«В соцсети все люди – богословы, но, начав писать статью, они понимают, что не имеют достаточно знаний»
19.05.2020
Ирина Собыленская – лингвист, дизайнер интерьеров, автор блога о православных книгах в сети Instagram и основатель портала «Вера21». А еще Ирина учится на дистанционной программе ИДО «Теология». Зачем современному христианину знание богословия, какую литературу считать православной и как успевать совмещать работу и хобби с учебой – об этом в интервью:
Ирина, как появился Ваш инстаграм-блог orthobooks о православных книгах? С каких книг проект начался?
- Блогу два с половиной года. Все началось с того, что я попыталась найти ресурс, в котором бы рассказывали про новинки и «классику» православной литературы и делились личными впечатлениями и отзывами. В последнее время появляется много книг о Православии,но, к сожалению, кроме аннотаций, практически нет информации о них. Есть много блогов, посвященных разной литературе – от художественной до нон-фикшн, но о православной литературе не было ничего кроме отзывов на страничках некоторых блогеров: ты хочешь читать только про книги, а приходится искать нужную информацию среди многочисленных публикаций о жизни.
Я общалась со священниками, в том числе с теми, кто ведет свои блоги, и однажды пожаловалась им, что не могу ничего найти. «Сделай сама!» - сказали мне, и я решилась: сначала просто выложила в блог несколько красиво оформленных отзывов на книги, которые уже успела опубликовать на личной странице. Это были довольно известные книги – «Афонские рассказы» Дворкина , «Письма Баламута» Льюиса, «Несвятые святые» митр. Тихона, «Лето Господне» Шмелева. Но первой книгой, конечно, стала Библия.
Постепенно блог стал расширяться и за счет прочитанных книг, и за счет прироста аудитории, которой эта тема оказалась интересна. Два года назад проект был уникальным – никто еще такого не делал. С тех пор некоторые мои подписчики тоже завели свои отдельные странички для книжных отзывов.
Сейчас я амбассадор издательства «Никея»: у меня практически свободный доступ к их книгам, также с «Никеей» и порталом JPortal митрополита Илариона (Алфеева) мы снимаем интервью с авторами издательства. Вышло уже два выпуска «Книги о главном». Также я сотрудничаю со многими другими издательствами, которые хотят, чтобы про их новинки узнало больше читателей.
Что Вы вкладываете в понятие «православная литература» - ведь его трактуют по-разному? Для кого-то это книги, написанные православными авторами или только святоотеческая, богословская литература. Для кого-то - книги, сюжетно связанные с историей или жизнью Церкви. Какой подход Вам ближе?
- Изначально подпись «православные книги» появилось как маркетинговый ход: именно эта строчка появляется в поисковике, когда люди ищут блоги в Instagram. Но мне хотелось рассказывать также о тех книгах, написанных католиками и протестантами, которые можно читать православным людям без вреда для душевной организации. Например, протестантские проповедники хорошо пишут о том, как выстраивать разговор с атеистами, умеют деликатно построить диалог с человеком, который убежден, что Бога нет, категорически настроен против упоминания сверхъестественного.
Но православная среда довольно консервативна, ограничена определенными рамками ожиданий, и мои первоначальные попытки поместить что-то подобное в блог вызывали негатив у некоторых подписчиков. Я быстро сдалась и стала рассматривать строго православную литературу: книги под грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» и книги без подобного грифа, не связанных с догматическими вопросами, но имеющих ценность для понимания Православия, культуры, истории.
Со временем подписчиков прибавилось, блог стал развиваться в lifestyle-направлении, я поняла, что аудитория лояльнее относится к разной литературе и стала добавлять в блог другие книги, в основном художественные. Например, раз в месяц мы выбираем и вместе с подписчиками читаем что-то из классики – американской, английской. Мне важно показать, что любая книга может нас чему-то научить.
Любую книгу мы можем препарировать с точки зрения православного вероучения.Многим людям трудно в это поверить: им кажется, что как только они стали верующими, пошли в храм, – мир разделился на «до» и «после», никакого окружающего мира больше нет. И они читают исключительно то, что под грифом «рекомендовано издательским советом РПЦ» и другую литературу отвергают, кроме русской классики, возможно… Но я пытаюсь продвигать разную литературу, и вижу, что, читая ее, люди потихоньку переходят к литературе православной, так как им не хватает знаний для анализа. Они видят проблему в художественной книге, но не могут интерпретировать ее с точки зрения Православия – и начинают копать глубже. Это приятно.
В художественной литературе Вы видите определенную миссионерскую ценность или возможность показать людям, что есть какая-то сфера, о которой они еще не знают?
- Я убеждена, что светская художественная литература в большинстве случаев дает нам больше почвы для размышления, чем художественная литература православная – если иметь в виду не какие-то богословские, святоотеческие книги, конечно, а именно художественные тексты «о православных людях». Сейчас много таких книг и часто это истории банального содержания: неверующая девушка к концу книги неожиданно стала верующей…
Скорее даже ожидаемо…
- Да, или столкнулась с какими-нибудь трудностями, помолилась и случилось чудо. Или разбираются внутрицерковные конфликты. Но светская литература дает нам намного больше вариантов развития событий. Один пример: около года назад я прочитала на французском языке детектив современного писателя Жоэля Диккера, вообще никак не связанный с религией. Но второстепенный персонаж этой книги – невероятная иллюстрация того, как один маленький грех, одно лживое слово приводит нас к кому грехов и заканчивается плачевно для нашей души.
Мужчина, имеющий семью и детей, находит в фейсбуке профиль своей секретарши – банальная история, которая может произойти с каждым. Он переписывается с секретаршей, сидя с ноутбуком, и жена спрашивает, что он делает. И в этот момент он, вместо того, чтобы сказать правду, говорит, что работает – пишет статью. С этого все начинается: одно вранье, другое, потом измены, любовница начинает шантажировать его, он не хочет терять семью,и не знает, как выбраться из ловушки, и убивает любовницу… Это иллюстрация на тему того, что мы отвечаем за все свои слова и мысли, и, как говорят святые отцы, нужно постоянно следить за собой – не бывает маленькой лжи и маленького греха. В православных книгах таких историй не встретишь – они не показывают нам измены, ссоры, какие-то моменты, которые нас искушают в современном обществе, это табу. Там чаще видишь идеальные картинки, в жизни так не бывает. Но мы живем в этом мире и нам надо как-то с ним коммуницировать. Посредством художественной литературы мы можем увидеть, где «включить» свое Православие – а оно должно быть везде, мы должны постоянно видеть даже мелкий шаг к пропасти. Я рассказывала эту историю всем – от моих атеистических друзей до священников. Друзьям я прямо показывала этот момент: вы видите, когда здесь все завязалось? И они говорили, что сами бы этого не заметили. Если человек не мыслит духовными категориями, ему сложно увидеть первоначальную проблему.
В блог попадают и художественные, и учебные книги. Вы больше ориентируетесь при выборе книг на свои интересы – или на реакцию читателей? Пытаетесь как-то чередовать литературу разных жанров?
- Специально я не чередую книги, потому что очень не люблю ограничения и у меня нет контент-плана. Учебная литература – в основном то, что я читаю на программе «Теология» или дополнительно по темам программы. «Легкие» книги обычно присылают издательства: такую литературу чаще издают, потом что большинство людей охотнее ее покупают. Люди боятся копать глубже, считают, что они недостаточно интеллектуальны или им это не нужно. Поэтому, если я рассказала в блоге о какой-то серьезной книге, нужно «компенсировать» это рассказами о чем-то легком.
Тем более моя аудитория очень разная: кто-то серьезно занимается богословием, и им интересно обсудить серьезные тексты, кто-то просто ходит в храм, и ему интересно все – от архимандрита Андрея (Конаноса) до художественных книг. А есть и подписчики неправославные: из армянской церкви, несколько католиков. Год назад на совместных чтениях мы читали свт. Николая Сербского, «Под кровом всевышнего», книгу про паломничество на святую землю. И одна девушка, которая активно все это обсуждала, рассказала, что она атеистка. Я не ожидала, что мой блог может быть ей интересен, но она сказала, что я нестандартно подаю книги, без шаблонов, и еще ей интересно, чем живут и как мыслят православные люди. Таких читателей я тоже имею в виду и стараюсь подбирать книги, чтобы им тоже было интересно.
Вы знакомитесь со своими читателями, проводите очные встречи?
- Сама я специально ни с кем не знакомлюсь, по характеру я интроверт и не очень люблю внимание. Муж иногда шутит: интересно, сколько людей в нашем храме знают тебя заочно по твоему блогу, но сама ты их не знаешь? Когда я бываю в каких-то местах, связанных с церковью, в монастыре, на концерте, меня иногда узнают подписчики – люди подходят или потом пишут в блоге, что они меня видели. Но есть подписчики, которые сами активно идут на контакт в соцсети, могут написать сообщение, что-то посоветовать или спросить совета, с некоторыми мы уже дружим и в реальной жизни.
Какие вопросы обычно задают – просят совета о книгах?
- Вопросов довольно много, и они не всегда связаны с книгами. Читатели уже знают, что я не рекомендую книги незнакомому человеку – это очень деликатный момент, я даже своим друзьям не всегда могу порекомендовать то, что им понравится, надо очень близко знать человека, и то не всегда угадываешь.
Часто спрашивают про жизнь, просят совета в каких-то вопросах. Со временем в блоге даже появилась рубрика «Пятничные вопросы» в сториз, даже мои неверующие родные и друзья любят читать блог в этот день, потому что бывают интересные и забавные вопросы. Но на самом деле людям не хватает общения и доброго внимания, порой им просто некому о чем-то рассказать.
Но бывают и сложные ситуации: например, когда подписчицы рассказываю о проблемах в семье, с родителями. Я стараюсь направлять их к знакомым священникам для беседы. Такие случаи – определенная ответственность: одно дело рассказать про книжку, другое дело – дать совет на личную тему. Такой задачи у меня и моего блога нет. Но это особенность соцсетей: когда люди тебя постоянно видят, им кажется, что они тебя знают и испытывают к тебе дружеские чувства, воспринимают как человека, с которым можно поделиться, посоветоваться.
Есть ли какие-то книги, которые точно не имеют шансов попасть в Ваш блог?
- Были предложения по самиздату – от молодых авторов, которые хотят писать о Церкви, но в очень странном ключе, негативно, обличительно. Я отвечала, что априори не могу читать книги, которые противоречат моему мировоззрению. Хотя я знаю о каких-то недостатках Церкви, я не могу предлагать читателям книги, нацеленные на то, чтобы опорочить что-то, создать очередные надуманные мифы. Еще есть авторы экуменистического толка, которые в книгах предлагают компиляцию идей о христианстве и преподносят себя как создателей нового вероучения. Такое я тоже не читаю: зачем засорять свой мозг плохими книгами?
У Вас не было желания делать критические обзоры, рассказывать не только о тех книгах, которые Вам нравятся?
- Я настолько хорошо себя знаю, что обычно выбираю такие книги, которые мне понравятся. Но было несколько таких историй. Во-первых, с книгой журнала «Славянка» «Чтобы быть счастливой…»: как раз когда я собиралась опубликовать критический отзыв на эту книгу, появилось и указание изъять ее из церковных лавок, потому что в ней несанкционированно использовался гриф с рекомендацией РПЦ, а книга содержала утверждения, не соответствующие православному вероучению, особенно те, что касались женщин. Конечно, я все это упомянула в отзыве и приложила скан документа об изъятии.
Еще была книга про историю семьи Николая II, позиционировали ее как «самую полную историю царской семьи». В ней действительно были моменты, о которых я не знала, но через каждый абзац встречались какие-то «дьявольские козни», рогатые тени на стенах… Я не люблю, когда авторы пытаются все подавать в мистическом ключе, особенно если речь о событиях, у которых есть и объективные исторические причины. И такую книгу не порекомендуешь светским друзьям: они опять утвердятся в стереотипе, что мы, православные, помешаны на мистике. Тогда я тоже написала не очень приятный отзыв.
Какие книги особо запомнились за время существования блога?
- Неожиданным впечатлением стала книга «Две тысячи километров до любви» Клауса Кеннета. Это реальная история человека, который был рожден в католичестве, попал к священнику-педофилу, то есть у него были и психологические травмы, и травматичное отношение к религии. И жизнь его помотала: он перепробовал все религии официальные и неофициальные, вплоть до шаманизма. Он практиковал йогу несколько лет, практически выходил в другие миры, был буддистом… Он вновь пришел к христианству, сначала в протестантизм: сам он немец, живущий в Швейцарии, так что эта культурная почва ему ближе. Потом он познакомился с отцом Софронием (Сахаровым), стал его учеником, принял Православие. Сейчас ему уже за восемьдесят лет и он приезжал в Россию презентовать книгу. Мне довелось провести ему экскурсию по Москве, так как по первому образованию я лингвист и люблю Москву. Поскольку к этой книге присовокупилось еще и личное знакомство, и я понимала, что это история реального человека, впечатление было одним из самых ярких.
Еще в издательстве «Никея» мне понравилась серия толкований на Евангелие современных священников. Скажем, берется Нагорная проповедь или даже одна фраза «Будьте как дети» - и целая книга посвящается ей. Это очень интересно.
Решение запустить портал www.vera21.ru «выросло» из блога, вопросов читателей?
- У нас тесная компания: те, кто ведет православные блоги, на разных встречах, мероприятиях знакомятся, начинают общаться. И когда читаешь блог, понятно, насколько тебе близко то, что человек пишет, как он понимает Православие и как несет его в себе. Есть много деятельных людей. Мы познакомились с о.Александром Даниловым из Казани и на очередной встрече прозвучала мысль, что хочется сделать проект, который бы нравился нам со всех сторон. Во всех существующих проектах нам чего-то не хватало. Потом к нам присоединилась Маша Осипова, православный журналист из Санкт-Петербурга. Когда в проекте два участника, демократия не работает, а втроем можно все решения принимать коллегиально: большинством голосов одобряем какую-то идею или материал. Мы сами сделали сайт и сами готовили первые материалы, потом нашли людей, которым интересно писать о православии. Пока сотрудничество на добровольных началах, потому что у проекта еще нет постоянного финансирования.
Какова основная цель проекта, в чем Вы видите его отличие от других православных СМИ?
- Идея проекта образовательно-миссионерская. Во-первых, есть острые темы, которые православные СМИ стараются обходить стороной. Создается впечатление, что православные об этом не думают, думать об этом нельзя, и вообще нас это не интересует. Это темы, касающиеся психологии, семейного насилия, либо более глубокие, вопросы догматики, или что-то актуальное – вроде вопросов о церковнославянском языке. Мы решили рассказывать о Православии, как мы его видим, для современных мыслящих людей. Когда ты приходишь в храм, на многие вопросы ты часто не получаешь ответов. Либо тебе говорят: «Почитай святых отцов», либо говорят, что лучше вообще об этом не думать, зачем забивать голову. Мы решили, что все-таки будем забивать голову и об этом думать.
Второе направление: подкасты, они пока не очень быстро появляются, потому что требуют больше временных затрат. Они носят образовательный характер. Например, отец Александр рассказывает про историю Православия и католичества, про литургию. Также мы потихоньку развиваем видео-формат на YouTube. В будущем мы хотели бы, чтобы на сайте появились мини-курсы из нескольких подкастов и видео, например, по литургии, раскрывающие важные моменты, которые люди часто не понимают. Плюс какие-то уникальные курсы на темы, которые мало освещаются в интернете. Это точно не будет какое-то серьезное образование, скорее, небольшие курсы, которые можно послушать и посмотреть в свободное время.
Как вы находите авторов?
- Новых авторов мы ищем среди подписчиков блога и через знакомых – проект задуман как площадка, объединяющая блогеров. Понемногу мы находим экспертов по разным темам, даже если у них нет своих блогов. В соцсети все люди – богословы, но как только они начинают писать статью, они пугаются, потому что понимают, что не имеют достаточно знаний и внутренней готовности, чтобы рассказывать о высоких материях и сложных вопросах. И взяв тему, порой пишут слишком банальные тексты, не хватает глубины или смелости. Мы ищем тех, кто готов копать поглубже и умеет хорошо писать. Я уверена, что среди моих коллег-студентов ПСТГУ такие тоже есть.
Кто основная
аудитория – те, кто в Церкви или только на пути к ней, воцерковленные,
интересующиеся? - Это проект для тех, кто хотя бы немного понимает, что такое Православие. Большая часть аудитории, судя по откликам и комментариям, – те, кто ходит в храм, знаком с внешней обрядовой стороной церковной жизни. Но вот богословие и Православие внутреннее
вызывают у них вопросы. Больше откликов, конечно, получают горячие темы, разборы каких-то церковных проблем. Вот недавно о.Александр написал статью о том, что, по сути, мы не единая церковь, потому что по любому вопросу внутрицерковному мы делимся на два-три лагеря, и это, конечно,
проблема. Но мы не пишем в негативном ключе, наоборот, мы хотим показать, что на фоне негатива есть очень много положительного. - Как у Вас возникло
желание изучать теологию? Это решение было связано с Вашим блогом – ощущение
нехватки знаний, необходимость отвечать на вопросы читателей? - Блог на это решение повлиял лишь частично. Скорее связано с моим характером и с тем, что каждое свое увлечение я снабжаю образовательной базой. Мне важно обсуждать то, что мне интересно, с другими людьми… В церкви таким человеком потенциально может
стать священник, но ни у меня, ни у него нет времени на разговоры – мы же на службе, а после спешим по своим делам. Это была первая проблема: отсутствие отклика в церкви, который мне был нужен. В том храме, куда мы с мужем начинали ходить, курсы были
только для неофитов, про самые простые базовые вещи. Я уже знала всю основу, мне хотелось копать глубже.
Когда я начала вести блог, оказалось, что изучение богословия это актуальная проблема. Даже у священников нет единой точки зрения по некоторым темам: по одному и тому же вопросу они могут написать разные ответы и мнения – попробуй разберись, где правильно.
Не у каждого священника есть богословское образование и есть вопросы, на которые действительно не существует универсального ответа. Я поняла, что нужно что-то делать, и как человек, который любит учиться, подумала, почему бы не получить профильное
образование? Как Вы узнали о
программе ИДО ПСТГУ – и почему выбирали именно дистанционный курс? - Сначала я смотрела очные курсы, но поняла, что мне на них просто не хватит времени: дорога туда и обратно, лекции, домашние задания… Я фрилансер и было понятно, что полгода ходить на занятия в одно и то же время – не моя история. В августе 2018 года
мы встретились с подругой, которая тоже интересуется богословскими вопросами, так же занята на работе. Мы обсуждали разные очные курсы, например, в ПСТГУ, смотрели расписание и поняли, что нам это не подходит. «Но там же есть дистанционные программы,
- сказала подруга. – Давай попробуем. Когда там вступительные?». Вступительное тестирование можно было сдавать еще две недели. «Разве мы за две недели не подготовимся?» - сказала подруга. Мы подали заявки, прочли пособие «Основы Православия», сдали
тест и поступили. И вместе продолжаем учиться, хотя сейчас оказались в разных группах, но обсуждаем все темы. Хотя часто наши разговоры об учебе начинаются так: «Я ничего не успеваю, а ты что-нибудь сдала?». Учиться оказалось
сложнее, чем Вы ожидали? Какие дисциплины Вас больше интересовали? Вы открыли
какие-то новые предметы для себя? - Учиться оказалось гораздо сложнее, чем мы думали. С работой совмещать учебу в полном объеме очень трудно. В потоке есть многодетные мамы – это просто героические женщины. Мы не были готовы к объему материалов и той скорости, с которой его нужно было
изучать, например, к тому, что Ветхий Завет предстоит изучить за два месяца. Программа разделилась для нас на те предметы, которые нам уже были и не были знакомы. Ветхий Завет, Новый Завет, Апостол были довольно легкими: Священное Писание и толкования
мы уже много раз читали ранее, поэтому во время учебы можно было углубиться в дополнительную литературу, обсуждать дополнительные вопросы с преподавателями. На втором курсе оказалось больше тем, с которыми я знакома только фрагментарно, например,
история Вселенской и Русской Церкви. Приходится много читать, а потом опять читать – почти бесконечный процесс. Открытием стал курс богослужебного устава и гимнографии – у нас его вела Елена Николаевна Никулина, было очень интересно, - это тема, которую в обычной жизни сам меньше изучаешь, но когда начинаешь изучать, тебе раскрывается богослужебная жизнь с другой
стороны. Это очень практичный предмет, его можно применять на каждом богослужении. Еще на первом курсе я очень ждала догматического богословия, это один из моих любимых предметов. - От дистанционной
программы учащиеся ждут разного: кто-то ожидал видеороликов и не рассчитывал,
что приходится много читать, кто-то хотел бы больше вебинаров, а кто-то –
меньше. Какие форматы вам больше нравятся? - Вебинары мне неудобны только по той причине, что я в силу графика не всегда на них успеваю – я часто работаю по вечерам, когда их обычно проводят. Но, например, на догматическом богословии у нас были вебинары, и, если я успевала, было очень интересно.
Мне нравится много читать, потому что я умею быстро анализировать большие объемы информации, для меня это комфортно. Видеоролики предполагают большую концентрированность, мне бы для их просмотра потребовалось больше времени, чем на чтение, потому
что читать я могу в любых условиях, а смотреть видео – не всегда. Учеба как-то помогает
в ведении блога, работе с сайтом? - Проще стало отвечать на какие-то сложные вопросы подписчиков. Если раньше мне в комментариях или сообщениях задавали вопросы догматического характера или связанные с историей, литургикой, мне нужно было время, чтобы понять, о чем меня спрашивают (ведь
человек может написать один вопрос, а иметь в виду совсем другое), найти материалы, углубиться в них и дать какую-то их компиляцию. Сейчас я уже знаю, где искать ответы, а многие вопросы мне уже знакомы. Кроме того, есть книг, которые у многих вызывают сомнения, и я могу, основываясь на изученном, сделать вывод, насколько полезно или вредно эту книгу читать. Например, несмотря на некоторые скептические мнения об о. Георгии Чистякове, я могу посоветовать
подписчикам его книгу «Во тьме свет светит» (толкование на Евангелие от Иоанна), потому что в ней нет ни одного момента, который бы как-то противоречил православным взглядам, никаких экуменистических идей. В этом знания по теологии очень помогают,
дают определенную уверенность. Как Вам удается найти время на основную работу, блог, сайт, учебу? Как в наших современных реалиях, когда так много отвлекающих факторов, найти время, чтобы много и вдумчиво читать? - Это сложный вопрос, мне часто
его задают, а я отвечаю, что на самом деле тоже ничего не успеваю. Но есть две вещи, которые помогают. Во-первых, планирование времени: когда планирование становится системой, это делается очень быстро, ты составляешь планы на неделю, месяц, уже понимаешь, сколько времени займет то или иное дело… Правда, я тоже не всегда могу все делать по своему плану
и не все успеваю. У меня несколько аккаунтов в Инстаграм и они просто «высасывают» время. Но я придумала для себя стратегию, которая хорошо работает в посты, когда я более концентрирована, собрана. Я делаю публикацию, закрываю приложение и на комментарии
отвечаю в строго отведенное время, например, выделяю час вечером. Много приходит личных сообщений с вопросами, и я для себя определила, что отвечаю на них только раз в неделю, по пятницам. Иначе можно зависнуть. И я стала реже читать ленту, не подписываюсь
на большое количество людей и реже просматриваю тех, на кого подписана, – ничего ужасного не произойдет, если я что-то пропущу. Во-вторых, выбор приоритетов. Если есть приоритет, мы вкладываем в него максимум времени. Вещи, которые не так важны, сами «отваливаются». Например, часто говорят «У меня нет времени на чтение». Но в приоритетах обычного человека чтение стоит на последнем
месте: оно воспринимается как какая-то роскошь, как пирожное, десерт. А вот если чтение сделать основным блюдом, супом, ты точно его съешь и не останешься голодным. Важно воспринимать чтение как необходимость, не думать, что потом, когда появится
время, мы начнем читать, а ставить его в план. Я выделю час времени на чтение не потому, что у меня очень много времени, а потому что для меня это важно. Так и с любым процессом. Если учеба для меня важна, я выделяю на нее время: могу куда-то не пойти, что-то передвинуть в расписании, чтобы поучиться. Сейчас я учебные процессы ставлю на утро, потому что точно знаю: работу я сделаю даже ночью – у меня есть
обязательства перед заказчиками. А про учебу можно решить «я устала, перенесу на завтра», поэтому я ставлю ее в план первой: встаю и занимаюсь, читаю, делаю конспект. Для того и нужно планирование. Хорошо работает принцип маленьких шагов: если есть задание и ты не можешь сделать его за один день, лучше его разбить и делать по 20 минут, тогда точно однажды его закончишь. Если же я буду долго ждать, когда у меня появится время, чтобы сделать задание
целиком, я никогда его не сделаю. И так со всеми вещами. Если они в приоритете, они оказываются в плане. Как Вам кажется, программы, подобные «Теологии», полезны для всех верующих? Зачем нужно богословское
образование для мирян?
- Мне кажется, что любой человек, который считает себя верующим, ходит в храм, половину того, что включено в программу, просто обязан знать. Как минимум, содержание первого курса: Ветхий Завет, Новый Завет, догматическое богословие. Без знания этого даже
невозможно разговаривать о том, во что мы, православные, верим. Многие мои верующие знакомые сталкиваются с тем, что о своей вере не с кем поговорить. Люди приходят в храм, но с ними нельзя обсудить, например, притчу Христа, толкования на нее, упомянуть персонажей или устоявшиеся выражения из Ветхого Завета – тебя
просто не понимают. Не так легко найти людей, с которыми можно обсудить более широкие, сложные, богословские темы. В храме большинство интересует, куда поставить свечку, какому святому помолиться… Но Православие на этом не заканчивается – оно на этом
даже не начинается! Оно в другой траектории. И если бы все хотя бы минимально изучали богословие, стало бы интереснее общаться друг с другом, и проще было бы объединяться на приходах. Сейчас на приходе есть группы мам с детьми, есть бабушки и есть мои ровесники, которым будто бы ничего не интересно – пришли и ушли. Когда люди вместе учатся, им есть что обсудить. Поэтому мне кажется, что такие программы – для всех. Может быть, какие-то
дисциплины уже не всем нужны, например, история, но базовые вещи, важные для духовного развития, нужно изучать обязательно.
«Мы в одной лодке: все люди не полностью разбираются, что происходит в храме»
Летом 2019 года Мэтью Кассерли закончил дистанционные курсы «Основы Православия». Легко ли иностранцу, пришедшему из протестантизма, учиться на православной богословской программе ИДО, и что оказалось самым неожиданным в курсе? Зачем говорить о Православии на английском: интервью с преподавателем христианской лексики английского языка
Кому, где и зачем может пригодиться умение разговаривать о православии на английском языке? Чем английский может помочь в понимании церковнославянского? Об этом – в интервью с Евгенией Валерьевной Вилковой, преподавателем программы «Христианская лексика английского языка».О богословии для мирян и дистанционной магистратуре: директор ИДО на радио Вера
Директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров 10 апреля принял участие в программе радио Вера «Светлый вечер». Разговор шел о первом выпуске дистанционной богословской магистратуры и о том, зачем миряне приходят получать богословское образование.