исследованиях, как память может быть конкурирующей, конфликтующей или сотрудничающей.
- Откуда возник интерес к альтернативной истории и что профессиональные историки могут сделать, чтобы донести проверенную информацию о прошлом до широкой аудитории, которой не очевидна разница между мифом и научными данными?
- Как интерес к внутреннему туризму проявляется в развитии сомнительных музейных концепций и какие мультимедийные проекты помогают соединить публичную и локальную церковную историю?
- Как отделить изложенные в исследовании факты от позиции историка, влияющей на их интерпретацию?
Эти и другие вопросы поднимались в ходе семинара.
Как отметил во время семинара прот. Геннадий Егоров, магистратура по церковной истории XX века в Институте дистанционного образования была создана отчасти и для того, чтобы постараться зафиксировать качественное знание о недавнем прошлом. Непосредственные участники событий XX века уходят и верифицировать те или иные мифы становится труднее. Есть профессиональные историки, которые работают в архивах и обмениваются полученной информацией через статьи в научных журналах и доклады на конференциях. Между тем, массовое сознание формируется на базе школьных и институтских учебников, а теперь еще и сетевого дискурса, и достоверное знание не воспринимается как веская аргументация. Перекинуть мостик от академической науки к широкой аудитории очень важно и магистратура, возможно, этому поспособствует.
Делимся записью семинара: